Кажется, кто-то кого-то обыграл, и сразу стало легче жить. (Фото osrek.)
Группа исследователей во главе с психологами Куртом Грэем из Северо-Каролинского университета в Чапел-Хилле и Дэвидом Рэндом из Йельского университета (оба — США) начала с десятков идентичных виртуальных «агентов», представляющих собой людей, которые неоднократно взаимодействуют друг с другом. Сначала все агенты одинаково близки друг к другу, но через некоторое время одни создают устойчивые связи между собой, а другие превращаются в конкурентов. Модель определяет уровень близости между двумя агентами, заставляя их играть в дилемму заключённого всякий раз, когда они встречаются. (Напомним: в этой игре эгоистическая стратегия позволяет быстро набирать очки, но делает невозможными долгосрочное сотрудничество и взаимную выгоду.) Если два агента сотрудничают, их близость усиливается; в противном случае она уменьшается. Их ответы определяются случайно, но степень близости может оказать влияние на склонность к сотрудничеству или измене.
Чтобы сотрудничающие агенты могли сформировать более многочисленную группу, модель позволяет им «сплетничать» и объединять союзы. После взаимодействия двух агентов соответственным образом изменяется степень их близости с третьими лицами. Так, если агенты А и Б близки и агенты Б и В тоже близки, то A станет ближе к В.
В конце концов формирование группы свелось к двум простым правилам — законам взаимности (рука руку моет) и транзитивности (друг друга — мой друг). Группы достоверно формируются на разных уровнях того и другого, то есть появляются группы агентов, которые очень близки друг к другу и в то же время очень далеки от всех остальных. Люди, которые близки, сотрудничают, одновременно конкурируя с теми, кто отдалён (иными словами, избегают взаимодействия и действуют эгоистично, сталкиваясь с ними).
Выяснилось также, что уровень взаимности и транзитивности не сильно влияет на размер и количество групп и что рост населения приводит к формированию нескольких многочисленных групп, а не большого количества маленьких. (Поиграть с моделью можно здесь.)
Большинство теорий формирования групп гласит, что людей соединяют существующие до этого момента общие черты: этническая принадлежность, верования, любовь к спортивной команде. Иными словами, играет роль такой сложный фактор, как культурная идентичность. Однако данное исследование говорит, что достаточно простого желания помогать одним и наносить вред другим, то есть противопоставления «мы — они». Подозрительно гладко модель вписывается в современные идеологические концепции «пострасовости», «пострелигиозности» и т. п.
Результаты исследования будут опубликованы в журнале Psychological Science.
Подготовлено по материалам ScienceNOW.