Ад как Соединенные Штаты
Правый лагерь американской политики в зеркале компьютерной сатиры
Изначально Devil May Cry представляла собой серию японских слэшеров – игр, где вы постоянно кого-то шинкуете холодным оружием. DmC: Devil May Cry стала первой игрой серии, сделанной не японцами, а европейцами, студией Ninja Theory из английского Кембриджа. В процессе вестернизации DmC потеряла большую часть своей знаменитой сложности и теперь стала похожа на развлечение, а не на стимулятор доведения до инфаркта от бешенства. Зато отныне игра наполнена социальной сатирой на американское общество, которая подняла DmC на принципиально новый уровень.
Демонический капитализм и вооруженный «окупай»
В прошлых частях саги главный герой, полудемон-полуангел Данте рубил, стрелял, мучал и насиловал аполитичных демонов. Твари вырвались из Ада, их надо загнать обратно, попутно заработав максимум очков за самое эффектное комбо. Просто. Ясно. По-японски гламурно.
В DmC же на месте привычно-никакого сюжета про ангелов, демонов и прочую подростковую чушь – настоящий леворадикальный манифест. Землей тайно правят демоны, но их царь, Мандус – не рогатый черт с вилами, а солидный мужчина в дорогом костюме, глава банка Silver Sachs[1], держащий в узде народы и континенты посредством долговых обязательств. Его правая рука – диктор новостей на местном аналоге Fox News, клеймящий всех несогласных с демонократией «террористами» (и выходящий в эфир с самоироничным слоганом Doing the God's Work!), его левая рука – обитающий под фабрикой местного аналога «Кока-колы» суккуб, вырабатывающий «секретный ингредиент», который превращает потребителей «Колы» в идиотов. Любовница короля демонов держит ночной клуб (и в процессе сражения с ней заставляет Данте натурально танцевать), а в одной из миссий приходится ломать демонические камеры слежения, в буквальном смысле слова выдирая глаза у Большого Брата. Наконец, глава группки сопротивления, «Ордена», периодически перехватывает видеосигнал и обращается к граду и миру в маске – совершенно верно, как главный герой V for Vendetta.
Самое прекрасное в DmC – концепт двоемирия. Периодически Данте из обычного мира засасывает в лимбо, призрачный мир демонов. Там реальность обретает свое истинное лицо, улицы искажаются, в асфальте появляются гигантские провалы, а небольшое складское помещение оборачивается захватывающей дух пропастью, над которой парят контейнеры «Колы» с надписями: «Подчиняйся!», «Потребляй!», «Жирей!», «Глупей!», «Работай!»
Ninja Theory взяли источником вдохновения классический фильм Джона Карпентера 1988 года They Live!, в котором главный герой с помощью волшебных очков мог видеть, что на самом деле скрывается за рекламными вывесками захваченной пришельцами Земли, и развернули его в целую игру. По-британски сатирическую – там, где американцы непременно вставили бы монолог про судьбы человечества и куда идет цивилизация, англичане заставляют Данте вести диалоги с огромными склизкими демонами, в основном состоящие из слова «fuck» и его производных.
Перед нами не история про борьбу с чертями, но история про борьбу с обществом потребления и его самыми яркими символами, от банкиров до глобальных газированных напитков, где главный герой более всего похож на члена движения «Оккупай», решившего, что добро должно быть с кулаками. А также огромным мечом, обрезом, парой пистолетов, демоническими перчатками, гигантским топором, косой смерти и сюрикенами. Уж если бороться за классовую справедливость – так по полной!
Эффектный игровой механизм веселья
Веселое левацкое разгильдяйство («Бей помещиков и капиталистов! Особенно когда они ростом с целый дом и с 12-ю щупальцами...»), впрочем, не отвлекает от превосходно собранного игрового механизма. Сердце DmC – огромное количество оружия, а также множество комбо и ударов, позволяющих при должной сноровке быстро и, самое главное, красиво разобрать любого врага. Забить на земле здоровенными адскими кулачищами, подкинуть в воздух и выпотрошить там, снести выстрелом из обреза в упор... на каждый из видов оружия приходится не менее десятка уникальных возможностей и способностей, которые вы можете адаптировать к своему стилю игры.
DmC поощряет не просто эффективную, но и эффектную мясорубку, главный параметр прохождения миссии, за который дают очки – стиль. Чем больше разных ударов вы обрушиваете на бедную, рыпнувшуюся на вас зверушку – тем лучше, зажавших одну кнопку зануд DmC откровенно презирает. Когда же вам поднадоест крошить орды демонических наемников капитала, боевые задания сменятся акробатикой. Главный герой умеет летать (правда, недолго), прыгать на огромную высоту и цепляться за находящиеся на немыслимом расстоянии крюки – из-за чего вы периодически парите в воздухе, лишь изредка касаясь твердых поверхностей. Особенно ярко это выглядит ближе к финалу, когда обиженный вами Мандус изливает свою ярость на город, и вам приходится изо всех сил нестись по рушащимся улицам, уворачиваясь от огромных кусков асфальта и сорванных с земли автобусов.
И после боевых, и после акробатических сегментов вы наблюдаете одну и ту же реакцию: учащенное сердцебиение, взмокшие виски и дрожащие от прилива адреналина руки. DmC не забавляет, не развлекает, а скорее бодрит, словно чашка утреннего кофе. Стоит вам привыкнуть к творящемуся на экране хаосу и безумию, как игра меняет темп, то заставляя вас проходить миссию на время, то выкатывая босса размером в три экрана. Отдельное удовольствие – это дизайн уровней: в какой-то момент DmC заставляет вас путешествовать в отраженном в реке городе-зазеркалье, где все перевернуто с ног на голову. Вы, например, пробегаете стандартный для игр уровень «метро» по его потолку вместо пола, удивляясь британской затейливости, меняющей привычное восприятие типовых игровых локаций.
Мой фаворит – штурм телебашни с адским Fox News, когда вы в какой-то момент буквально оказываетесь внутри телерепортажа (телевизионная картинка, парящий вертолет с камерой, привычная перспектива от третьего лица сменяется полицейскими съемками), а сатанинская версия Билла О'Рейли насылает на вас орды тварей, попутно издевательски комментируя все ваши попытки от них отбиться (War on terror, где terror – это вы). В мире есть и куда более серьезная критика американских правых – но вот засовывание вас в буквальном смысле внутрь республиканского телерепортажа абсолютно побеждает все левацкие стоны по уровню отвязной веселости.
Отдельно следует отметить наличие в игре сверхлегкого режима сложности. DmC откровенно сообщает, что он создан для тех, кто не умеет крошить демонов со сверхсветовой скоростью, но при этом хочет насладиться сатирическим сюжетом и трижды сатирическим окружением. Впрочем, я бы не рекомендовал вам его ставить: мало что может сравниться с ощущением ПОБЕДЫ, когда вы с двадцатой попытки все-таки вышинковываете толпу особо злобных тварей, проявив чудеса мастерства владения специальными ударами и комбо – и получив высший балл в графе «стиль». Для тех же, кто знает серию Devil May Cry с самой первой игры имеется сверхсложный режим, когда с самого начала на вас кидают особо злобных врагов, при этом не давая оружия и приемов, которые у вас появятся позже.
С выходом своей британской версии знаменитая серия Devil May Cry теперь стала социально-политической сатирой, заменившей типичные для левых радикалов «обличения» молодецким хохотом. Уже в самом начале игры происходит нападение гигантского демона на чертовски похмельного главного героя, которому приходится снимать фирменные пистолеты с чьего-то лифчика, зацепившегося за люстру, попутно уворачиваясь от пролетающих мимо пустых бутылок. В таком идиотско-веселом духе выдержана и сама игра, и ее социально-политическая сатира, даже не пытающиеся претендовать на надрывную серьезность.
Обязательно попробуйте DmC. Когда еще у вас будет возможность изрубить здоровенным мечом диктора Fox News с горящими адским пламенем глазами, который изрыгает гигантские информационные волны?
[1] Явная аллюзия на всем известный банк Goldman Sachs.
Источник: terra-america.ru.
Рейтинг публикации:
|