Преследуя две свои главные цели, Рейган пошёл против собственного электората и положился на риторику, чтобы удержать свой электорат на время выполнения своих основных задач. Левые слышали риторику, но были не в состоянии понять эти задачи.
Когда я объясняю эти факты, легко и полностью подтверждаемые документально, некоторые из тех, кто придерживается левых убеждений, присылают мне снисходительные и оскорбительные сообщения, говоря, что они ждут дня, когда я прекращу лгать о Рейгане и скажу о нём правду так же, как я говорю её обо всём прочем.
«Либералы-попугаи» – любимое выражение консерваторов. Однако консерваторы могут быть такими же попугаями. Когда я выступаю против войн Вашингтона, жестокого обращения с задержанными и ограничения гражданских свобод, некоторые из правых говорят, что я ненавижу Америку настолько, что мне лучше убираться на Кубу. Многие республиканцы не могут уложить в мозгах, что если гражданские свободы оставляются на произвол правительству, это означает, что гражданских свобод более не существует. Те, кто размахивает флагами, склонны путать лояльность к стране с лояльностью к правительству, – конечно, за исключением случая, когда в Белом доме сидит президент от демократов.
Если рассуждать рационально, читателям не имеет смысла верить, что автор, солгавший им в одном, будет говорить правду о другом. Но пока они слышат то, что хотят услышать, это – истина. Если они не хотят чего-то слышать, то это – ложь.
Кроме того, и левые, и правые путают объяснения с оправданиями.
Когда автор пишет об опасностях и с их последствиях, с которыми мы как общество сталкиваемся, автора очень обескураживает, когда он узнаёт, что многие читатели пропускают мимо ушей то, о чём они не хотят слышать. Это то самое разочарование, с которым сталкивается каждый, кто говорит правду – вот почему так мало их среди пишущих.
Это одна из причин, почему пару лет назад я перестал писать вообще. Я обнаружил, что неопровержимые факты и серьёзная аналитика не могут проникнуть в промытые и ограниченные умы, стремящиеся найти оправдания, чтобы плотно перекрыть доступ для тревожных истин. Американцы больше хотят услышать подтверждение своих мнений, чем правду. Успех экспертов в печати и на телевидении основывается на их связях с заметной точкой зрения какой-либо группы интересов и её обслуживании. Эти хозяева делают писателя или «говорящую голову» успешными. Меня никогда не интересовал успех такого рода.
Однако уподобиться содержанке – это чуть ли не единственный способ добиться успеха в Вашингтоне или в масс-медиа в наши дни. Те, кто отказываются торговать собой, вызывают жалость и осуждение, а не восхищение. Пару лет назад мне позвонил знакомый из одного университета на Северо-Востоке и рассказал, что он недавно обедал кое с кем из моих бывших вашингтонских коллег. Когда он задал вопрос обо мне, ответ, по его словам, был такой: «Бедный Крейг, если бы он не оказался критиком, он стоил бы десятки миллионов – как и мы». Я ответил, что мои бывшие коллеги, несомненно, правы. По словам моего знакомого, он тогда не понял, что попал на обед в компании проституток.
Мотивы говорить правду и награда за неё – очень незначительны. И не только для автора, но и для учёных и экспертов, которые могут сделать гораздо больше денег на лжи, чем на правде. Иначе как бы мы получили ГМО, вывод рабочих мест за рубеж, «унитарную исполнительную власть» и нерегулируемую финансовую систему? Это очень выгодная карьера – давать показания в качестве эксперта по гражданским искам. Это часть любовного романа Америки и Лжи: эксперты, купленные соперничающими сторонами, в судебном процессе сражаются подобно гладиаторам за поднятый кверху палец публики.
А посмотрите на Конгресс… Два конгрессмена, которые стояли за Конституцию и Правду в правительстве, скоро уйдут. Рон Пол уходит в отставку, а Денис Кусинич был смещён со своего поста. Что касается Сената, то эти глубокомысленные персонажи недавно проголосовали за объявление войны Ирану 90 голосами «за» против 1-м «против», как указал единственный диссидент, Рон Пол. Сенату очень хорошо известно – хотя и очень немногие это признают публично – что США потерпели полное крушение своих планов и зашли в тупик (если не потерпели поражения) в Афганистане и не способны взять верх над Талибаном. Невзирая на это, Сенат выступает за войну с Ираном, – войну, которая может оказаться даже ещё менее успешной. Очевидно, Сенат лжёт не только публике, но и самому себе.
На прошлой неделе шеф Пентагона Леон Панетта заявил Китаю, что новые военно-морские, военно-воздушные и сухопутные базы, окружающие Китай, не направлены против Китая. А какая ещё может быть цель у этих новых баз? Вашингтон настолько привык ко лжи и к привычке в неё верить, что Панетта и вправду думает, что Китай тоже поверит в его абсолютно неприкрытую ложь. Панетта перепутал Китай с американским народом: скажи американцам то, что они хотят услышать, и они в это поверят.
Американцы живут в матрице лжи. Им редко попадается правдивое утверждение. Ничто не доказывает, что американцы ещё могут отличить, где ложь, а где правда. Американцы проглатывают всё это враньё, как и другое из той же серии: что у Саддама Хуссейна есть оружие массового уничтожения и связи с Аль-Каидой. Солдаты Саддама Хуссейна в Кувейте выхватывали младенцев из инкубаторов и бросали их на пол. Каддафи кормил своих солдат Виагрой, чтобы они могли насиловать ливийских женщин. У Ирана есть военная ядерная программа.
Перемены – да, мы можем! США – это «страна равных возможностей». Америка разрушается из-за талонов продовольственной помощи и системы соцстрахования, а не из-за войн, выделения денег на спасение банкстеров и разрушающейся экономики. Россия – враг Америки номер один. Китай – враг Америки номер один. Иран – террористическое государство. Перевод рабочих мест в оффшоры – реалии свободной торговли и благо для американской экономики. Израиль – самый верный союзник США. Американский ракетный щит,окружающий Россию, не направлен против России. Южно-Китайское море – сфера американских национальных интересов. Финансовые рынки – саморегулируются!
Этот список бесконечен. Ложь царствует в каждом публичном обсуждении, в каждом политическом решении. Самые успешные люди в Америке – лжецы.
Бесконечное нагромождение лжи создало культуру обмана. Вот почему Америка – совсем пропащая. Убеждения многих американцев, а может быть, и большинства, – комбинация лживых утверждений. Эти убеждения превратились в «эмоциональные костыли», и американцы готовы встать на защиту лжи, в которую они верят. Неспособность американцев принять факты, противоречащие их убеждениям, – вот причина того, что у страны нет лидера, и такое положение будет сохраняться и дальше. И если завеса не спадёт с их глаз – американцы обречены.