Перекос в научном развитии СССР и его последствия
http://rjadovoj-rus.livejournal.com/3127672.html
Физика и лирика, человек и природа, наука и гуманизм.
Вопрос о том, почему развалили СССР, очень большой, комплексный, состоящий из множества аспектов. Но чтобы разобраться в большом вопросе, надо начинать разбираться с этих маленьких аспектов. Понять один аспект, второй, третий. И постепенно общая картина станет понятной.
Сегодня я хочу поговорить об одном из таких аспектов.
Как вы все знаете, царская Россия была аграрным государством, вынужденным закупать очень много продукции машиностроения и других технических средств у западных государств. Своей индустрии у нее было мало. Отсюда и слова Сталина, много раз повторенные, о необходимости индустриализации. Например, эти:
"Я говорил в докладе о нашей генеральной линии, о нашей перспективе в том смысле, чтобы страну нашу превратить из аграрной в индустриальную. Что такое аграрная страна? Аграрная страна, это — такая страна, которая вывозит сельскохозяйственные продукты и ввозит оборудование, но сама этого оборудования (машины и пр.) не производит или почти не производит своими собственными силами.
Если мы застрянем на той ступени развития, на которой нам приходится ввозить оборудование и машины, а не производить их собственными силами, то мы не можем быть гарантированы от превращения нашей страны в придаток капиталистической системы. Именно поэтому мы должны держать курс на развитие у нас производства средств производства."
(«XIV съезд ВКП(б)» т.7 стр.354.)
Индустриализация была осуществлена. Благодаря ей была выиграна война. Благодаря ей был осуществлен паритет в военном отношении с западом. Преимущества технических достижений, в том числе подготовки научных и технических кадров были очевидны всем в советском обществе.
Вот тут и произошло то, что послужило одной из причин развала СССР. Произошло сосредоточение на военно-бюрократическом аспекте жизни общества. Вера в то, что с помощью военной силы можно решить все вопросы, после Великой Отечественной войны доминировала в обществе.
И, как ни странно, даже после того, как СССР не стало по причине абсолютно не военных причин, многие вроде бы образованные, компетентные люди убеждены, что все вопросы можно решить военной силой.
В связи с вышеописанным СССР не смог, на мой взгляд, удержать баланс между техническим и гуманитарным развитием.
Изучая природу и создавая технику, в послевоенном СССР сделали гуманитарные науки (науки о человеке, в том числе и общественные науки) чем-то остаточным, неважным. Этаким придатком, вроде аппендикса. Я хорошо это помню. На словах и формально гуманитарные и общественные науки были важны, а на самом деле их выхолостили по предела.
В итоге страна не смогла своевременно обновлять теорию развития общества. Не смогла воспитать поколения, которые могли бы, в условиях наступившего военно-технического паритета с западом, в услових выросшего благосостояния и ослабления мобилизационной составляющей в обществе, выйти на новый уровень.
На уровень, когда в жизни важны уже не только еда, одежда, жилье, личный транспорт и спокойная жизнь на их основе. На уровень, когда в жизни крайне важна самореализация в творчестве. Когда человек получает удовольствие не только от пива и просмотра телевизионных программ или походов в ночные клубы.
Когда каждому человеку важно реализовать все свои творческие способности. Когда ему важно создать и защищать общество, которое предоставило бы ему возможность самореализоваться. Пора возвращаться от животного потребительства к своей человеческой сущности.
Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|