Практически каждый день в информационное поле попадают сообщения об очередных казнях на контролируемых ИГ территориях. Многие считают, что действия «Исламского государства» не поддаются никакому осмыслению, а казни осуществляются в произвольном порядке - в рамках массового террора, развязанного боевиками. Но, говоря словами Шекспира, в любом безумии есть свой метод. Ruposters продолжает серию материалов о самой заметной исламистской группировке современности, объясняя, как и за что наказывают боевики ИГ.
Коран и Сунна сами по себе не содержат конкретного списка наказаний за определенные преступления - Шариатский кодекс составлялся на основе изречений пророка Мухаммеда. В связи с этим «Исламское государство» было вынуждено создать собственный кодекс, который помещается на одной странице формата A4.
Шариатский кодекс “Исламского государства”
1. Оскорбление Аллаха - смертная казнь
2. Оскорбление Посланника Аллаха (Пророка Мухаммеда) - смертная казнь, даже если тот, кто это сделал раскаивается в своем поступке
3. Оскорбление Ислама - смертная казнь
4. Прелюбодеяние - для состоящих в браке - забивание камнями; для не состоящих в браке – 100 ударов плетью и ссылка на 1 год
5. Гомосексуализм - смертная казнь для всех участников
6. Кража - отсечение кисти руки
7. Употребление спиртного - 80 ударов плетью
8. Клевета и лжесвидетельство - 80 ударов плетью
9. Шпионаж - смертная казнь
10. Вероотступничество - смертная казнь
11. Разбой делится на 4 категории:
а) убийство и разбой - смертная казнь и распятие
б) убийство - смертная казнь
в) разбой - отсечение правой кисти руки и левой ступни
г) запугивание – изгнание.
Отсечение вору руки в “Исламском государстве”
Почти все перечисленные преступления относятся к классу «хадд», т.е. наиболее опасным в Исламе, напрямую посягающим на права Аллаха. Список правонарушений из этой категории отличается в разных исламских школах, но традиционно в нее относят кражу, разбой, прелюбодеяние, лжесвидетельство в прелюбодеянии, употребление алкоголя, вероотступничество и бунт. ИГ придерживается классической классификации и почти все описанные деяния можно отнести к одной из этих групп. Исключением является шпионаж, который обычно не относится к категории «хадд», а причисляется к преступлениям, наказание за которое не определено в Коране или Сунне, а потому назначается судьей.
Порка за употребление алкоголя в “Исламском государстве”
Один Шариат на всех
Как известно, «Исламское государство» - не единственное в мире образование, законодательство которого основывается на принципах Шариата. Что насчет Саудовской Аравии и Ирана? Настолько ли уголовное право ИГ отличается от других исламских стран?
Иран и Саудовская Аравия для сравнения выбраны не случайно. Во-первых, в обеих установлены теократические (или близкие к ним) режимы. Во-вторых, они находятся на разных полюсах исламского мира. Действительно, Саудовская Аравия - с одной стороны, страна ваххабизма, родина бен Ладена и Аль-Каиды на Аравийском Полуострове. До взрывного роста популярности ИГ в медиа именно она считалась США самой опасной террористической организацией. С другой стороны, на территории страны находятся американские военные, монархия имеет хорошие отношения с США и даже участвует в военных кампаниях своих американских партнеров. Иран же представляет шиитское течение Ислама, которое салафитами (ваххабитами) вовсе не считается исламским, а США, несмотря на все переговоры о ядерном оружии, относят Иран в перечень стран т.н. «оси зла». Хотя географически в некоторых местах расстояние между Ираном и Саудовской Аравией составляет всего 150 километров, в религиозном и политическом плане это два совершенно разных мира. Тем любопытнее сравнить подходы этих стран к уголовным наказаниям и понять, насколько же они отличаются от трактовки «Исламского государства».
Как мы видим, наказания идентичны во всех случаях, за исключением более-менее незначительных преступлений, как, например, распитие алкоголя.
Исполнение наказаний
Практика исполнения наказаний схожа что в Иране, что в Саудовской Аравии, что в ИГ. Публичность кары – среди основных приоритетов. И связано не с какой-то ближневосточной любовью к специфическим зрелищам. Считается, что человек не должен оставаться равнодушными и обязан активно участвовать в наказаниях или хотя бы присутствовать при них – в том числе, ради преступника, которому казнь в этой жизни может облегчить наказание в загробной.
Люди собрались на казнь человека, обвиненного в гомосексуализме
В некоторых случаях разнится форма исполнения наказания. В ИГ, Саудовской Аравии и Иране гомосексуализм карается смертью, но если в “Исламском государстве” сбрасывают с крыши самого высокого в городе здания, после чего закидывают жертву камнями, если она выжила, то в Саудовской Аравии казнят путем отсечения головы, а в Иране - вешают.
Повешенные гомосексуалисты в Иране
Надо сказать, что применение этих законов ИГ бывает оправдано в глазах местного населения. Известен случай, когда несколько молодых людей в иракском Мосуле, находящемся под контролем ИГ ворвались в частный дом, изнасиловали хозяйку, забрали ценные вещи и напоследок пригрозили своей жертве, что если та обратиться в “полицию”, то они убьют ее малолетнего сына (все это время он был в доме). Разумеется, преступников нашли, казнили, а после распяли их тела и выставили на улицах с табличками, поясняющими суть их преступлений.
Или, другой пример: боевик ИГ нес службу на КПП, вымогал взятки, а тех кто отказывался платить обвинял в вероотступничестве и самочинно казнил. Закончил он так же, как и преступники из примера выше.
Кроме “исключительных” случаев существует множество других примеров, которые иначе как варварством не назовешь. В январе этого года в сирийской провинции Хомс боевики ИГ, казнили (как было объявлено) двух шпионов - мусульманина-шиита и адвоката. Логика боевиков: шпионы помогают «крестоносцам» и «вероотступникам» убивать исламистов, шииты - «вероотступники», и потому подлежат казни. За что был казнен адвокат? Лишь за то, что работал в системе светского сирийского правосудия, которое функционирует не по «законам, ниспосланным Аллахом», а по человеческим «неправильным» законам.
Наказание за прелюбодеяние в “Исламском государстве”
Непрерывные сообщения СМИ о том, что система наказаний ИГ считается какой-то из ряда вон выходящей или, что она “странным образом” совпадает с наказаниями в Саудовской Аравии – популярное заблуждение. Интересно то, каким образом США акцентируют внимание на нарушении прав человека на Ближнем Востоке. Если Иран регулярно подвергается критике со стороны США из-за применения казней за уголовные преступления, а отправление «правосудия» в ИГ названо «бесчеловечным», то практика казней в Саудовской Аравии нисколько не осуждается, а сам президент Барак Обама охотно посещает страну. При назначении главных злодеев американская администрация руководствуется чем угодно, но не реальным положением дел с соблюдением прав человека. И, казалось бы, это исключительно дело самих американцев кого они считают нарушителям, а кого - нет. Нарушения прав человека в Иране или боевиками “ИГ” получают максимальную огласку, провоцируя всеобщее возмущение, а те же самые действия саудовского режима игнорируются Белым домом и Госдепартментом.