Школьное самообразование
Елена Румянцева
профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, доктор экономических наук
Насилие в школах имеет множество изощрённых форм: от унижающего человека отношения педагогов к ученикам, не сдающим деньги на объявленные нужды, до демпинга отметками при неопределённой, но высоко индивидуализированной оценочной политике и нежелании работать с конкретными детьми в «бесплатное» штатное время. Как с этим бороться?
|
|
Я была прилежной, дисциплинированной ученицей, окончила школу круглой отличницей. Однако боязнь получить плохую отметку, сделать что-то не так преследовала меня и некоторых моих ровесников постоянно. Сила подчинения школьной системе была очень высокой, мы как бы находились под её прессингом. Вероятно, это сказывалось на подсознании. Так, однажды во сне я увидела нашу школу горящей. И всё же я благодарна этому учебному заведению, ибо получила фундаментальные знания, которые помогли поступить в МГУ и успешно его закончить.
Но не все дети вписываются в прокрустово ложе школьных инструкций, в результате у некоторых тяга к познанию исчезает напрочь. Не этот ли прессинг – главная причина того, что у 97% выпускников средней школы ослаблено здоровье, имеются различные заболевания?
К сожалению, ныне к «традиционным» проблемам нашей школы добавились новые. Сегодня она не просвещает, а развращает. Платные подготовительные занятия с дошкольниками, дополнительные часы в урочное время за отдельное вознаграждение, репетиторство и «левачество» при сдаче ЕГЭ воспринимаются некоторыми учителями как норма. И этим коммерциализация среднего образования не ограничивается. За поступление в престижную московскую школу нужно внести как минимум 50 тысяч рублей. В среднем по России родители вынуждены выкладывать наличными или перечислять через попечительские фонды от 3 до 20 тысяч рублей в месяц: на охрану, подарки педагогам, «бесплатные» учебники, обязательные экскурсии, ремонт классов и прочее. Но этот денежный поток не находится в прямой связи с качеством образовательной деятельности, которое в последнее время снижается.
Чуть более двух лет назад из 229 первокурсников факультета журналистики МГУ, участвовавших в проверочном диктанте по русскому языку, на страницу текста сделали восемь и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 «стобалльников», допустили до 25 ошибок, в некоторых словах – искажающих смысл до неузнаваемости.
Что должны сделать со своей стороны родители и сами ученики, чтобы был успешно сдан Единый государственный экзамен, обеспечены другие формы контроля? Вопрос далеко не праздный, ибо многие учащиеся не понимают, что им задают, не читают; им не интересен процесс образования, поскольку всё вокруг решается самым примитивным образом за деньги или связи.
Сегодняшняя школа, с одной стороны, пугает детей неформальным, нестандартным поведением учителей, а с другой – перекладывает отработку системы воспитания и приобретения знаний на родителей. Сужу по себе. Мой ребёнок был переведён в новую школу. Первое, что услышала от классного руководителя: «Дайте мне слово, что будете общаться с Василием по поводу уроков всё воскресенье… А вообще-то вам желательно каждый день с ним заниматься». Что же получается? Школа перепоручает мне свои функции, оставляя за собой только контроль моей работы. Но ведь это ненормально!
В странах Европы о таком напряжении родителей не может быть и речи, там до 5 класса ученикам не выставляют отметки, а взрослых даже отпускают с работы, чтобы дети могли провести с ними время посередине недели.
Какая доля вынужденно неработающих матерей и бабушек (крайне редко – отцов), родителей с частичной занятостью обусловлена у нас в стране прессингом школы? Кстати, кроме откровенного вымогательства к нему следует приплюсовать ежедневный стресс, испытываемый учеником из-за боязни что-то не принести на урок или не доделать, необходимость в подстраховке ребёнка взрослыми. Обратимся к экспертным оценкам. Не менее 30% мам и бабушек в создавшейся ситуации вообще не работают, а 70% отказываются от полной занятости вплоть до того времени, пока ребёнок не станет как минимум пятиклассником.
Мало того, что занятость родителей в школе наносит прямой ущерб экономике; она вредит всему обществу, ибо труд остающихся с детьми взрослых членов семьи недооценен, хотя они не только менее эгоистичны по сравнению с бездетными парами, но и, как правило, более культурны, образованы и в наивысшей степени служат идеалам нравственного жизнеустройства. В принципе, закон на стороне этих мам и бабушек, надо только добиться его исполнения. Нельзя и дальше безнаказанно нарушать государственный образовательный стандарт основного общего образования. Нормы федерального права запрещают восполнение пробелов в учебных программах дополнительными платными занятиями. Источник: file-rf.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Претензии автора к школе, кажется, сводятся к тому, чтобы школа не требовала от родителей заниматься с собственным ребенком.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 544
Рейтинг поста:
основная ошибка большинства людей - это оценка школы как единственного места, где ученики получают знания.
в моем поколении (76 г.р.) это было не так - мы получали знания не только (и не столько в школе)...
к 8-9 классу вырабатывается интерес в конкретной сфере - все что раньше можно смело относить к нереализованным желаниям родителей (всякие колледжы, изучение 4-х языков со 2-го класса)
знаю многих мам с позицией - ну мы в школу "ребенка отдали" - пусть учат.
я считаю, что самое важное в школе - это социальная адаптация ребенка - то есть за эти годы ребенок на сложных жизненных ситуациях выстраивает себе систему ценностей, которая определяет всю его дальнейшую жизнь.
и если в школе отличница - то будет хорошим бухгалтером, так как школа научила "соблюдать правила"
большинство гениальных изобретателей и творческих руководителей - ходили если не двоечниками, то троечниками...
и родители - задайте себе вопрос - а Вы реально хотите воспитать гения ? иногда гении - сущее наказание для окружающих их людей...
Добавлю про давление и учителей - моему ребенку с учителями в жизни очень повезло (еще с дошкольника)... и это не зависит от денег - таким учителям не жалко и заплатить, но они отказываются от вознаграждений...
Инструментов давления на ученика у учителя сегодня гораздо меньше чем в советские годы (пионерии нет, исключать из школ - не моги, двойки ставить - занижать средний показатель по школе)...
Крик - это неправильно и с ним быстро может разобраться родительский комитет - как только пойдут жалобы приедет комиссия Рособрнадзора - этого школа боится как огня.
А вот давление оценками - так это ведь как построить восприятие этих оценок дома. Ведь ребенок старается, чтобы его оценили в первую очередь близкие для него люди. И если за оценки не пороть :) а реально подходить с учетом всех особенностей преподавания, личных качеств ребенка... способностей (талантов) - то это опять-таки дело именно СЕМЕНОЕ... и никакого времени на это не жалко.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: