Ватикан и Средневековые Обряды
В Ватикане прошла конференция, на которой около 200 делегатов более чем из 20 стран обсудили возрождение мистических обрядов, в том числе обряда по изгнанию дьявола – экзорцизма.
Экзорцизм не является традиционным обрядом для современной Католической церкви. Как правило, “одержимость бесами” считается частным случаем психического расстройства, а “исцеление” через обряд экзорцизма объясняют самовнушением.
Однако в последнее время интерес к экзорцизму и образу дьявола стал возрастать в Католической церкви. Религиоведы и священники Ватикана сообщают, что Папа Римский Франциск по сравнению с предшественниками не только уделяет много внимания сатане в своих проповедях, но и стремится возродить образ дьявола как сверхъестественную сущность, которой подчиняются силы зла.
Например, в прошлом году Папа положил руки на человека в инвалидной коляске, который утверждал, что одержим демонами – в этом публика увидела импровизированный акт очищения от бесов. Несколько месяцев спустя Франциск похвалил Международную ассоциацию экзорцистов за “помощь людям, которые страдают и нуждаются в освобождении”. В прошлом месяце на мессе Франциск предупредил собравшихся быть бдительными: “Берегитесь, потому что дьявол присутствует”.
Теперь официальные лица Ватикана открыто говорят о возрождении мистических обрядов в Католической церкви, а кардиналы в некоторых городах Италии и Испании недавно решили расширить число экзорцистов в своих епархиях в связи с “растущим спросом” на подобные услуги по “очищению от дьявола”.
Подобное внимание Папы Франциска к образу дьявола вызвало критику со стороны некоторых богословов. По их мнению, таким образом папа подрывает свою репутацию и возвращается к суеверию и средневековым обрядам.
Это не первый раз, когда действия Папы Римского Франциска вызывают неоднозначную реакцию общественности. На этой неделе в своей проповеди Папа рассказал, что мог бы крестить марсиан, если бы они попросили об этом. Если господь наделил этих существ разумом и душой, то кто мы такие, чтобы противиться их желанию прийти в церковь, сказал понтифик. В действительности Франциск использовал эту метафору, чтобы объяснить проблему крещения язычников.
Ведь на наших глазах и в наших умах свершается процесс, всего значения которого мы не осознаем. Он более радикален и важен, чем экономический кризис. Речь идет о том, что христианство покидает Европу.
Три фактора подталкивают процесс исчезновения христианства. Во-первых, уже целое столетие происходит дехристианизация Европы, которая в последнее время значительно ускорилась. Этот процесс выражается не только в исчезновении религиозного чувства, несоблюдении обрядов, непосещении месс и резком снижении числа желающих стать церковными служителями, но он приводит к тому, что люди уже не ощущают свою принадлежность к христианской цивилизации, что проявляется в культуре и в народном быту, в глубинной ориентации и в повседневной жизни. То, что казалось естественным и цивилизованным, устоявшимся за тысячелетия в обычаях и сердцах, рушится с потрясающей скоростью и опрокидывает в первую очередь человека, изменяя его отношение к жизни и сексу, к рождению и смерти, разрушая семью во всех ее аспектах. Вековые убеждения, незыблемые еще двадцать лет тому назад, мораль, обычаи, язык — все рушится. Перемены в повседневной жизни европейцев, возникшие в результате экономического кризиса, не идут ни в какое сравнение с радикальными антропологическими мутациями, которые мы переживаем. Пророческое видение этого изложил Серджо Куинцио в книге «Христианство от начала до конца» (Sergio Quinzio, Cristianesimo dall’inizio alla fine; Adelphi, 1967 ).
К первому социальному и культурному фактору присоединился второй институциональный фактор: Европейский Союз не имеет общего исторического и стратегического, культурного и духовного мировоззрения. Наоборот, преобладает сильное и очевидное желание освободиться от всяких связей с христианской цивилизацией. Первородный грех ЕС выразился уже в отказе признать корни Европы в христианстве и греко – римской цивилизации, к чему тщетно призывали святой Иоанн Павел II и Ратцингер. Эти корни были единственной общей базой, на которой можно было бы построить расшатанную веками и разделенную во всем остальном Европу. Но все установленные нормы и большинство принятых европейскими советами и судами решений очевидно направлены на дехристианизацию Европы. Это и произошло несмотря на наличие Европейской народной партии ( Христианских Демократов ), которая в течение многих лет была самой многочисленной в Европе, и несмотря на европейское лидерство Ангелы Меркель, возглавляющей Христианско – демократическую партию и нацию, играющую роль гегемона в Евросоюзе. Общими нитями, связывающими Европу, стали валюта, финансы и экономика, что искоренило возможность любого другого — неэкономического — призыва к единству. Разве что остались некоторый дух Просвещения и права человека.
Третий фактор — это массированное присутствие иммигрантов, в основном мусульманского вероисповедания, сконцентрированных в Средиземноморье. Еще недавно опасались 800 тысяч мигрантов, готовых нахлынуть в Европу, но это лишь часть, потому что, как сказал бывший президент Европейской комиссии Романо Проди, североафриканская иммиграция покажется незначительной по сравнению с ожидаемым исходом из стран, расположенных к югу от Сахары. Помимо очевидных социальных и гражданских потрясений общественного порядка и трудностей, связанных с приемом иммигрантов, эта оккупация приведет к дальнейшему отчуждению Европы от христианства. Конечно, многие мигранты могут обратиться в христианство, но этого трудно ожидать от тех, в ком укоренилась мусульманская вера.
К этим трем важным факторам год назад добавился четвертый: был избран Папа, пришедший с другого конца света, который призывает церковь способствовать «децентрализации» христианства. До сих пор Папы в основном были итальянцами, если не римлянами ( Святая Римская церковь, как говорил кардинал Оттавиани ). Бергольо — первый Папа, не имеющий европейского происхождения. В конце концов, преданных католиков больше в Южной Америке, чем в Европе. Бергольо не пришлось лично присутствовать и переживать европейский духовный кризис. Он не сталкивался с практическим нигилизмом на утомленном своей историей континенте и с относительной дехристианизацией продвинутых сообществ. Он происходит с молодой периферии и говорит на языке, который больше соответствует периоду Второго Ватиканского собора, когда христианство пронизывало повседневную жизнь, а не являлось незначительным явлением. Он преподает элементарный катехизис: Бог, Дьявол, святые — все понятно. Его послания от Бразилии до Лампедузы переместили церковный центр из Европы в южное полушарие. Избрание Франциска произошло после культурного и пастырского поражения двух предшествующих Пап ( особенно – Бенедикта XVI ), которые действовали в Европе, утерявшей Христа, и старались противостоять религиозному кризису. Вместе с их поражением римский католицизм стал клониться к закату. Сейчас делается попытка оживить его, действуя на периферии среди наиболее смиренных и искренних верующих. Итак, христианство покидает Европу и старается укрепиться на периферии. С религиозной, евангельской и пастырской точки зрения было бы дерзко высказывать суждение, особенно, если веришь в Провидение.
Церковь меняется, и речь не идет о левых, третьем мире и нищете трудящихся. Это более обширное явление, которое пытается отреагировать на очевидный процесс изгнания христианства из европейской жизни. Более мудро подождать, что и делает Бергольо, хотя можно критиковать конкретные решения. Бесполезно твердо стоять на позициях защиты римского католицизма. Нельзя полагать, что церковь может превратиться в секту правоверных, которая окажется в меньшинстве и будет чуждой окружающему миру. Такого рода чистота больше приличествует гностикам и неофитам, а христианство обращено к народам, потому что к ним взывает глас Божий.
Назревающая проблема касается не только религии, но и гражданской и бытовой стороны жизни в лишенной традиций Европе, которая отказывается от основ своей цивилизации и поклоняется только экономике и технике. Европа не заменяет христианское мировоззрение на какое – либо другое, она полностью его теряет, отдаваясь простому существованию. Абсолют — это не Бытие, но то, что я ощущаю первоначалом всего Сущего. Европейский Союз называет свободой свое отчаянное погружение в ничто.
Источник (итал.)
Источник: insiderblogs.info.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
о чем-то могучем и добром вспоминают когда из-за угла прилетает "пыльным мешком". пока не прилетело, большинство смело считает, что никаких "пыльных мешков" не бывает. а вот счета, из налоговой и банков, очень даже бывают. и справиться с ними обряды экзорцизма не помогают. помогают банальные обряды с кредитной картой и банкоматом.
бессилие таинства причастия, в борьбе с нуждой, подкрепляется ежедневным опытом и с годами становится очевидным. соответственно и на поддержание связи с потусторонним отводится все меньше личных ресурсов - они и так ограничены и разбрасываться ими, теряя конкурентные преимущества, становится просто безрассудным.
даже при поверхностном анализе финансовых операций корпораций средней паршивости, их позиция вступает в принципиальный конфликт с заповедью "не укради". политические интересы столь же принципиально несовместимы с заповедью "не убий". изъятие этих заповедей из христианской морали самоубийственно для церкви, следовательно, они изымаются из общества вместе с ней. путем, почти естесственным.
примерно 250 назад, церковь уже проиграла свою ведущую роль в обществе промышленникам. в данный момент, промышленники (бизнес) уже почти проиграли финансистам. обратить вспять надо уже два поколения перемен и желательно, с добровольного согласия паствы. что, кроме крайней нужды и отчаяния, может заставить миллионы искать спасения в лоне церкви, я представить затрудняюсь. однако, аппетиты финансистов и методы политиков вполне могут разрешить для церкви эту проблему. возможно, что уже и скоро, и в глобальном масштабе. остается только вопрос: способна ли сама христианская церковь обойтись без такой их помощи?