Дети это наше будущее. Поэтому, вопросы детства всегда находятся в сфере пристального внимания, как государственных чиновников, так и общества, заботящихся о собственном будущем.
Забота об украинских детях, преступивших закон, была главной темой статьи Сергея Иващенко «На тёмной стороне рецидива» (Еженедельник «2000» 19-25 апреля 2013г. стр.В1, В7), содержащего интервью руководителя украино-канадского проекта «Реформирование системы уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине» Таней Сэнфорд Аммар. Проект стартовал в 2010 году и на сегодня близится к завершению.
В упомянутом интервью г-жа Сэнфорд, с уверенностью внушающего доверия заграничного эксперта, критикует состояние нашей исправительной системы для молодых преступников, оценивает её как неэффективную, и обрисовывает основные направления реформы. Читатель сделает однозначный вывод - у них в Канаде, все хорошо, а у нас как обычно плохо. Ведь в Канаде реформа молодежного правосудия длится уже сто лет, на разработки новых законов «были затрачены миллионы долларов».
Несколько лет отправляют в Канаду делегации украинских специалистов, для того, «чтобы они сами (по словам г-жи Сэнфорд) определили, какие формы работы более подходят к украинским реалиям». Но ничего другого кроме канадской модели они там увидеть не могут. Утверждение о возможности самостоятельного выбора в таком формате, вызывает лишь улыбку. Впрочем, что из этого, был бы опыт хороший !
Оценив по достоинству бодрый тон канадского специалиста, захотелось проверить тезисы интервью с цифрами в руках, убедившись в правильности нашего выбора проводников в деле борьбы с деткой преступностью.
ИГРЫ СО СТАТИСТИКОЙ
Сравнительные оценки статистики Украины и Канады в сфере детской преступности несколько обескуражили.
Согласно заявлению г-жи Сэнфорд в Украине ежегодно вступают в конфликт с законом около 22 тыс. граждан не достигших 18 лет. А вот Канадский центр судебной статистики сообщает, что в 2011 году в Канаде нарушили уголовное законодательство 135600 молодых людей при том, что население Канады (33 млн.чел.) меньше, чем Украины.
Как в этом случае можно расценивать слова г-жи Сэнфорд о том, что «уровни подростковой преступности в нашей стране и в Канаде не слишком различаются»? На каких данных основываются такие утверждения?
Идем далее – количество переданных в суды уголовных дел в отношении подростков в Украине постоянно снижалось в период 2005-2010г.г. с 15299 до 9999. Соответственно сокращалось и количеств повторных преступлений с 1971 (2005г.) до 921 (2010г.). Реально за решетку у нас попадает лишь менее 10% от осужденных несовершеннолетних (в 2010 году - 929 человек из 10882 осужденных). В специализированных колониях находилось 1432 воспитанника.
В Канаде в 2011 году лишь 43% малолетних преступникам предъявлены обвинения, остальные нарушители «перевоспитывались» по альтернативным методикам. Под надзором полиции или на испытательном сроке находились 13300 молодых людей. Под стражей пребывали 1500 подростков, из них чуть более половины (54%) содержались в следственных изоляторах, ожидая суда, а остальные отбывали наказание в виде ареста. Сроки заключения для молодых преступников в Канаде невелики - 41% арестованных приговорены к одному месяцу заключения и менее, а еще 49% осужденных отбывают от одного до шести месяцев ареста.
Сравнение уровня подростковой преступности «отреформированной» Канады и «предреформенной» Украины впечатляет и ставит вопросы о необходимости проведения реформ по канадской модели.
При этом стоит отметить, что Канада существенно опережает Украину по кратковременности лишения свободы своих малолетних преступников, чем г-жа Сэнфорд попрекает нашу систему. Изучив и сопоставив статистику закрадывается мысль, а не стремятся ли канадские чиновники к уменьшению сроков наказания и введению альтернативных наказаний в том числе из-за минимизации затрат на содержание самой системы перевоспитания.
Обсуждая причины детской преступности г-жа Сэнфорд отрицает существенное влияние факторов бедности и неполных семей. При этом она, как пример, приводит наличие большого количества молодых канадских индейцев, пребывающих в заключении утверждает: «Мы в Канаде изучили эту проблему!».
Но изучить проблему не означает её решить. Канадская статистика говорит о том, что процент индейцев в молодежной уголовно-исправительной системе по прежнему высок и составляет 24% для юношей и 34% для девушек при общей их доле среди молодежи Канады, составляющей около 6%. В чем же тогда положительный итог канадских реформ, если они не могут справится с «изученной» и понятной для всех проблемой?
Эффективность канадских реформ не кажется действенной и для некоторых соотечественников г-жи Сэнфорд. Так, согласно исследования Ришара Тремблэ и Фрэнка Витаро (Монреальский университет, 2009) действующая система юстиции имеет негативное влияние на малолетних правонарушителей и их последующую жизнь, уменьшая их шансы на полноценное возвращение в общество.
ИГРЫ СО СМЫСЛАМИ
К слову, в интервью г-жи Сэнфорд наименование осуществляемого ею проекта указано как «реформирование системы уголовной юстиции относительно несовершеннолетних» (РСУЮ). В англоязычном вари анте на сайтепроекта он поименован иначе - «The Juvenile Justice Reform Project in Ukraine» (UJJRP), а именно – «Реформа ювенальной юстиции в Украине». Но содержание понятия «ювенальная юстиция» шире, чем «система уголовной юстиции».
И ведь в самом начале проекта в 2010 году его название в переводе говорило о реформах именно ювенальной юстиции. В дальнейшем провайдеры реформ (в отличие от России) отказались от употребления термина «ювенальная юстиция» для обозначения уголовной юстиции для юношества, хотя де-факто настаивают именно на употреблении понятия «ювенальная юстиция» исключительно в этом контексте.
Думается, что подобные замены связаны как с потоком негативной информации о функционировании ювенальной системы в странах Запада, так и с непринятием неравнодушной родительской общественностью обнародованных планов реформ.
Упомянутая терминологическая чехарда свидетельствует не только о явной слабости реформаторов в области научно-методического и логико-правового обоснования необходимости проведения таких реформ, но и говорит о явном нежелании открытого обсуждения других, «внеуголовных аспектов» проводимой ими деятельности.
КТО ВЫ, ГОСПОЖА СЭНФОРД?
Неувязки со статистическими данными, достаточно спорные суждения о причинах детской преступности, жонглирование с юридическими понятиями вынуждают обратить более пристальное внимание на личность и биографию интервьюированной г-жи Сэнфорд.
Согласно информации из сети Интернет г-жа Сэнфорд является бакалавром теологии и языков (Acadia University, Канада) и магистром «русского регионоведения» (Сarleton University, Канада). В 1998 году она защитила диссертацию «Создание криминальной России», базирующуюся на освещении темы преступности советскими и российскими газетами «Известия» и «Московские новости» за период с 1985 по 1996г.г..
Большую часть своей карьеры г-жа Сэнфорд провела, управляя средствами международных доноров для реализации проектов «технической помощи» в других странах, в том числе России, Украине, Латвии, Индии, Австрии. Оказываемая под управлением г-жи Сэнфорд помощь реализовывалась в самых различных сферах - от экономической реформы в России до судебной реформы в Индии. Также заслуживает внимания её участие в проекте для Канадской службы безопасности и разведки.
Г-жа Сэнфорд некоторое время проживала в Тунисе и через сеть Интернет приняла опосредованное участие в событиях «Жасминовой революции». В начале января 2011 года г-жа Сэнфорд создёт страницу на Facebook "Тунисские беспорядки" с целью обеспечения англоязычных блоггеров инсайдерской информацией о событиях в Тунисе.
Не умаляя заслуг г-жи Сэнфорд в деле борьбы за торжество «демократии» во всём мире можно поставить под сомнение её компетентность в сфере детской криминологии Канады, достижения которой она пытается презентовать украинским чиновникам. По роду и специфике своей профессиональной деятельности г-жа Сэнфорд является скорее международным менеджером, и ассоциировать её с профильным национальным чиновником Канады нет никаких оснований.
МАСШТАБЫ И СМЫСЛЫ
По словам г-жи Сэнфорд она хочет «разработать целостную систему работы с нарушившими закон детьми и оставить после себя модели, которые будут реализовываться действующими национальными структурами». В частности, предполагается, что «…сотрудники милиции будут посещать школы, сотрудничать с их руководством и поддерживать отношения с детьми, родителями».
Сопоставим масштаб реформ - задекларированной проблеме. Согласно статистики количество школьников Украины в учебном году 2012/2013 составляла 4222000 чел., а школ - 19700. Доля молодых правонарушителей (22 тыс.чел.) к общему количеству школьников составляет примерно 0,5%, а доля реально попавших в исправительные учреждения и того меньше – 0,02%. Г-жа Сэнфорд сокрушается о большом проценте рецидива среди обитателей воспитательных колоний Украины. В абсолютном выражении количество малолетних рецидивистов в местах заключения немного превышает 800 человек.
Оценивая размах запланированных в Украине реформ, обращает на себя внимание несоответствие запланированного масштаба изменений существующему масштабу задекларированной проблемы детской преступности. Благодаря несложному сопоставлению цифр, можно предположить, что количество чиновников, вовлекаемых в создающуюся «целостную систему» будет значительно превосходить количество самих малолетних заключенных. Причем в разы, ведь «профилактически работать» предполагается со всеми детьми, их родителями и администрацией школ.
Не может не вызывать изумление и методологическая узость реформаторов – бороться с детской преступностью и заниматься её профилактикой предполагается преимущественно путем наращивания и координации чиновничьего аппарата, пусть и со смягчением наказаний для малолетних преступников. Так или иначе, это означает борьбу с последствиями, а не с источниками детской преступности.
СПОНСОРЫ И ПРОВАЙДЕРЫ
Были ли инициированы реформы изнутри Украины? В этом имеются большие сомнения. Наша государственная система, регулирующая вопросы детства и юношества, находится под неусыпным контролем и воздействием международных структур. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) ежегодно выделяет средства для мониторинга и проведения реформ Украины в области юстиции для подростков. Так в период до 2006 года эти расходы составляли 20.000-30.000 долл. США в год. В последующем, ЮНИСЕФ увеличил финансирование этой статьи до 69.000 долл.США в 2007 году и 128.000 долл.США в 2008 году. Средства поступали в основном от Шведского агентства международного развития и Национального комитета ЮНИСЕФ Великобритании. На период до «конца цикла программы реформ» в 2010 году было запланировано финансирование в размере 300.000 долл. США.
Начиная с 2010 года по 2014 год в рамках украино-канадского проекта, руководимого г-жой Сэнфорд, планируется освоить 6.661.799 долл.США. Заказчиком и спонсором данного проекта реформирования украинского правосудия является Канадское агентство международного развития. Это правительственное учреждение Канады, созданное в 1968 году, в настоящее время включено в структуру Министерства иностранных дел, торговли и развития Канады. Основной задачей Агентства является управление программами иностранной помощи развивающимся странам. При его финансировании в Украине, начиная с 2004 года, реализуется 36 проектов в разнообразных сферах общественной жизни на общую сумму, превышающую 150 млн. долл. США.
В интервью г-жа Сэнфорд забыла упомянуть, что проект реформы молодежной юстиции Украины реализуется не уполномоченным государственным органом Канады, а частной компанией «Агритим Канада Консалтинг Лтд.», расположенной в городе Калгари. Изначально «Агритим» (Agriteam) занималась аграрными вопросами, о чем красноречиво свидетельствует ёё название, которое может быть переведено как «Сельхозкоманда». В этой фирме г-жа Сэнфорд является даже не первым лицом, а руководителем проекта. В настоящее время специализацией «Агритим Канада» является управление проектами изменений и реформ в «развивающихся и переходных странах-партнерах». Сферы, в которых «Агритим Канада» помогает «странам-партнерам», являются достаточно обширными и охватывают здравоохранение, народонаселение, гендерное равенство, образование, сельское хозяйство, государственное управление, правовую и судебную системы, окружающую среду и другие. Около 200 сотрудников «Агритим Канада» работает в офисах фирмы, расположенных в 14 городах стран Азии, Африки и Латинской Америки. Финансируют деятельность «Агритим Канада» ряд организаций, среди которых помимо уже упомянутого Канадского агентства международного развития находятся Всемирный банк, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития.
ЕСТЬ ЛИ СУВЕРЕНИТЕТ У УКРАИНЫ ?
Примечательно, что сама г-жа Сэнфорд в обсуждаемом интервью позволяет себе говорить об украинской системе юстиции, как об объекте своего «менеджерского» воздействия и управления. И это неудивительно, ведь наличие у неё таких возможностей открыто демонстрируют высшие чиновники Украины. Так, уполномоченный Президента Украины по правам ребенка Юрий Павленко на встречах с г-жой Сэнфорд сообщает (или отчитывается?) о проводимой работе по изменению украинского законодательства в сфере детства!
Более того, г-жа Сэнфорд в декабре 2012 года от имени «Агритим Канада Консалтинг Лтд.» подписывает соглашение о партнёрстве с Высшим специализированным судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел и Верховным судом Украины, наглядно демонстрируя подчиненный статус украинской стороны. Со стороны Украины соглашения подписывали высшие должностные лица судебной власти Украины, а со стороны Канады – менеджер проекта, представитель (даже не руководитель) частной компании. Присутствие на подписании соглашений посла Канады скорее было призвано смягчить вопиющий статусный дисбаланс сторон заключаемого соглашения. Согласно сделанных г-жой Сэнфорд заявлений заключенные договора «формализуют сотрудничество с судьями высших судебных инстанций Украины» касательно разработки рекомендаций для судей относительно судебного процесса и назначения наказаний несовершеннолетним правонарушителям, усовершенствования действующей судебной практики, что включает в себя также проведение обучения судей в этой отрасли.
Действующий Закон «О судоустройстве и статусе судей» прямо запрещает какое-либо влияние сторонних лиц на процесс правосудия в Украине. Но чем же, как не наличием влияния посторонних, можно охарактеризовать заключение договоров между частной фирмой и судами, предметом которых является реформирование судопроизводства? Тем более для несовершеннолетних?
Но, судя по всему, канадские консультанты не считают себя посторонними в коридорах украинской власти. Одним из приоритетов Министерства иностранных дел, торговли и развития Канады официально определено «обеспечение будущего молодежи» в развивающихся странах, которое предполагает «укрепление и выполнение программ» в сфере защиты прав молодежи, обучающих и воспитательных процессах. Понятно, что Украина для Канады является «развивающейся страной», а стало быть, вопросы украинского детства являются сферой интересов упомянутого иностранного органа власти. Вопрос только на каком основании?
В доступных источниках отсутствует информация о том, кто и каким образом принимаются решения об оказании Украине масштабной «помощи в реформах». Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что наличие суверенитета Украины в вопросах детства (как и во многих других) находится под серьезной угрозой. Способны ли мы самостоятельно заботится о своём будущем или подобно туземцам-островитянам можем инфантильно уповать на дармовую помощь заокеанских друзей, похожую на сыр в мышеловке, и превратив эти ожидания в одну из разновидностей культа «карго»?
Пожалуй, сегодня, в условиях развивающегося мирового кризиса, самое время задать этот вопрос и дать на него ясный ответ.
Иван Комаров
Виктор Гамаюн Источник: ОКО планеты.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Администраторы
публикации 1143
комментарий 3891
Рейтинг поста:
Есть вопросы- спрашивайте, перепост материала приветствуется.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Сюжет есть в сети и в ютубе.