Скандал между минкультом и режиссёром Александром Миндадзе вокруг фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр», возбуждённый прогрессивной общественностью, жалобно схлопнулся. Так и не начавшись. Это потому, что скандал, собственно, и существовал исключительно в возбуждении прогрессивной общственности, а минкульт с Миндадзе в нём так и не поучаствовали.
Они поступили по-другому. И вот именно это «по-другому» нам и представляется показательным на самом деле – в нашей повестке дня, где рассматриваются реальные вопросы и проблемы культурной политики, а бессодержательные мантры типа «свободы творчества» и прочих «прав человека» отсутствуют напрочь.
Напомню, что минкульт отказался поддержать государственными деньгами и добрым словом новый кинопроект режиссёра Миндадзе. И причину объяснил: это из-за того, что ради художественного вымысла в сюжете фильма сильно понапутано с историческим контекстом.
Режиссёр Миндадзе расстроился, подивился, но митинговать не стал – а вместо этого попросту обратился за разъяснениями прямо к министру культуры.
По результатам разговора Мединского и Миндадзе проблемы не стало. Ко всеобщему удовольствию – если не считать свободолюбивой общественности, да и хрен с ней.
Оказалось, что Александр Миндадзе – художник, его интересуют драма, герои, образы, характеры. В общем, кино как искусство. А фантазии консультантов, начитавшихся всякой антинаучной лабуды и продвигающих её, интересуют не сильно.
Итог нам известен: минкульт придаёт творческой группе новых консультантов – из Академии наук и Российского военно-исторического общества; прежние консультанты идут лесом, декламируя цитаты из Солженицына-Резуна; исторический контекст мелодрамы приводится в соответствие с тем, что было на самом деле; работа над фильмом продолжается; вопрос финансового участия государства в проекте передаётся на усмотрение Фонда Кино.
Вот и весь «конфликт».
Что в этой истории представляется нам важным, – так это идеология и механизмы культурной политики, которая с подачи президента Путина возвращается в государственную практику.
Первое. Культурная политика вступает в соприкосновение «творческими свободами» ровно в тот момент, когда художник приходит за государственными деньгами. Ну, не считая прецедентов, предусмотренных в УК – но это по части других ведомств.
Второе. Так вот, ровно с этого момента государство вправе предъявить художнику список содержательных требований – например, относительно исторических соответствий, что и произошло в рассматриваемом случае. Эти содержательные критерии берутся не из фантазий Мединского, а из Госпрограммы развития культуры – там, собственно, и были обозначены задачи и цели государственной культурной политики.
Третье. Постепенно минкульт отращивает для реализации культурной политики действенные инструменты. В данном случае мы видели экспертные советы, которые полномочны оценивать представленные заявки на предмет соответствия провозглашённым принципам. Сказать, что это дело доведено до автоматизма и непогрешимой эффективности, было бы преждевременно, пожалуй – иначе не пришлось бы Мединскому регулировать ситуацию с Миндадзе в ручном режиме. На, напомню, ещё в момент принятия минкультовской Госпрограммы и этого не было – всё строится и отрабатывается с нуля и в режиме онлайн.
Вот таким путём и будем как-то двигаться.
И именно с этой точки зрения и будем оценивать истерики об «убийстве кинематографа», «покушении на свободы»: их природа в контексте нашего понимания проблемы очевидна и, честно говоря, внимания не заслуживает. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|