Эксперты Изборского клуба сегодня презентовали в Екатеринбурге новый доклад, посвященный концепции примирения "красного" и "белого" мировоззрений нашей истории. Эксперты постарались найти точки и элементы преемственности в дореволюционной и советской моделях. "Мы привезли вам оружие – идеологию. Мы приехали к вам на полигон в качестве испытателей", - отмечали члены клуба. Подробности – в материале Накануне.RU.
Заседание, по традиции клуба, проходило при активном участии областных властей, однако в отличие от предыдущих мероприятий изборцев, губернатор пообщался с идейным вдохновителем клуба Александром Прохановым наедине, а председательствовал на совещании вице-губернатор Яков Силин. Среди гостей были замечены местные эксперты, политологи, общественные деятели.
Александр Проханов начал свое выступление несколько издалека, рассказом о войне в Сирии, которую он в компании Михаила Леонтьева и Максима Шевченко посетил несколько недель назад. Он рассказал о том, что конфликт в Сирии начался после того, как Башар Асад открыл границы для международного капитала и под его давлением начал проводить либеральные реформы. В этом смысле, в Сирии сложилась ситуация, подобная той, что была в России 90-х годов, только "мы не взялись за оружие, а они взялись".
"Когда там началась эта ситуация, туда поехали наемники, профессионалы из 30 стран мира. То, что сейчас происходит там – это огненный клубок, который после падения Сирии будет направлен в Среднюю Азию, Северный Кавказ и Поволжье, эта огненная стрела поразит нас", – предостерег Проханов.
Рассуждая о судьбе Сирии, лидер Изборского клуба пояснил, что Сирия гибнет потому, что в этой стране накопилось множество противоречий, на уровне не только политическом, но и религиозном, семейном, социальном и т.д. Говоря, что противоречия всегда губительны, он отметил, что противоречие между "красными" и "белыми" – одно из наиболее принципиальных противоречий в нашей истории, которое и сейчас разделяет общество на два непримиримых лагеря.
Еще одним важнейшим моментом истории Проханов назвал Великую Отечественную войну, в которой было остановлено космогоническое зло. Этот акт по своему уровню Проханов ставит в один ряд с распятием Христа, "когда Бог отдал своего сына в жертву, чтобы остановить космогоническое зло". Так и Русь принесла в жертву много своих сыновей, и эта жертвенность Руси – еще одна точка соприкосновения разных эпох.
Историк Александр Елисеев привел примеры того, как большевики использовали методы и инструменты царских времен. Например, национализация промышленности в рамках построения госсоциализма началась еще во время Первой мировой войны, и первым предприятием, которое вошло в эту программу, стал Путиловский завод. Вскоре после национализации его производительность выросла в разы. Однако, царское правительство вступило в конфликт с крупным капиталом и в феврале 1917 года эти процессы были свернуты, после чего экономика начала разрушаться ускоренными темпами. Большевики же, придя к власти в октябре, стали использовать инструмент национализации в более жестком варианте. То же касается и продразверстки, в которой часто упрекают большевиков. Впервые она была введена еще в 1916 году. Он отметил, что говоря о "красных" и "белых", речь шла не о членах Красной армии и Белой гвардии, а о двух традициях, двух укладах жизни. И в данном случае, речь идет о примирении двух созидающих традиций, которые во многом перекликались друг с другом.
Профессор, экономист, протоиерей Александр Миняйло сходу заявил, что в СССР "впервые в мире отказался от ростовщичества", тогда как нынешние банки – это "клопы на жирном теле нашей страны". Священник посетовал на происходящее в настоящее время разрушение системы образования, которая готовит потребителей, а не творцов, и предложил экспертам создать новый российский учебник экономики, чтобы не учиться "по этому американскому "Экономиксу".
Помимо этого, отец Александр предложил свою концепцию выхода из кризиса. Обращаясь к вице-губернатору, священник попросил решить вопрос с бесплатной раздачей земли. По его мнению, это может стать движущей силой развития социума.
"Наш губернатор принял верное решение – раздавать землю многодетным семьям. Но разве в квартире можно завести много детей? Вот живет там пятеро детей, это одних велосипедов пять штук, попробуй их на пятый этаж таскать. А жить где – они же всю квартиру займут. Зато мужик если свой дом поставит, он в нем будет хозяином себя чувствовать, молодой человек туда свой невесту приведет и детишек заведет. Это и строительству импульс", – уверен отец Александр. А в качестве примера он привел Нижегородскую область, в которой население после введения подобной программы приросло на 300 тыс. человек.
Идее написания нового учебника, только уже по истории, оказался привержен писатель Николай Стариков. По его мнению, и "красные" и "белые" честно воевали за свою Россию, такую, какую они ее видели. Проблема лишь в том, что Россия перестала быть единой и стало много Россий, и все воевали за свою. И в новом учебнике истории необходимо зафиксировать, что все, кто честно воевал за Россию – герои, все же кто воевал в силу других причин – изменники, предатели или террористы. Чтобы подкрепить свою мысль, Стариков предложил назвать улицы в городах не только именами красных офицеров, но и белых, таких как Юденич и Деникин. "А вот улиц, названных именами террористов, быть не должно", – считает член Изборского клуба. Он также добавил, что "смутные времена наступают в России, когда она перестает быть единой".
Главред "Литературной газеты" Юрий Поляков отметил важность работы в области культуры в этом направлении. Ведь большая часть населения формирует представление о реальности через кино и различные сферы культуры. Между тем, кинематограф последние 20 лет находится под либеральной диктатурой.
"Не поменяв либеральную диктатуру в культуре, мы не решим политических и экономических вопросов. Кино и искусство тут играют первую роль", – считает писатель.
Неожиданно с критикой доклада выступил член Изборского клуба политолог, философ Сергей Черняховский, который назвал доклад "экзотической версией" и предположил, что там есть немало спорных моментов, которые могут спровоцировать дополнительные споры и еще сильнее разбередят старые раны. По его мнению, говорить нужно не о старых конфликтах, а о том, что объединяет.
"Сирия – это Испания 1936- года. И если вокруг нет большой войны, то это лишь из-за оставшегося советского потенциала. Это примерно еще лет на 10. После этого, если мы ничего не изменим, не договоримся, то уже может ничего не остаться, а если останется, то что-то очень жуткое, потому что мы до сих пор можем любому агрессору ответить так, что победителей просто не будет", – говорит Черняховский.
Тележурналист Максим Шевченко напомнил, что недавно принял участие в заседании "Тагильского клуба", где обсуждалось место человека труда в современных реалиях. По его мнению, труд – это политическое понятие, и его критерий – польза для нации. Если национальная элита трудится на благо нации, то этот труд полезен. Если ее действия наносят урон нации – она "может уматывать к чертовой матери или готовиться к уничтожению, в том числе и физическому".
С одной стороны, нация – это некая унификация, и в Европе она прошла успешно – там национальность является наиболее значимым фактором самоидентификации. В России же, помимо национальности, сохраняется принадлежность этническая, уточняет политолог Валерий Коровин.
Впрочем, стоит отметить, что свердловские интеллектуалы, видимо, оказались не совсем готовы к подобному формату общения – до конца досидела лишь половина приглашенных. Тем же, кто остался, Александр Проханов адресовал свое ответное слово.
"Мы привезли вам не простую вещь, не электробритву, а оружие – идеологию. Мы приехали к вам на полигон в качестве испытателей, и для нас вы – это те небеса, те облака, через которые мы прогоняем свои беспилотники, свои звездолеты. Битва идеологий оказывается зачастую важнее, чем битва авианосцев. Вы нам нужны и мы приглашаем вас к сотрудничеству", – подвел черту лидер Изборского клуба.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+