Эффект танка Кристи. О словаре, пельменях и прочих явлениях
|
Дмитрий Севостьянов |
Родился в 1964 г. в Новосибирске. Врач, преподаватель вузов. Завсегдатай археологических экспедиций. Область научных интересов -- иерархические структуры и взаимодействия в них. Самое большое удовольствие, которое мне известно, -- думать. И придумывать.
|
Честно говоря, написать этот текст меня заставила фраза одного тролля, впоследствии на «Однако» забаненного: «Россия – это периферия Европы».
В чем отличие великого русского народа от «просто народа», действительно живущего на европейской периферии? Болгар, румын, венгров или наших обожаемых прибалтов... В том, что народ этот достаточно велик (и не численно, а прежде всего духовно), чтобы не бояться чужого. И в том, что он может делиться своим, не боясь обеднеть.
У каждого народа своей толщины культурный слой. У великого народа – и культура великая. У локального – локальная. Так вот, русская культура такова, что обладает собственной устойчивостью, что и позволяет нам держаться с достоинством, а с не с младоевропейской истерической пугливостью. Это не значит, что русская культура «сама о себе позаботится» и печься о ней нечего. Это значит, что такое уникальное явление, как наша культура, следует всячески беречь и укреплять. Но какие следствия происходят от этой уникальности?
Любой «просто» народ, будучи окружен другими народами, должен денно и нощно дрожать за свою идентичность. А то ведь поглотят. А то ведь сожрут... Вот пример. Япония, теперь по численности населения почти не уступающая нынешней России, блюла веками самоизоляцию на своих островах, в страхе перед маломальским внешним влиянием. И привить свою идентичность Япония до сего времени никому не в состоянии. А русский народ вырос как строитель империи и в другом качестве существовать не может. И вот русский народ, поскольку он – народ с имперской идентичностью, за свою идентичность не дрожит. Он ею делится. В глазах иностранца якут, бурят или осетин – русские. Так ведь и правда... Отсюда анекдоты про армянина, грузина и азербайджанца, едущих в одном лифте с двумя японцами: «Эти русские все на одно лицо». Даже евреи, которые уехали в Израиль, там, в Израиле, – русские, и никак иначе. И те имперские обломки, которые русскими теперь называться отказываются – от Грузии до Литвы – в итоге ничего не приобрели и все потеряли. Именно в той мере потеряли, в которой они от этой дарованной идентичности имели глупость отказаться.
Основа бытия всякого народа – язык. Сколько в русском языке заимствованных, иностранных слов? Считал кто-нибудь? Не знаю... Да и незачем. Все эти слова – давно русские. Конечно, любой язык усваивает чужие слова. Но для любого «просто народа» такая доза иностранных слов была бы смертельной. А мы – ничего. Живы-с. И остаемся русскими. Вот, например. В русском языке нет практически ни одного не заимствованного слова на букву А.
Не верите? Проверьте. Прямо с самого начала. АБАЖУР, АБАЗИНСКИЙ, АБАЗИНЫ, АББАТ, АББАТИСА, АББАТСТВО, АББРЕВИАТУРА, АБЕРРАЦИЯ, АБЗАЦ, АБИССИНСКИЙ, АБИССИНЦЫ, АБИТУРИЕНТ, АБОНЕМЕНТ, АБОНЕНТ, АБОНИРОВАТЬ, АБОРДАЖ, АБОРИГЕН, АБОРИГЕННЫЙ, АБОРТ, АБОРТИВНЫЙ, АБРАЗИВ, АБРАКАДАБРА, АБРЕК, АБРИКОС, АБРИКОСОВЫЙ, АБРИС, АБСЕНТЕИЗМ, АБСОЛЮТ, АБСОЛЮТИЗМ, АБСОЛЮТНЫЙ, АБСТРАГИРОВАТЬ, АБСТРАГИРОВАТЬСЯ, АБСТРАКТНЫЙ, АБСТРАКЦИОНИЗМ, АБСТРАКЦИОНИСТ, АБСТРАКЦИЯ, АБСУРД, АБСУРДНЫЙ, АБСЦЕСС, АБХАЗСКИЙ, АБХАЗСКО-АДЫГЕЙСКИЙ, АБХАЗЫ, АБЫ, АВАНГАРД, АВАНГАРДИЗМ, АВАНГАРДИСТ...
На букву Ф та же история. ФАБРИКА, ФАБРИКАНТ, ФАБРИКАТ, ФАБРИКОВАТЬ, ФАБРИТЬ, ФАБРИЧНЫЙ, ФАБУЛА, ФАВОР, ФАВОРИТ, ФАГОТ, ФАЗА, ФАЗАН, ФАЗАНАРИЙ, ФАЗИС, ФАЗОТРОН, ФАЙЛ, ФАКЕЛ, ФАКЕЛОНОСЕЦ, ФАКЕЛЬЩИК, ФАКИР, ФАКС, ФАКСИМИЛЕ, ФАКТ, ФАКТИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧНЫЙ, ФАКТОГРАФИЯ, ФАКТОР, ФАКТОРИЯ, ФАКТУРА...
Где тут слова исконно русские? Нет ни одного исконно русского слова. Но что с того? Пользуемся мы этими словами? Пользуемся. Русский язык от этого не испортился? Он от этого только обогатился. Русскими быть мы сами от этого не перестали? Еще чего.
Просто все эти слова давно уже обрусели. И окончания у них русские. И склоняются они по русским правилам... Сделайте-ка такую инъекцию иноязычных слов в какой-нибудь другой язык. Тому народу, который живет себе в «уютном европейском домике». Посмотрим, что получится... И даже сравнительно недавние мерчендайзеры с органайзерами тоже обрусевают прямо на глазах. И ведь это касается не одних только слов.
Возьмем любую сторону жизни. К примеру, кулинарию. Кто сказал, что эта часть народной культуры – не особенно важная? Еще какая важная... Так вот. Национальная русская кулинарная забава сейчас – жарить на свежем воздухе шашлыки. Шашлык – это блюдо русской кухни? Конечно, нет... вернее, уже, конечно, да. Пельмени заимствовали раньше. Вроде как у коми-пермяков. Кто теперь знает, откуда они, пельмени, пришли? Никто уже не помнит. Русское блюдо – и все. Хотя манты, равиоли и хинкали тоже никто не отменял, и у нас их тоже благополучно едят. И еще как едят...
А в технике что? Вот доставили когда-то к нам американские танки Кристи. Из которых получились наши БТ-2. Весьма уже обрусевшие. А потом из линейки танков БТ вылупился танк Т-34. Русский. Насквозь русский. И во всем мире известный именно в этом качестве. Стащили в свое время наши трофейщики германскую ракету Фау-2. У нас эта ракета прижилась, обрусела, потомством обзавелась. Какие-какие у нас теперь ракеты? Ну уж не германские. И везут теперь к себе американцы наши ракетные двигатели. Хотя им достались при дележе не железки, а сам, собственной персоной, отец германских ракет фон Браун – живой и здоровый, к употреблению готовый и на все согласный...
И вот теперь этот народ пытаются всунуть в «уютный европейский домик»... Не получится ничего – Европа треснет.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: