Путин. Плюс. Минус. Объективность.
|
Виктор Кузовков |
Периодически пишу, анализирую написанное и сказанное другими, иногда скатываясь в полемику и прочее словесное непотребство. 40 лет, есть кошка.
|
Правила хорошего тона для России формулируются, похоже, только одним пунктом: хочешь считаться интеллигентным, независимым, современным, умным и порядочным – ругай власть! Ругай на кухне, на работе, на улицах и площадях, в бане, в постели, на больничной койке.
Ругает власть оппозиция, ругает обыватель, застенчиво поругивают даже те, кто частью этой власти является – меняются лишь место, время, сила звука и глубина гражданского пафоса. И понятно, что больше всех достается тому, кто этой самой власти больше всех имеет и её, тем самым, олицетворяет. При этом очевидно, что привычность процесса не способствует его объективности.
Что ж, давайте попробуем наступить на горло нашей собственной привычке и, как говорится, «объективненько», в порядке конструктивной критики сказать несколько слов о власти, её ошибках и свершениях. А точнее, о том, кто эту власть, согласно Конституции РФ, наиболее полно представляет – о В. В. Путине, президенте и дельтапланеристе. Тем более, что двенадцать лет у кормила – срок не шуточный, вполне позволяющий давать некоторые оценки. Не претендующие, конечно, на всеохватность…
Однако… Нужно отметить, что объективной оценке ВВП очень мешает не только наша привычка сначала ругать, а потом думать, но и кандидатура его предшественника. Борис Ельцин был настолько плох, неудачен, почти ужасен как глава государства, что на его фоне любой, более-менее рациональный, психически здоровый человек, оказавшийся во главе страны, уже казался бы подлинным государственным деятелем. Этот образ, этот контраст, эта наша память о Ельцине до сих пор работает на Путина, гиперболизируя его положительные качества в глазах абсолютного большинства россиян. А ведь до Ельцина был ещё и Горбачёв. А до Горбачёва… В общем, вы понимаете – трудно сказать, так ли уж хорош Путин на самом деле, «нельзя ли было много лучше». На фоне своих предшественников, которых мы ещё не по учебникам помним, он великолепен. И сам Путин, похоже, прекрасно осознает это, целенаправленно работая на существующем контрасте, точнее, поддерживая его – он всё так же подтянут, физически крепок, трезв, а вместо дирижирования оркестрами водит дельтапланы и подводные лодки…
И это, мне кажется, тоже можно поставить ему в заслугу – в конце концов, разумное использование выигрышных тактик поведения, без привычного людоедства и живодерства, достаточно нетипично для нашей политической культуры. Но, повторюсь – оценить работу Владимира Путина в отрыве от образов его предшественников чрезвычайно сложно, и определенную поправку на это мы либо делаем, либо подразумеваем всегда.
Итак. Начнем всё-таки с негатива. Что лично я считаю самыми большими провалами (или недоработками) Путина? Что он не просто мог бы, а обязан был сделать, но чего мы, к сожалению, не видим после двенадцати лет управления им государством? На мой взгляд, это:
Во-первых, чрезмерно «зачищенное» политическое поле. Увы, окидывая взглядом существующий политический пейзаж, понимаешь – серьёзных, стабильных, ответственных политических сил, оформленных в более-менее прозрачную и понятную форму политических партий, в стране почти нет. Отчасти такому определению соответствует КПРФ. Ещё… А вот и нет, больше вспомнить и нечего. Ни «Единая Россия», давно превратившаяся в клуб по интересам с очень дорогой клубной картой, ни «Справедливая Россия», ни ЛДПР, ни правый спектр, ни националистическое «латентное большинство» – не имеют устойчивых надконъюнктурных установок, критически важных и для их формирования в качестве дееспособных и ответственных политических сил, и для устойчивости политической системы (разумеется, подразумеваются сравнительно вменяемые установки и принципы). Важно и то, что ни одна из этих сил, даже упомянутая уже «Единая Россия», не производят впечатления хорошо структурированной, устойчивой и дееспособной партии. Каждая из них, уж простите мою самоуверенность, в любой момент может развалиться даже от внутренних причин, что уж там говорить о возможных форс-мажорах национального масштаба.
Кто-то наверняка возразит – как раз создание «Единой России» и было, возможно, попыткой создать такую ответственную силу. Хорошо, примем это на веру. Но тогда придётся признать – попытка была не очень удачна, и мы получили лишь политический инструмент, необходимый исполнительной власти для решения тех или иных задач.
Почему это так важно? Ну, это как раз очень просто – если однажды наш президент разобьется на дельтаплане или утонет управляемая им подводная лодка, или случится другое ЧП аналогичного плана, вероятность наступления в стране хаоса чрезвычайно велика. И Россия, к сожалению, стала вольной или невольной заложницей здоровья и трезвого ума всего одного человека. И как бы он ни был хорош – почему нет, на самом-то деле – это очень и очень тревожная ситуация. И теперь, когда над головой пролетает очередной косяк журавлей, я невольно вздрагиваю и крещусь. Берегите себя, Владимир Владимирович! А то из-за Вашей ма-а-аленькой недоработки все достижения могут в одночасье пойти прахом, а «верные слуги отечества» разорвут его на сотни кусков…
Во-вторых, коррупция. Мне кажется, я понимаю, почему с коррупцией в России почти не борются. Понимаю, но верить не хочу. И, тем не менее, озвучу, а вы уже решайте сами – верить или не верить…
Похоже, в данном вопросе сильно сказывается профессиональное прошлое ВВП. Наш президент хорошо знает, как просто и комфортно работать с тем, кто у тебя на хорошем «крючке». А вербовать наших чиновников, политиков, бизнесменов, нарушивших, кажется, все мыслимые и немыслимые законы и потерявших голову от полной безнаказанности, так легко… Казалось бы, это вполне разумно – чиновники и бизнесмены, работающие не на совесть, а на страх, хорошо управляемы, а их действия предсказуемы. Всё на алтарь стабильности, так сказать…
Однако, как бы ни была важна стабильность сама по себе, издержки такой «схемы управления персоналом» чрезвычайно высоки, и до конца не ясно, чего же в ней всё-таки больше. Ведь наряду со стабильностью государственного управления страна не менее стабильно разворовывается, создаются не менее стабильные очаги социального напряжения, столь же стабильно чувствует себя криминал, да и рычаги влияния для «иностранных агентов» отрастают всё длиннее и длиннее. То есть в итоге мы приходим к тому, что более надежной системы управления создать всё равно не удалось – на данный момент можно вести речь разве что о более надежной системе кризисного реагирования, да и то лишь применительно к определенной категории кризисов.
Важно и другое – удавочки компромата, на которых у нас, похоже, столь многое держится, в большинстве случаев не вечны. Какие-то истираются от времени, какие-то – от слишком частого употребления. А самое главное – вся эта конструкция чрезвычайно зависима от того, что происходит в её эпицентре, от его здоровья и самочувствия.
Ещё один чрезвычайно важный момент – увы, уязвимыми наши чиновники становятся не только для наших спецслужб. Иностранные, можно не сомневаться, тут тоже как рыбы в воде. И когда очередной «слуга государев» открывает очередной счет в иностранном банке любой степени офшорности, можно не сомневаться – его шансы превратиться в послушного слугу двух (а то и трёх, четырех, пяти) господ изрядно повышаются. И чем всё это может закончиться для страны и её обитателей, не хочется даже и думать… И опять приходится повторять – берегите себя, Владимир Владимирович! А то ведь, упаси Боже, сорвутся с цепей слуги Царя и Отечества…
Слишком низкий экономический рост. Почти полторы сотни миллионов населения. Населения, прошу заметить, в массе своей грамотного и квалифицированного. Остатки громадной экономики, доставшейся нам в наследство. Преизряднейшие остатки, надо отметить. Колоссальные природные ресурсы. Очень неплохое географическое положение. Есть, казалось бы, всё для того, чтобы обеспечить мощный экономический рывок, позволяющий если не «догнать-перегнать», то хотя бы изрядно сократить отставание от ведущих промышленно-развитых стран мира и не допускать увеличение отрыва.
Однако что мы видим на деле? На деле видим ровно то, что имеем – вялый, полуобморочный рост, зависящий от мировой конъюнктуры даже более, чем стоимость нашего сырьевого экспорта. Полнейшее отсутствие какой-то вменяемой стратегии экономического развития страны, маскируемое то профицитными бюджетами (которые, заметим, так и не привели к нулевой, или хотя бы «цивилизованной», инфляции), то нанотехнологиями, то успехами в прокладке очередной «трубы в обход». И всё это на фоне вялотекущей приватизации, которая, безусловно, превыше всего, ибо так сказал Чубайс.
Как-то очень уж слабо для страны с таким колоссальным внутренним рынком, промышленной и ресурсной базами, развитой энергетикой, транспортом, наукой и образованием. А если брать в расчет не только возможности, но и потребности, то выглядит всё и вовсе жалко. Ведь всё то время, когда мы росли по 4% в год и считали это великим достижением, полуторамиллиардный Китай рос темпами, вдвое превышающими наши. А это, заметим, наш сосед, имеющий самую крупную армию в мире и однопартийную систему, способную развернуть страну в любую сторону буквально за пару-тройку дней. И как бы мы сейчас ни дружили, как бы ни сотрудничали, такое соседство просто обязывает нас обеспечивать высокий промышленный рост. Тем более, что условия для этого у нас даже лучше, чем у того же Китая…
Пожалуй, на этом я закончу перечислять наиболее значимые, на мой взгляд, минусы В. В. Путина. Как вы, наверное, заметили, у перечисленных есть один общий признак – в определённой ситуации они могут превратиться из недоработок в катастрофический или даже фатальный для страны просчет. И очень хотелось бы, чтобы за их исправление взялись уже сейчас, пока у страны (и её руководителя) есть на это время…
Теперь о позитивном. Путина можно и нужно критиковать, ибо есть за что, да и в принципе дело это полезное. Однако не стоит забывать и о другом. О том, например, что в момент своего прихода к власти он получил на руки не просто больную страну, а страну, по всем признакам, умирающую. И дело даже не в Чечне – она, слава Богу, так и не стала типичным примером развития событий. Тот всеохватный тупик, в котором оказалось государство, всё активнее подталкивал регионы к поиску каких-то путей автономного выживания. И всё явственней вырисовывались контуры различных республик – казацких, уральских, сибирских, дальневосточных – которые должны были, вероятно, водрузить над своими головами лоскуты порванного российского триколора. И только осознавая глубину и опасность этой угрозы, мы можем говорить о первой и главной, вероятно, заслуге Путина – сохранении территориальной целостности России.
Особенно важно то, что сделано это было достаточно «технично», разумно, без расквартирования танковых дивизий в каждом уездном городе полумятежных провинций. Используя свою популярность, а где-то и популизм, новому президенту удалось и наиболее ненадежных царьков сменить, и сам механизм всенародного избрания региональных руководителей сломать. Вкупе с налаживанием более-менее нормальной экономики это привело к замене центробежных сил на более-менее ощутимые центростремительные, которые сейчас разрослись до, трудно поверить, создания Таможенного Союза и других форм интеграции уже на постсоветском пространстве.
Повторюсь – это не просто заслуга, это целое свершение. Собственно, любой адекватный человек согласится, что уже одного этого достаточно, чтобы перекрыть любые ошибки и недоработки. И я соглашусь, но с одним уточнением – если в ошибках не упорствовать, а недоработки исправлять.
Отдельная большая заслуга Путина – курс на восстановление российской армии. Тут ведь вот в чем тонкость – даже очень неглупый человек может попасть в ловушку «ядерной достаточности». Это когда кажется, что нескольких сотен ядерных боеприпасов достаточно, чтобы обезопасить себя от любых угроз. А в итоге страна оказывается без союзников, её экономические и политические интересы не топчет только ленивый, геополитическая ситуация планомерно и неуклонно ухудшается, а сделать ты ничего, увы, не можешь – на угрозы всем наплевать, а реально защищать свои интересы на сколько-нибудь значимом удалении от собственных границ нечем и некому. Оно, конечно, ревнителям «Великой России от Бирюлёво до Бибирево» не очень-то и надо, и стада сетевых леммингов такое не одобряют, а вот мне, человеку менее романтического склада, кажется очень уместным немножко растрясти державную казну на корабли и самолеты. Ибо, как известно, нет у нас других союзников, кроме армии и флота. Хотя нет, устарел классик – ещё авиация и РВСН добавились. А больше, увы, никого. И это – за сотню с лет с гаком…
Кстати, озвученные программы перевооружения армии зарождают надежду и на ускорение промышленного роста. Конечно, аккуратно надо, без надсады, без лопнувших сухожилий. Но при разумном подходе нам вряд ли помешают те миллионы рабочих мест, которые, прямо или опосредованно, эти программы нам сулят. Во всяком случае, это гарантированно более надежное применение денег, чем скупка иностранных казначейских обязательств.
Ещё один момент, который я хотел бы отметить, базируется на таких шатких основаниях, как мои собственные ощущения. Посему в расчет их можно не принимать. И, однако же, я их озвучу.
Как-то так получилось, что именно при Путине закончилось всеобщая аннигиляция всего и вся, что досталось нам в наследство. Точнее, даже чуть более того – дух какого-то беспросветного, невероятного упадничества, которым было пропитано буквально всё, от морали и семейных ценностей до пьяных разговоров у пивного ларька, стал как-то выветриваться. А ведь насаждали его не только при Ельцине – пожалуй, весь период «развитого социализма», всю перестройку, все незабвенные девяностые он копился, настаивался, становился всё отвратнее и губительней. И лично я связываю это, как ни странно, именно с личностью Путина. Что-то иррациональное, да. Вроде, рыба гнила, гнила с головы. Почти вся и сгнила, угу. А вот голову-то рыбе поменяли, и вся она как-то выздоравливать стала, да. Уже и не воняет почти…
Понятно, что не только его стоит за это благодарить. Стоит сказать спасибо и спортсменам, и дипломатам, и военным, и даже иным олигархам. А ещё международным чиновникам разного уровня, которые то Олимпиаду провести нам доверят, то чемпионат мира по футболу, то какой-нибудь саммит. Но вот что-то мне подсказывает, что не было бы Путина – скорее всего, не было бы этих Олимпиад и саммитов. Потому что ни на осколках империи, ни в концлагере их провести не доверили бы…
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 59
Рейтинг поста:
Такое же правило работает и с иностранными чиновниками, явный тому пример -- Саркози.Или с Тимошенкой А вот с батькой Лукашенко, что-то не всегда гладко.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 31
Рейтинг поста: