Полтора года назад в общеобразовательной школе № 34 города Каменска-Уральского появились два необычных первых класса - только для мальчиков и только для девочек. Корреспондент "РГ" пообщался с учителями 2 в и 2 д, рискнувшими взяться за новое для большинства педагогов дело.
Вообще-то, открывать гендерные классы в школе не планировали. Так получилось, что весной на собрании, где родители будущих первоклассников знакомились с учителями, в класс к Татьяне Семеновой записалось 22 мальчика и только 3 девочки. Переводить ребят к другим педагогам родители отказались, заявив, что хотят учить детей именно у Татьяны Семеновой. Тогда руководство школы и предложило организовать мальчиковый класс. К тому же еще одна учительница, набиравшая первоклашек, Евгения Наумова, только-только защитила диссертацию по гендерному образованию и психологическим особенностям обучения мальчиков и девочек.
Разумеется, ей хотелось применить знания на практике, а потому она согласилась взять класс девочек. Сейчас за 2 в и 2 д наблюдают руководство школы, городское управление образования, родители. Все признают, что большой разницы между детьми из раздельных и смешанных классов пока нет, однако уже сейчас можно говорить о промежуточных итогах эксперимента.
Психологи считают, что мальчики успешнее пишут контрольные в начале урока, а девочки - в середине. Учителя учли эту особенность, и вот результат: пока дети из раздельных классов учатся успешнее. По мнению педагогов, школьники не смущаются и не отвлекаются на противоположный пол, а значит, больше думают об учебе. И таких психологических моментов немало.
- Мальчик не станет волноваться, как отреагирует симпатичная ему девочка на его ответ у доски, девочка не засмущается при мысли о мальчике, поднимет руку и ответит на вопрос учителя. Получается, они сконцентрированы только на предмете урока, - объясняют учителя, работающие с 2 в и 2 д.
Уже есть весомое доказательство эффективности раздельного обучения - в кабинете у девочек висят грамоты за первые места в конкурсах на знание русского языка.
- Я на практике поняла, насколько девочки отличаются от мальчиков. Скажем, даже зная ответ, девочка будет молчать и ждать, пока кто-то не ответит. В общих классах мальчики первыми поднимают руки, а тут их нет.
Вначале это очень сильно мешало: каждая знала ответ, но молчала, потому что боялась ошибиться. Мне иногда казалось, что я веду урок в пустом классе. Но, если учениц хвалить, в следующий раз они будут отвечать активнее. При этом девочку нужно похвалить, даже если она ошиблась, иначе в следующий раз она снова оробеет. Интересно, что парень такого подхода не поймет и станет потом долго думать, почему его отметили за неверный ответ, - отмечает классный руководитель 2 д Евгения Наумова.
Некоторым преподавателям нравится работать именно с девчачьим классом.
- Девочки - это просто мечта. Они спокойные, никогда не кричат. Мальчики из 2 в, конечно, активнее, чем девочки из гендерного класса. Но по сравнению с общим классом дисциплина у мальчишек выше, они спокойнее реагируют на замечание учителя. В обычных классах мальчики в похожей ситуации могут препираться с учителем, чтобы покрасоваться перед девочками, - делится с корреспондентом "РГ" учительница музыки Елена Титова.
- У нас тут все равны. Мои мальчишки сразу ставят хулиганов на место, поэтому все ведут себя достойно. Например, к нам перешел ученик из общего класса, где он больше всех дрался. Так мои парни его очень быстро перевоспитали, - рассказывает классный руководитель 2 в Татьяна Семенова.
Из общих классов то и дело слышатся раздраженные крики учителей, а в гендерных стоит тишина. Мы побывали на уроках и убедились: дисциплина здесь действительно отличная. К тому же учителям легче разобраться в специфике обучения детей определенного пола. Например, на физкультуре мальчики больше соревнуются и тренируют силу, а девочки развивают грацию и пластику. На уроках труда девочки плетут из бисера, вяжут или строят домики для кукол, а мальчики собирают конструкторы.
Впрочем, ученики раздельных классов активно общаются между собой. К примеру, поздравляют друг друга с праздниками. В день нашего визита, накануне 8 Марта, барышни с нетерпением ждали в гости кавалеров. На уроке литературы молодые люди отправились в соседний класс и, встав шеренгой у доски, читали стихи. Торжественная обстановка не мешала мальчишкам улыбаться девочкам, а тем - смущенно хихикать, пряча улыбку в ладошки. В завершение парни подарили каждой даме по кукле.
- У нас уже есть пары, которые дружат, общаются на переменах. Дело в том, что мы с первого дня стали развивать в девочках женское начало. Уже сейчас они отличаются от сверстниц и даже как-то достойнее держат себя, - говорит Евгения Наумова. - У нас даже находится место романтике, когда мальчики и девочки с трепетом ждут встреч, передают друг другу записочки. Это то, чего лишены остальные ученики.
Интересно, что если в первом классе мальчики были чересчур непоседливы и их приходилось успокаивать, а девочки молчали, то во втором сорванцы стали более уравновешенными, а скромницы - уверенными в себе. В общем, эксперимент решено продлить до 11 класса, чему родители только рады. Популярность раздельного обучения растет. Узнав о нововведении, в школу № 34 специально перевелись второклассники из других районов города. А вот переходить в общий класс никто не торопится.
- Учиться с мальчиками? Нет, не хотим. Зачем? Мы с ними и так общаемся. А еще с девочками дружить веселее, мы похожи и поэтому у нас одинаковые интересы, - считают подружки Вика, Дарина и Настя.
В разговоре с корреспондентом "РГ" родители отмечали, что рады успехам ребенка, многие готовы отдать в гендерный класс младших детей.
Прямая речь
Наталья Говорухина, директор школы № 34:
- Прерогатива определения состава класса остается за учебным заведением, поэтому перед началом учебного года нам не требовалось согласовывать раздельное обучение с управлением образования или министерством. Все, что необходимо, - это желание родителей. Не все из них готовы к переменам. В прошлом году при наборе первого класса мы проводили опрос, и взрослые не захотели учить девочек и мальчиков раздельно. В этом году мы вновь будем анкетировать родителей, и не исключено, что к сентябрю в школе снова появятся классы для девочек и мальчиков.
Компетентно
Наталия Васягина, завкафедрой психологии образования, профессор Института психологии УрГПУ:
- Плюс гендерного обучения в том, что дети не отвлекаются и лучше усваивают учебный материал. Если раздельное обучение идет в обычной общеобразовательной школе, минусы минимальны. А вот выпускники школ, где учатся только мальчики или только девочки, не смогут гармонично общаться с противоположным полом.
Мы наблюдали несколько гендерных классов. В одном случае исследование велось год, в другом - два. В результате пришли к выводу, что психологических отличий между детьми из раздельных и общих классов нет. Выбирая форму обучения, родители должны подумать, что они хотят дать ребенку - возможность лучше учиться или общаться.
Опубликовано в РГ-Неделе - Урал (Урал) N6634 от 26 марта 2015 г. Источник: http://www.rg.ru/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 12
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 217
Рейтинг поста:
В средней школе знаний особо не давали, поэтому приходилось заниматься учебной самоорганизацией дома, а в старших классах - подготовительные курсы. В этом плане нам, как ни странно помогла школа, в которой учителя тоже хотели, чтобы их дети хорошо сдали ЕГЭ, поэтому знали кто из преподавателей в нашем городе может хорошо подготовить по предмету, по русскому языку готовила учительница из нашей школы (бесплатно).
Могу тоже похвалиться, сейчас мой мальчик учится в аспирантуре (физфак).
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 542
Рейтинг поста:
Не соглашусь с Вами в этом. Приведу пример из личного опыта. Моя племянница учится в 11-м классе. Все предметы знает на хорошо не только по оценкам, но и по проверенными неоднократно мною знаниям. При этом есть ряд предметов по которым у неё и у всех её одноклассников наблюдается значительный прогресс и непомерный интерес к изучению. А именно русский язык, биология, химия, алгебра, геометрия. Часто сидит ночами или в интернете или зарывшись в книжки взятые из школьной библиотеки. Однако есть два предмета по которым у неё в дневнике также стоят четвёрки, но при этом реальные познания равны нолю (география и история). При этом напрочь отсутствует желание лишний раз прикасаться к учебнику.
На каждом родительском собрании мы просим директрису сменить учителей по данным дисциплинам, но к сожалению, результат отрицательный.
Поэтому Алекс, школа учит, но у школ колоссальная проблема с кадрами. Многие учителя просто не хотят заниматься с детьми и не знают детской психологии.
P.S. большая часть класса уже определилась со своим будущим и договорились, что вместе пойдут подавать документы в Самарский Мед. университет.
Вот. Похвалился. )
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 187
Рейтинг поста:
Надо определиться: Вам были нужны знания или общение?
От Алекс Зес:
Вы неверно ставите вопрос. Ну во первых знания наша школа не дает, она лишь формализует процесс их получения превращая в рутину. Во вторых в обществе коммуникаций общение первично. Почитайте мою статью : Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 217
Рейтинг поста:
Параллельно с нами в той же школе запустили проект - "класс девочек", но там были и обычные классы первоклашек-третьеклашек. Вот здесь все было гораздо хуже как в плане поведения, так и общения с родителями. Учительница с трудом справлялась как со школьницами, так и с их мамашками, поэтому второго класса девочек в этой школе больше не было никогда.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 182
Рейтинг поста:
Не соглашусь. Все зависит от культуры воспитания. Мои родители подружились в школе. Учились в разных классах, тоже: в одном только мальчики, в другом - девочки. Потом мама ждала папу из Армии, потом поженились... сейчас им уже за 70, они живут друг другом. Каждый боится уйти из жизни раньше, потому что знает, что второй это не переживет.
Кстати, они долго встречались с бывшими одноклассниками. На 40-летие точно помню - собирались. Много браков между классами "мальчишек" и "девчонок", очень прочных и проверенных временем.
Так что - не факт.
А про себя помню, что большую часть уроков в старших классах делила (в прямом смысле, то бишь с помощи линейки) парту с соседом-"шкафом". Он, почему-то, все время пытался вытеснить меня в пролет между рядами. ))) Но мы так и не поженились.^^
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 64
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 512
Рейтинг поста: