В Великобритании намереваются отказаться от государственных детских садов так, чтобы образование самых маленьких граждан перешло в руки частного сектора. Такое радикальное решение поднимает вопросы насчет истинной роли детского сада.
Atlantico: В Великобритании рассматривается возможность упразднения государственных детских садов, тогда как во французском правительстве говорят, что в них в настоящий момент учатся 30% детей до трех лет. Какова вообще роль детского сада?
Пьер Дюрио: Работа детских садов объясняется необходимостью уменьшить неравенство между детьми одной возрастной группы. Там они учатся жить в группе, общаться со взрослыми и другими детьми, интересоваться окружающим миром, вести себя в той или иной ситуации, понимать правила и принципы общества, формировать базу физического и эмоционального восприятия и т.д. Все это имеет огромное значение для ребенка до 6 лет, потому что это период активного формирования его характера, будущих физических и умственных способностей. Некоторые семьи, понятное дело, могут прекрасно провести такую работу, но это относится далеко не ко всем: все зависит от работы родителей, уровня доходов, культуры, жилья и т.д. Оптимальные социологические факторы оказывают положительное воздействие на эффективность обучения в детском саду. Но даже если среда бедна и малопригодна для развития ребенка, детсад все равно должен дать ему базовую подготовку. Между двух этих крайностей существует широкий спектр самых разных вариантов. Таким образом, сложно вынести какое-то однозначное суждение по поводу пользы ранней записи ребенка в детский сад, в два или три года. В одних случаях она оправдывает себя, а в других нет.
Еще одна важная сторона детского сада, о которой никогда не говорят, заключается в его разделительной роли: ребенка «забирают» у родителей, учат контактировать с другими взрослыми, дают понять, что ему придется уйти, когда он повзрослеет. Этот последний момент редко носит эксплицитный характер, однако он все же присутствует, в связи с чем остается лишь пожалеть, что у нас не предлагают достаточно «мужских идентификационных моделей», потому что преподавателями в детских садах выступают практически исключительно женщины.
— По результатам проведенного Министерством образования исследования, уровень учеников на подготовительных занятиях ощутимо вырос за последние годы. Детский сад действительно помогает подготовить ребенка к начальной школе?
— Да, обычно он действительно обеспечивает хорошую подготовку, хотя родители часто считают его слишком похожим на школу и удивляются «оценкам» детей, которые в некоторых случаях и правда начинают выставлять слишком рано. Детский сад должен привить желание учиться и заложить некие основы, которые в будущем помогут ребенку освоить чтение, письмо и математику. Кроме того, там учатся готовить, существуют уроки труда и занятия спортом. Дети привыкают самостоятельно одеваться, понимать распорядок дня, авторитет взрослых и т.д. Эти учреждения готовят не просто учеников, а детей, которые интересуются окружающим миром, обладают общими навыками общения, физическими и спортивными навыками т.д. С течением лет эта подготовка становится все шире так, что общее улучшение ситуации вовсе не удивительно. Преподаватели в детских садах на самом деле ничуть не хуже учителей в начальных школах, хотя многие и уверены в обратном. Пусть «специалисты» и с презрением посматривают на уровень подготовки эти преподавателей, детские сады на самом деле вовсе не то место, где только спят и меняют пеленки. Как бы то ни было, на них начинают обращать все больше внимания, потому что у нас, наконец, осознали, что до шести лет ребенок проходит через важные этапы развития.
— Какие правила устанавливаются в детском саду? С какими сложностями могут столкнуться дети и родители при его отсутствии?
— Все зависит от конкретного детсада, его расположения и методов работы. Как и во всей школьной системе, здесь сегодня наблюдается определенная напряженность между обществом и образованием, однако детский сад все равно остается чем-то вроде тихой гавани. Это связано с возрастом детей и относительно эффективной координацией работы преподавателей. Тем не менее, детский сад, опять-таки как и образовательная система в целом, является отражением всех проблем общества. При отсутствии детсадов последствия очень сильно варьируются в зависимости от семьи. Некоторые семьи вполне могут обойтись и без них, дав ребенку необходимые навыки в учебе и общении. В других же нет никаких четких правил и принципов, там ребенок будет предоставлен сам себе, тогда как окружающие просиживают все время перед телевизором. Но это крайние случаи... Детские сады же по мере возможности стремятся сгладить подобное общественное неравенство и позволить как можно большему числу своих учеников подойти к школе в наилучшей форме в плане навыков учебы и общения.
— Как обстоит ситуация в странах, где нет детских садов? Наблюдается ли там отставание в учебе?
— Ни одна из стран Западной Европы не оставила без внимания пять первых лет жизни ее граждан. Все прекрасно понимают важность получения основополагающих навыков, которые играют ключевую роль для демократии и западной модели. Демократия работает лишь при наличии образованных граждан, которые умеют самостоятельно мыслить и выносить суждения: ни одно государство не проигнорировало этот момент. Тем не менее, ситуация в этой области сильно варьируется в зависимости от страны или даже региона внутри одной страны. Франция опережает многие другие европейские страны, потому что предлагает семьям светские детские сады. Обучение в них бесплатное, но качественное и пользуется большим спросом. В то же время это вовсе не говорит о том, что нашей системе не требуются реформы. Хотя уровень поступающих в школу детей в целом стал лучше, Франция плетется в хвосте по результатам опросов среди детей 9-10 и 15 лет. То есть получается, что это мы отстаем, и это настоящий парадокс! По окончанию детского сада в игру вступают другие факторы, которые, разумеется, зависят от школы, но и далеко не только нее.
Пьер Дюрио, преподаватель начальной школы, специалист по проблемам образования.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+