Научный подход к нерешаемым проблемам
Хотела бы рассказать вам об одной занимательной книге, вышедшей в Англии этим летом. Обычно я избегаю книжных рецензий – это весьма специфический жанр, но я не предлагаю вам рецензию, просто хочется поделиться находкой!
Книга, вернее, собрание эссе, называется «Долгий ящик: серьезные проблемы, которые политики никак не могут решить» (The ‘Too Difficult’ Box: The Big Issues Politicians Can’t Crack). В ней, как можно догадаться из названия, собраны проблемы, которые политики передают в нерешенном состоянии от одного правительства к другому.
Редактором книги выступил британский политик-лейборист Чарльз Кларк, бывший в прошлом депутатом парламента, а с 2004 по 2006 год работавший министром внутренних дел. По окончании активной политической карьеры его пригласили преподавать. Ну, а поскольку вся его жизнь прошла в политике, то основой для лекций неизбежно должен был стать его многолетний опыт пребывания в истэблишменте. Кларк, видимо, человек небанальный – разве может быть банальным молодой член Лейбористской партии, два года выполнявший функции британского представителя на музыкальном фестивале на Кубе?
И вот он взял и создал курс лекций под названием «Долгий ящик», к которому привлек своих коллег. Лекции читались в 2011-2012 годах, и, наконец, вышли под одной обложкой.
Во введении Кларк пытается вывести некую схему препятствий, в связи с которыми проблемы попадают в долгий ящик. Как правило, это сложная проблема, для которой нет очевидного решения (аргументы оппонентов звучат весьма убедительно), а если оно есть, то оно может быть очень дорогим (например, лучшая оборонная программа неизбежно будет стоить примерно столько же, сколько весь бюджет). Решение также может противоречить существующему законодательству, наталкиваться на ограничения международного характера (международные договоры), идти вразрез с интересами определенных групп, а может увязнуть в политическом процессе, проходя через многочисленные инстанции (как закон о медицинском страховании Обамы).
Политики прекрасно умеют опознавать такого рода проблемы. Они знают, что если процесс изменений не удалось запустить сразу после выборов, то можно спокойно открывать «долгий ящик». Ведь потом уже на носу перевыборы! Кларк пишет, что такого рода неэффективность выборной власти привела к тому, что население в демократических странах потеряло доверие к политикам. Именно это, согласно ему, объясняет рост популизма в Европе. Ну, слава богу, разобрались, откуда ноги растут!
Книга, как и любое собрание эссе, весьма разношерстная, разные ее части читаются по-разному, но темы в ней собраны замечательные. Тут и армия, и права меньшинств, и проблемы стареющего поколения, и защита детей, и банки, и проблема BBC, и реформа Палаты Лордов, и независимость Шотландии. Всего пересказывать не буду, расскажу о том, что больше всего понравилось – это глава про европейскую политику и глава, написанная женщиной, чья работа – следить, насколько эффективно собираются налоги, а также как и на что они потом тратятся.
В главе про ЕС замечательно описываются причины, по которым Лондон все никак не может сформировать свое отношение к Евросоюзу. У вас вот никогда не возникало wtf-овского ощущения, когда вы читаете статьи о том, что Англия хочет выйти из ЕС? Откуда вообще такой накал страстей? Зачем эти движения туда-сюда? Или вспомним недавнюю агонию с назначением Юнкера, против которого Кэмерон выступал так яростно, как будто это враг детства.
Британский дипломат Стефен Уолл пишет, что последние триста лет все проблемы Англии были вызваны либо Францией, либо Германией, а тут, понимаете ли, пришлось вступить в союз с франко-немецким ядром. Кроме того, Англия веками воевала против создания объединенной Европы (пусть даже объединение это создавалось усилиями Наполеона и Гитлера), и даже либерально-демократический характер нынешнего объединения не дает англичанам возможности избавиться от ощущения «ложки-то нашли, но осадок все равно остался» (не забудем про унизительные вето Де Голля). И поэтому «европейская политика» годами лежит в долгом ящике британских политиков – ни одно правительство до сих пор не смогло правильно определить для себя и для избирателей, что это такое и зачем Англии это надо.
Маргарэт Ходж же написала замечательное эссе про свой опыт по главе Public Accounts Committee, где она гонялась за Старбаксом, который в СМИ заявлял, насколько блестяще у компании идут дела в Великобритании, но стабильно сдавал отчеты с нулевым балансом (привет, Кайманы!), или о том, как она расстроила Гордона Брауна, подписавшего контракт на строительство авианосцев, несмотря на то, что в казне на тот момент было пусто, в связи с чем задержки по выполнению обязательств обошлись британским налогоплательщикам в 1.8 миллиарда фунтов стерлингов. Или о том, как одна из фирм «большой четверки» консультантов KPMG якобы из жеста доброй воли одолжила Министерству финансов своего юриста для разработки нового закона. Выполнив эту задачу, юрист вернулся назад в KPMG и сразу написал брошюрку о том, какие лазейки в этот закон он заложил и как его можно обходить. Проблема тут была в эффективности главы данного института, которая, похоже, с ее приходом покинула долгий ящик.
Понятно, что эта книга никак не может служить путеводителем по проблемам других стран. Более того, для многих стран этот сборник может стать вовсе не описанием проблем, а описанием достижений – вау, а где-то есть нормально работающий Public Accounts Committee!
Вместе с тем, мне кажется, что это ну просто отличная идея.
У всех нас есть в копилке история о том, как в журналистике, медицине, образовании или в любой другой отрасли, где мы работали, есть совершенно необязательная проблема, которую можно было бы решить, но, почему-то из года в год эта проблема продолжает существовать и тормозить рост и развитие. Какой-нибудь закон, какие-нибудь чрезмерные или, наоборот, недостающие полномочия… или просто мост не в том месте. И вроде бы все понимают, что что-то делать надо, порой даже понимают, что именно, но почему-то ничего не делается.
Как, например, дороги в Новосибирске, которые каждый год переделывают. Всем очевидно, что делают не по той технологии, и, наверное, не те люди. Ведь, к тому же наукограду Кольцово из Академгородка в Новосибирской области сделали феноменальную дорогу (правда, до кризиса). Ведь могут же! О, сколько решений придумали новосибирские таксисты в разговорах за баранкой – и штрафы вводить для дорожников, если дорога прослужила меньше определенного времени, или премии, если она прослужила дольше. Но заплатки как латали, так и латают, мешая дорожному движению. А кроме дорог, сколько еще тем есть?
В общем, дорогие друзья, может быть это моя любовь к спискам, но мне кажется, что такие перечни надо составлять на каждом уровне власти – федеральном, региональном, областном. Начинайте! Источник: terra-america.ru.
Рейтинг публикации:
|