Уважаемые читатели!

Для начала — свежий приговор нашей стране от типичного юного эксперта в типичном сетевом СМИ. Приговор, предупреждаю, суровый. Итак: «Нет больше никаких надежд на модернизацию и инновации: государственные компании, не конкурирующие друг с другом, не заинтересованы в реформировании вверенных им отраслей экономики. Нужен новый виток реформ, который заденет большую часть населения и после завершения которого останется, естественно, много недовольных».

Я не исказил юного эксперта. Вот первоисточник.

Что в нём интересно: это — голос поколения. Голос 28-30-летних ребят и девчат из мегаполисов. Разумеется, не всех (сразу оговоримся для их одногодок) — но значительной части.

Целое поколение подросших вундеркиндов Рунета сейчас ретранслирует отважный соцдарвинизм о необходимости Новой Приватизации. Тысячи выпускников окологуманитарных вузов, авторов трогательных статей о себе в Википедии (в стиле соцсетевого аккаунта — «любит покер, велосипедист») твердят: нужны радикальные реформы, даёшь виток, и пусть плачут беззубые лузеры.

Казалось бы, с этими тиграми-теоретиками всё понятно. Причины их трогательной тигривости — полное незнакомство с тем, что такое «виток реформ» в реале, и отсутствие личного опыта выкручивания из подобных витков. За них выкручивались родители. К тому же моменту, когда теоретические тигры учились пить и целоваться под новую группу «Ленинград», — их будущие работодатели уже перестали отжимать друг у друга комбинаты, окультурились и понемногу начали давать деньги на интернет.

В итоге сегодня — люди без опыта реальной конкуренции сидят по оупен-спейсам и грезят отчаянными схватками за эффективность. Ну, фэнтези у них такое. Что тут обсуждать-то.

…Всё это верно. Но это не просто фэнтези.  

Дело ещё и в том, что у описанной прослойки жителей мегаполисов — образно говоря, проблемы взросления. Им некуда взрослеть. От этого «некуда» они и просят приватизационной бури и яркой борьбы за выживание.

Эту мысль необходимо пояснить. Дело в том, что поколение сегодняшних 28-30-леток — первое постсоветское поколение, начавшее работать в «эпоху стабильности». Из школ и вузов оно явилось в корпорации, созданные в дни его детства. Оно пришло в уже отшумевший, переплавленный и остывший мир.

Надо сказать, что этот мир был к поколению довольно ласков. В крупных городах его активная часть была проглочена отраслями, только-только выросшими на углеводородной ренте. Ну то есть веб-проектами, кредитным банковским клеркованием и страхованием, пиаром и джиаром, организацией семинаров и вебинаров. Короче — сервисами. Корпоративный мир выдал им, по сути, целый куст новорожденных отраслей — пусть не жизнеопределяющих, а служебных, — но денежных  и вполне годных для студентов.

Вся штука только в том, что это было лет 7-10 назад. А отрасли, данные им на кормление — изначально бывшие служебными — остались такими же. И сегодня сервис-вундеркинды, физически уже превратившись в начинающих дядек с животами и залысинами, — всё никак не могут сбросить с себя кеды и оранжевые толстовки. Они так и остались студентами. Они так и застряли в несамостоятельной сфере «музыкального сопровождения» при настоящей экономике и власти. В их мире — даже на вершине иерархии — задачи сводятся к угадыванию желаний клерков из «реального сектора» и реальной власти.

И от этого гражданам из «поколения веб-проектов» не по себе.

Ещё раз: это трагедия не всей молодёжи, а лишь её макушки — тех, кто перестаёт быть молодёжью сейчас. Те, например, кому сегодня 20 — в большинстве подобного смятения не испытывают. Эти уже твёрдо знают, что власть и деньги распределены до них. И многие готовы десятилетиями идти к должности районного судьи. Они не мечтают «создать свою партию» или «свою корпорацию» — а готовы присоседиться к чужим. И медленно, без всяких прорывов, ползти по ним вверх. (Впрочем, по словам читателей, «люди веб-проектов» встречаются и среди 20-летних).

А вот у тех, кто рос на легендах о Большом Хапке и успел поверить в великий сервисный бум нулевых — у них сейчас проблема места в жизни. Потому что великий сервисный бум утих, устаканился и разбрёлся под корпоративные крыши. И даже сама Русская Блогосфера перестала корчить из себя «альтернативную реальность» и «пятую власть». Вернувшись из состояния общественной трибуны обратно в состояние общественной галёрки.

В итоге «никаких надежд на инновации» у Поколения Проектов не осталось.

Кстати — уйти туда, где настоящая сила, сервис-тигры сейчас тоже не в состоянии: специальность другая, привычки другие, другое восприятие реальности. Вот пару лет назад реальные сила и деньги пошли в оборонно-военную сферу — но «поколение веб-проектов» этого предпочло даже не заметить. Им неинтересно слышать про то, что где-то оживают военные заказы и появляются перспективы.  Если они в это поверят — получится, что кто-то другой живёт правильно, а они нет.

Такого допустить нельзя. Поэтому в их мире — нет никакой армии и оборонки. При Сердюкове ещё была, а сейчас как пропала. Нет никакой «атомки». Табу лежит вообще на всём, что не разваливается, а наоборот.

Поэтому в их мире — упорно сыплются булавы, пропадают полимеры, тонут крымски и кремлёвские карлики пилят миллиарды.

Эти ребята  читают какого-нибудь Глуховского не потому, что любят стиль — а потому что он строчит про развал и предрекает сладкий повторный попил. Они даже за юриста Навального не потому, что им так важна справедливость — а потому, что юрист тот вселяет в них уверенность: всё разворовывается, щас обвалится, и придёт наконец время вас, молодых и инициативных.

Эти ребята — не враги Родины. Никто им не платит за чернуху и ненависть к стране. Они просто всей душой хотят, чтобы родное государство было неэффективным, предательским и катастрофическим.

Просто только у такого государства будет шанс вырвать очко, то есть новые поляны для хапка.

Ибо открытие новых полян для хапка — это единственный шанс для них стать взрослыми, что-то там начать решать и чем-то рулить. И перековать наконец свои кеды на балдинини.

Поэтому они и пиарят альтернативную реальность так яростно.

А поскольку «поколение веб-проектов» — едва ли не самое многочисленное из современных российских, то игнорировать его не стоит. А стоит, пожалуй, всерьёз задуматься над тем, как смягчить для него неизбежный будущий переход из альтернативной реальности в настоящую.