Смена лозунгов – смена целей - поражение.
Наверное, многие уже и не знают, что всего сто с небольшим лет назад, Америка представляла собой страну совсем не "американской мечты". В 1880 году средняя стоимость жизни составляла 720 долларов в год, а годовая средняя зарплата рабочих в промышленности была около 300 долларов в год. При этом средний рабочий день составлял 11-12 часов, а нередко и все 15. Каждый шестой ребенок работал в промышленности, получая половину зарплаты взрослого за одинаковую работу. Что такое охрана труда никто не знал. Все эти данные взяты из заключения Бюро трудовой статистики, представленного Конгрессу США. В конце этого заключения делается вывод: " Люди должны умирать для того, чтобы процветала индустрия".
Чикаго был признанным центром рабочего движения в США в 80-х годах. В городе действовали отделения Ордена рыцарей труда, Американской федерации профсоюзов, Социалистической рабочей партии. Но основное влияние на рабочих имели анархисты, объединенные в Международное товарищество трудящихся. Лидерами их стали Альберт Парсонс и Август Шпис, прежде активные функционеры профсоюзов. Разуверившись в легальной политической деятельности, поняв, что парламентские выборы есть лишь "изобретение буржуазии для обмана рабочих", они начали искать новые методы борьбы с эксплуатацией пролетариата капиталистами и государством, с полицейским террором. Главным средством борьбы они видели"создание вооруженных организаций рабочих, готовых с оружием в руках защищать свои права от всяких посягательств на них", главной своей целью - полное уничтожение системы насилия и эксплуатации.
В 1884 году Федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886 работать не больше 8 часов; установить эту продолжительность рабочего дня явочным порядком и добиваться ее признания всеобщей забастовкой.
Руководство крупнейшей по численности организации США — Ордена рыцарей труда, согласившись с лозунгом 8-часового рабочего дня, отказалось поддержать его забастовкой, а в марте 1886 года прямо запретила своим членам бастовать 1 мая. 1 мая в США бастовали 350 тысяч человек (11562 предприятия), еще около 100 тысяч сумели добиться принятия своих требований до начала всеобщей забастовки. После нее сокращения рабочего дня до 8 часов добились около 200 тысяч, примерно столько же — сокращения с 12 и более часов до 9-10. В Чикаго, как уже говорилось, движение было наиболее массовым. 1 мая здесь бастовали свыше 40 тысяч человек (около 50 тысяч добились своего до мая 1886-го), не работало ни одно предприятие. В этот же день в газете "Мэйл" появилось требование расправиться с Парсонсом и Шписом — "главными организаторами беспорядков". Власти ждали лишь предлога для своей мести. И выжидали недолго.
На одном из заводов Чикаго объявили локаут, 1,5 тысячи человек были уволены. В ответ рабочие объявили забастовку. 3 мая на завод прибыли штрейкбрехеры. Рабочие их встретили митингом у проходной, но полиция разогнала его, используя оружие. 4 человека были убиты, десятки ранены. В тот же вечер появились листовки с призывом собраться на митинг протеста против террора полиции. К середине следующего дня мэр города дал разрешение на его проведение, и вечером 4 мая на Хэймаркет-сквер собрались 3 тысячи человек, в том числе женщины и дети. Выступавшие требовали проявить твердость и организованность в борьбе за свои права. Выступавший в это время анархист Филден успел лишь крикнуть, что это мирный митинг, и тут кто-то бросил бомбу... Один полицейский был убит, 53 ранено. Тут же был открыт огонь, полицейские преследовали людей, избивая и расстреливая мужчин, женщин и детей. В той бойне погибли десятки, ранено 200 людей. На следующий день полиция уже громила рабочие клубы, типографии, без всяких ордеров вламывалась в квартиры, арестовывала"подозрительных". Сотни человек были схвачены и подверглись пыткам, их заставляли лжесвидетельствовать и доносить. Через несколько дней большинство было выпущено. Обвинительное заключение предъявили восьмерым:
— Альберту Парсонсу
— Сэмюэлю Филдену
— Юджину Швабу
— Адольфу Фишеру
— Августу Шпису
— Георгу Энгелю
— Луису Лингу
— Оскару Небе
Эти люди были особенно ненавистны властям предержащим - не столько из-за убеждений (все они были анархистами), сколько из-за того, что благодаря им Чикаго стал главным центром рабочего движения в США. Кроме Филдена, никого из них не было на митинге в момент взрыва, поэтому обвинили их не в организации взрыва, а в убийстве: обвинение основывалось на том, что неизвестный террорист действовал под впечатлением их речей. Парсонсу удалось скрыться в подполье, но к началу суда он сдался, желая разделить судьбу своих товарищей. Присяжным была дана инструкция:
приравнивать к убийству агитацию рабочих за объединение для защиты своих прав. Но и ее не требовалось: присяжные — все как один, управляющие предприятиями- до начала процесса говорили о своей убежденности в виновности обвиняемых и о том, что они вынесут соответствующее решение. Суд шел около месяца, в заключительном слове прокурор сказал: "
Здесь решается вопрос о законности и анархии. Коллегия присяжных отобрала этих людей из числа других и предала их суду потому, что они были вожаками. Они виновны не в большей мере чем, те тысячи, которые идут за ними. Господа присяжные заседатели, осудите этих людей, и пусть это послужит примером для других. " Приговор гласил: семерым — смертная казнь, одному — 15 лет лишения свободы. Филдену и Швабу заменили смертную казнь на пожизненное заключение; Линг покончил с собой. 11 ноября 1887 года Парсонс, Шпис, Энгель и Фишер были повешены. Но уже в 1893 году всех амнистировали за недосказанностью их вины.
А в декабре 1888 года Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих. Чуть позже конгресс Второго Интернационала постановил праздновать 1 мая как день международной солидарности трудящихся.
В 142 странах мира до сих пор этот день отмечают, как день Международной солидарности рабочих. Люди выходят на демонстрации с экономическими и политическими требованиями. Часто эти демонстрации заканчиваются столкновением с полицией и разгоном демонстраций.
СССР: "Когда мы едины - мы непобедимы"
В Российской империи Первомай как день международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тыс. рабочих. На первомайские стачки и демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тыс. рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай, впервые в истории, отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами "Долой министров-капиталистов", "Вся власть Советам", "Долой империалистическую войну!".
В Советском Союзе, где Первомай после Октябрьской революции стал одним из главных официальных праздников, каждое первое мая, люди выходили на демонстрации, чтобы еще раз продемонстрировать свою решимость в борьбе против власти капитала, свою солидарность в этом с трудящимися всех стран мира. Каждый Советский человек знал и помнил, что главным результатом борьбы за права трудящихся стало возникновение социального государства, в котором права человека труда защищены законом, трудящиеся имеют свободный доступ к образованию, здравоохранению, получают качественные социальные услуги со стороны государства. В СССР праздник 1 мая стал по-настоящему "массовым праздником". И это действительно был праздник для всех советских трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня. Лучшие из лучших удостаивались чести пройтись по главной - Красной площади, перед Мавзолеем. Долгое время 1 Мая отмечалось как День международной солидарности трудящихся всех стран.
Главной целью празднования Первомая в СССР было напомнить людям, что только при условии единства действий завоевывается, появляется и может быть сохранена в обществе такая категория человеческой жизни, как свобода.
"Труд, мир, май"?
Вышедшая 1 мая 1953г. газета "Комсомольская правда" впервые опубликует абстрактный лозунг "Труд, мир, май", взяв эти строчки из стихотворения Маяковского "Солнечный флаг". Казалось бы, ну что тут такого? Революционный поэт, революционное стихотворение, красивые слова... Вроде бы - ничего страшного. Однако, именно с этого момента праздник Первомая начал терять политическое содержание, превращаться в формальность. Советским людям сменили праздничный лозунг, а значит, изменили и цель праздника. Ведь если люди выходят на демонстрацию не для того, чтобы продемонстрировать свою солидарность с другими в борьбе за свободу, свою решимость эту свободу отстаивать и защищать, а "просто порадоваться", то чем же еще, кроме как формальностью, может стать такое действо?
В совокупности с другими подобными деяниями, пришедшего в 1953г. к власти в СССР нового политического руководства, выхолащивание содержания праздника привело к тому, что Советский Союз из передовой страны победившего пролетариата стал стремительно превращаться в того урода, который сегодня нам известен, как "совок". Люди начали день ото дня все циничнее, рассуждать о своей героической истории, формально ходить на демонстрации, формально трудиться, формально бороться.
С закономерным крахом общества, забывшего и предавшего свои цели, Первомай был переименован в Праздник Весны и Труда. Почему весну следует чествовать лишь с началом третьего месяца этого времени года, разработчики "праздничного уложения Новой России" объяснить не решились. С тех пор празднование 1 мая и приобрело свою двусмысленность и недосказанность одновременно.
В последние годы Первомай официально "закреплен" за профсоюзами. Именно они являются главными на этом "празднике жизни", а все желающие поучаствовать в первомайских мероприятиях политические силы могут рассчитывать лишь на роль "пристяжных".
Последние несколько лет, после заключения соответствующего соглашения, профсоюзы проводят первомайские мероприятия в тесном сотрудничестве с "партией власти". Вероятно, поэтому в марширующие по всей стране колонны вернулся определенный антураж советских времен. Действительно, о каком-либо протесте и "солидарности трудящихся" тут говорить не приходится. Люди выходят на улицы своих городов, чтобы "продемонстрироваться", встретить весну и зарядиться позитивом от ощущения общности внутри своего коллектива. Профсоюзы, конечно, озвучивают перед каждой первомайской демонстрацией некое "требование". Но, учитывая их сотрудничество с "партией власти", трудно ожидать какого-либо действительного радикализма.
Впрочем, позабыли изначальный смысл Первомая и последователи других идеологий. Не исключено, что сказалось, опять-таки, общее прошлое: большинство современных партий в определенном смысле являются выходцами из КПСС. А в Советском Союзе Первое мая было больше именно праздничным днем, нежели "актом классовой борьбы". Наверное, поэтому и первомайские колонны "Единой России", и демонстранты в рядах коммунистов выстраиваются практически идентично, по определенным "советским" канонам.
По неимоверной иронии истории, последний раз официальная первомайская демонстрация прошла по Красной площади в Москве в 1990 году. Ровно через 100 лет...
Развивающаяся по спирали история была вынуждена вновь начать подносить к носу, забывших уроки своей Великой истории людей, все тот же "старый кусок дерьма", именуемого капитализмом. Чтобы люди снова, ощутив уже подзабытое "амбре", поняли - не повидло.
С Первомайским приветом, Смешинка. Источник: http://www.dal.by/.
Рейтинг публикации:
|