Человек исследующий. В продолжение дискуссии о человеке будущего
|
Дмитрий Лейкин |
Родился 17.09.1986. По образованию и профессии - программист.
|
07 февраля 2013 |
Дмитрий Лейкин |
В дискуссии по заметке «Сомневающимся. О мировоззрении и Сталине» я обещал написать текст о своем видении будущего. Вот я и пишу.
Итак, вначале общий тезис: будущее заключается в том, чтобы перейти от массового Человека Исполняющего к массовому Человеку Исследующему.
Теперь объясню, что эта фраза значит.
Сейчас большинство дискуссий по поводу будущего ведется в стиле борьбы экономических либо политических доктрин: коммунизм против капитализма, демократия против монархизма, империализм против космополитизма, религиозность против атеизма и так далее. И я берусь утверждать, что эти дискуссии – вообще не о том ведутся. Потому что доктрина – это вообще не развитие. Это следствие развития. То есть, насколько человек развит – настолько хорошую он доктрину и придумает. А не наоборот.
Тогда возникает вопрос: а что такое вообще – уровень развития? Уровень развития человечества есть уровень способности среднего человека познавать реальность, количество познанной информации и уровень способности эту информации анализировать. То есть, проще говоря – уровень интеллекта. Соответственно, развитие – это повышение уровня интеллекта. Сделайте людей умнее и они сами по-умному решат, как им лучше жить (это, кстати, отличается от чисто либерального тезиса: «Сделайте людей свободнее и они сами решат, как им лучше жить»).
То есть из мучительного выбора между десятками идеологий мы приходим к простой и понятной задаче: как повысить общечеловеческий интеллект. Теперь поговорим о том, как эту задачу лучше всего решить.
Для начала скажу, что есть два типа мышления: мышление исполнительское (условно назовем его старым) и мышление исследовательское (условно назовем его новым). Объясню, в чем разница. В первом случае человек усваивает некий набор знаний и шаблонов поведения, придуманный какими-то другими людьми, и всю жизнь тупо это шаблоны повторяет. Во втором случае человек способен производить новые знания и шаблоны сам.
Приведу пример. Если вы посмотрите на большинство сетевых дискуссий, то увидите, что в них годами используется повторение одних и тех тезисов, которые участники дискуссии сами толком не понимают. Одни кричат – «капитализм – это клево!», другие кричат «коммунизм– это круто!», при этом дальнейшее развитие этих слов не происходит. Люди могут 20 лет кричать одно и то же, а дискуссия так и будет стоять там, где стояла. И это касается не только слов – с поступками во многих случаях то же самое.
В масштабах человечества это означает, что небольшая кучка ученых, философов, политиков и бизнесменов занимается исследовательской, творческой деятельности, а все остальные тупо применяют на практике продукты этого творчества, не пытаясь что-либо улучшить. При этом даже контролировать, что там эти умники напридумывали, и насколько оно вообще умно, невозможно – для этого надо стать умнее самому. Для какого-нибудь XIX века такая схема еще могла быть жизнеспособна, но сегодня ее категорически не хватает.
То есть, задача – перейти от человека исполняющего к человеку исследовательскому. А для этого надо научиться исследовать.
Человек исследовательский способен создавать новые знания и новое поведения. Как он это делает? Откуда вообще появляется новое? Новое появляется из количества исследования реальности, по схеме «факт>вывод». То есть, наша фантазия, наша способность фантазировать, придумывать новое – отнюдь не свободна. Она целиком и полностью определена тем, что мы знаем о мире. Качество ваших выводов целиком определяется количеством достоверных фактов, которые вы знаете.
Проблема в том, что «старое» мышление движется по схеме «вывод>вывод». То есть человек вообще не пытается узнавать факты – он берет чьи-то, пусть даже свои, выводы, придуманные неизвестно как и когда, и начинает пытаться что-то довывести из них. Это мне напоминает современную финансовую систему, с ее покупкой долгов за долги под залог долгов. Факты почти никого не интересуют. Почти все занимаются выводами из выводов, и в результате их мышление оторвано от реальности настолько, насколько это вообще возможно. При таких условиях факты вообще становятся чем-то «опасным» для мышления – они способны разрушить построенную годами огромную гору чуши.
Но, если мы действительно хотим развиваться – надо учиться познавать реальность. То есть поставить себе первоочередную задачу: «Я должен каждый день узнавать как можно больше новых фактов». Всегда. Всю жизнь. Максимально достоверно. И только когда фактов много, делать выводы. И не верить в эти выводы никогда, а проверять их на практике, то есть на новых фактах. Это и называется – учиться исследовать. Или – учиться учиться.
То есть, проект развития человечества у меня такой: люди должны учиться познавать реальность сами и учить этому других.
Человечество должно становиться массово умнее с максимальной скоростью. И только тогда мы станем достаточно умными, чтобы действительно придумать и воплотить Светлое Будущее. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 431
Рейтинг поста:
хм ... опять "я заставлю вас быть счастливыми!" - ну, ну ...
т.н. "массовый человек" каким был тыщу лет назад, таким есть и сейчас, таким и будет дальше. Ох уж эти программисты - везде норовят типовое решение найти ...
Дело в том, что то, что автор назвал "массовый человек" - есть довольно сложно устроенная система, состоящая из нескольких типов качественно РАЗНЫХ групп людей, имеющих СОБСТВЕННЫЙ график развития и находящихся на разных ЭТАПАХ этого развития. "Массовый человек" - это как класс в школе, но не конкретные 1"А" или 10"Б" а уровни - т.е. "первые классы", "вторые классы", ... "десятые классы". Они были, есть и будут ВСЕГДА "первыми" ... "десятыми". Конкретные люди взрослеют и переходят из класса в класс. Так в жизни (точнее - в жизнЯх) - человек, взрослея, двигается по ступеням лестницы развития Сознания (сила, красота, богатство, власть, знания, вера, осознанность, ...). Т.о. знания - это только ОДНА из ступеней развития человека. Не случайно, автор, остановившись на ней, совершенно не включил в свою концепцию верующих людей (он их в ней просто не видит - и это пока нормально). Отсюда и последующие ошибочный тезис, что развитие - это чисто развитие соображалки со всеми вытекающими выводами.
Есть и ещё один момент у "массового человека" не затронутый автором. Как бы это кому не нравилось, но варны таки есть (только у нас они раньше назывались сословия). И у каждого сословия СВОЯ цель, свои инструменты и свои критерии жизни. Если шудрам (например) и кшатриям (частично) полезно и правильно быть исполнителями (и это просто определяется их психофизиологией), то "путь исследования" - это скорее путь брахманов ...
и никогда кухарка управлять государством не будет - либо это не кухарка, либо это караул!
Поэтому - у КАЖДОГО человека СВОЯ цель в жизни и СВОИ цели и критерии развития. Общего у всех только одно - КАЖДОМУ нужно найти СВОЙ путь и постараться с него не сходить, как бы вокруг все не убеждали его, что он ошибается! Но все пути разные (... хотя среди них и можно выделить несколько групп)
--------------------