Александр Моисеенков
В конце лета Православная Церковь отмечает сразу три праздника, которые непосредственно относятся к личности Христа и так или иначе связаны с Его жизнью. В народе их называют Спасами — Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа).
Медовый Спас — происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Яблочный Спас — это Преображение. А Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Особое место в этой триаде занимает Преображение Господне, ставшее одним из любимейших праздников на Руси.
В нем самым причудливым образом сплелись три ниточки, три смысловых линии, да так, что уже и трудно отделить одну от другой. Но мы попытаемся это сделать, потому что иначе будет непонятна суть этой даты — непонятно, что именно мы празднуем в день Преображения Господня.
Начнем с того, что Преображение Христа достаточно долго не имело своего дня в календаре, и, как ни странно, дата 6(19) августа не является реальной датой этого события.
Точно так же, как мы не знаем точную дату Рождества Христа, так мы и не знаем дату Его Преображения. Сам праздник появился благодаря историческому случаю — в это день в IV веке на горе Фавор при императрице Елене в этот день был освящен храм, и в местной традиции возник праздник в честь открытия новой базилики. Со временем историческое содержание отошло на второй план, и стали отмечать только память Преображения. Эта традиция отразилась в Иерусалимском Уставе, и со временем, когда этот Устав вытеснил практически все другие уставы Православной Церкви, день Преображения стали отмечать повсеместно.
Так, когда же все-таки преобразился Христос? И где? На самом деле ответить на этот вопрос очень трудно, и есть несколько версий. Церковная традиция утверждает, что Господь преобразился за 40 дней до своей смерти на горе Фавор. Но в Евангелии мы не находим конкретных указаний ни на географические точки, ни на хронологию. Христос взошел на гору и там явил ученикам свою славу — вот, собственно, и все, что говорят евангелисты.
Есть мнение, что событие Преображения совершилось не на Фаворе, а на Ермоне — тоже галилейской горе, но гораздо большего размера, чем Фавор. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что на Фаворе во времена Христа была крепость, и Христос вряд ли смог бы уединиться там с учениками. А вот Ермон был весьма высокой возвышенностью, покрытой густой зеленью, и это было отличное место для уединения и молитвы. Но, опять-таки, это гипотеза, и под евангельское понятие горы может в принципе подойти любая сколь-нибудь значимая возвышенность, коих в Палестине достаточно. И, по большому счету, совершенно все равно, где и когда именно совершилось Преображение.
Преображение Господне. Икона. Византия. XII в. СПб, Эрмитаж
Ведь евангельские события имеют над-временной и над-пространственный контекст. И где бы ни произошел тот или иной эпизод земной жизни Христа, он произошел "нас ради человек и нашего ради спасения", вне зависимости от времени, места и прочих материальных категорий. Факт есть факт — Преображение было! И это — самое главное.
Говоря о празднике, мы должны ответить на другой, куда более значимый вопрос: зачем Христос преобразился? Ведь, на первый взгляд, очень странное поведение для Спасителя. Он исцелял толпы людей, совершал невиданные дотоле чудеса, но просил исцеленных не говорить о Нем. Христос всячески избегал славы и молвы, Он категорически не принимал того имиджа Царя и Чудотворца, который навязывала Ему толпа. И тут вполне резонно спросить: а зачем Христу преображаться?
Ответ на этот вопрос находим строчками выше — евангельский рассказ о Преображении предваряет небольшой эпизод, в котором Христос спрашивает учеников, за кого они Его считают. И Петр, выражая мнение всей апостольской братии, твердо говорит: "Ты Сын Божий!". Это было не просто слова ученика, который льстил Учителю. Это были слова исповедания, слова, исходившие от сердца — Ты мой Бог!
Лотто Лоренцо. Преображение, 1510, Пинакотека Комунале, Реканати
И вот тогда, в ответ на веру апостолов, Господь показал им Свою славу. Если бы Преображение случилось в начале служения Спасителя, оно бы не имело того смысла. Ученики тогда сразу признали бы Христа Богом: просто из страха перед Ним.
И тогда исповедание Петра оказалось бы вынужденным. Но Спаситель не хочет никого насиловать, и поэтому не открывал до поры Свою божественность, дабы ученики свободно, без всякого принуждения, сердцем поняли, что Он не просто Учитель, а Сын Божий.
И когда ученики окончательно выразили свою веру, Господь предстал пред ними в ином — божественном — облике. Делает Он это с определенной целью. Во-первых, вскоре Ему предстоит страшная и мучительная смерть, и Он знает, что для учеников она станет очень серьезным испытанием. Большинство апостолов оставили Христа на Голгофе, но все же память о Преображении, мысль о том, что Он — Бог, не дала им до конца оставить Его. В страшные дни Распятия и смерти Христа, Преображение, некогда свершившееся на глазах у Его учеников, оказалось для них неким залогом Его будущего Воскресения. Во-вторых, Преображение указывает на то, что Христос идет на Голгофу совершенно свободно и осознанно. Как поется в песнопении праздника: "да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное". Христос как бы говорит: вот, Я могу призвать миллионы ангелов, но не стану этого делать. Я Царь мира, Я — Создатель вселенной. Но Я — и любящий Бог, который отдает себя ради спасения всего мира. И делаю это совершенно добровольно.
Преображение являет собой еще один очень важный богословский момент. Дело в том, что все произошедшее с Христом в Его земной жизни произойдет и с нами. Мы так же воскреснем и так же преобразимся. Состояние воскресшего Спасителя — это обоженное состояние человеческой природы, которое приобретут в вечности все люди. Преображение — это указание на то, что ожидает всех нас после второго пришествия. Слава Преображения — это удел всех людей, которые войдут со Спасителем в вечность и разделят с Ним радость Царства Божьего.
Именно поэтому Церковь так дорожит этим праздником — он из года в год напоминает нам о той благой цели, к которой мы призваны самим Богом. Преображение — это блеск Отечества, где нас помнят, любят и ждут.
Лотто Лоренцо. Христос, ведущий апостолов на гору Фавор. 1512, Эрмитаж, Санкт-Петербург
И напоследок хочется сказать пару слов о традиции освящать плоды. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магический окрас. Плоды почитаются чуть ли не святыней наравне с Причастием. Это заблуждение. Да, плоды освящаются, но они никак не сопоставимы с Причастием. Смысл освящения в день Преображения состоит в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Еще во времена Ветхого Завета была установлена Богом традиция приносить все, что появлялось первым на поле или в хлеву — пшеницу, плоды, ягненка.
Даже первенцы среди людей посвящались Богу, и за них приносилась особая жертва. Эту традицию переняли и христиане, став приносить в храм плоды своих трудов. В период празднования Преображения в Палестине созревал виноград. Его и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали свежее вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, виноград в этих краях разводить еще не научились, поэтому его заменили яблоками. Но смысл остался тот же — принести Богу все первое и лучшее.
Преображение! В этом слове множество оттенков. В нем сплелось и буйство красок уходящего лета, и ожидание чуда, и благодарность Богу за прожитый год.
Но важнее всего — не забывать, что за всем этим стоит Личность Христа, явившего нам подлинный свет, свет Истины. Свет, на который мы должны идти при любой погоде.
Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг. ГТГ, Москва
***
ИКОНОГРАФИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам — те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.
*
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИКОНЫ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон — их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это — еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа — вместо них на стенах там были Его символы — Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.
Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти.
В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.
Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго — особенно на Западе империи — Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.
Первы известная композиция Преображения опирается на ту же — традиционную во многом для раннего христианства — символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише — апсиде — и представляет собою огромное мозаичное панно.
Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия (больший размер)
В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя.
Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово "ΙΧΘΥΣ", что в переводе с греческого означает "рыба". Это первые буквы слов фразы "Иисус Христос Божий Сын Спаситель". Под Крестом видны слова "SALUS MUNDI", что в переводе с латыни означает "Спаситель мира". Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим — слева и справа от круга — размещены полуфигуры Моисея и Илии.
Нетрудно понять, что Крест в круге — это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты — символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне — это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.
В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки — Илия и Моисей. Единственно, чего существенно "не хватает" на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, — это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним — именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.
Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.
Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.
Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь — византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя.
Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины IХ в. ГИМ, Москва
С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это — исключения, а не правило.
Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей — выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может — книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности — редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля.
Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва
Ее мы и рассмотрим подробно.
*
СИМВОЛИКА ИКОНЫ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение — они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.
На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно — Фавор гора лесистая. Но деревья — это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение — это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.
На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл — они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.
Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы — как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.
Фигуры Илии и Моисея — целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей — умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира — мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.
Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно — ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском "контексте" говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно — Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит — и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет "всяческая во всем" (1 Кор. 15:28).
***
Преображение Господне. Мозаика. Монастырь Дафни, Греция. XI в.
*
Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XII в.
*
Преображение Господне. Фреска. Темная церковь, Каппадокия. XII в.
*
Преображение Господне. Фреска. Мирожский монастырь. Россия. XII в.
*
Преображение Господне. Мозаика. Константинополь. XII в.
*
Преображение Господне. Миниатюра. Афон. XIII в.
*
Преображение Господне. Фреска. Бояны, Болгария. XIII в.
*
Преображение Господне. Миниатюра. Франция. XIII в.
*
Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XIII в.
*
Преображение Господне. Миниатюра. Византия. XIV в.
*
Преображение Господне. Фреска. Убиси, Грузия. XIV в.
*
Преображение Господне. Фреска. Церковь Преображения (Спас на Ковалеве), Великий Новгород. XIV в.
*
Преображение Господне. Икона. Феофан Грек. XV в.
*
Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей
*
Преображение Господне. Икона. Афон, XVI в.
*
Преображение Господне. Икона. Великий Новгород. XVI в.
*
Преображение Господне. Икона. Псков. XVI в.
*
Преображение Господне. Греция. XVI в.
*
Преображение Господне. Икона. Россия. XVI в. Ярославский государственный музей
*
Преображение Господне. Икона. Россия. XVII в. Сольвычегодский музей
*
Преображение Господне. Мозаика. Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.
***
Источник: 1, 2, 3 Источник: Россия Навсегда.
Рейтинг публикации:
|