|
|
Федор Делиард, Сергей Воронин (Фото) |
|
|
Ни для кого, наверное, не секрет, что большинство современных праздников берут свое начало в глубокой, порой языческой древности. Масленица — время обновления жизненного цикла, возрождения природы после зимы. Хеллоуин — модификация кельтского празднества Самайн, знаменовавшего окончание сельскохозяйственных работ (отсюда и дата праздничной ночи — с 31 октября на 1 ноября). Рождество совпадает по времени с днями зимнего солнцестояния. Сакральный смысл Пасхи, думаю, раскрывать не нужно.
Со временем, однако, эти некогда священные торжества теряли свое культовое значение, секуляризовались, и от старых обрядов оставалась только традиционная атрибутика вроде тыкв, венков и сжигаемого чучела.
Не избежали этой участи и новогодние праздники, особенно в нашей стране. За годы существования Советского Союза приоритеты у населения существенно сдвинулись. Главным зимним (и годовым) праздником стал Новый год вместо Рождества. Елка, салаты, телевизор до шести утра. Кто-то может в праздничный вечер сходить в церковь. Правда, кончится его паломничество все в той же области салатов и телевизора. И подарков, конечно. Странно, кстати, что российские сказочники редко вдохновляются темой гигантской игрушечной фабрики Деда Мороза — учитывая, насколько активно их западные коллеги используют образы Санта-Клауса, мастеровитых эльфов (весь год лудящих товары для детей к очередному развозу) и красноносых летающих оленей. Впрочем, едва ли наш дедушка станет прибегать к столь бессовестной эксплуатации сказочных существ, какую мы наблюдаем в рождественских сказках. Промолчим про чисто ростовщические отношения Санты с получателями даров — Дед Мороз никогда не опускался до подсовывания под елку горклых угольков! Если дети плохо себя вели, он их сразу замораживал. Насмерть. Менее гуманно, зато по-русски честно.
Но мы отвлеклись. Собственно, сам Новый год — сохранил ли он то значение, какое придавалось ему в былые века (а известен этот праздник как минимум со времен древних шумеров)?
Вернемся для примера к прекрасным кельтам. С натяжкой, но Самайн все же можно назвать новогодним праздником, поскольку он делил кельтский календарь на две половины (холодное и теплое времена года). Люди жарили кабанов, пили до умопомрачения, распевали песни у жарких очагов. А еще — боялись. Они знали, как беззащитен человек в ночь Самайна, когда на стыке старого и нового года приотворяются двери в подземный мир и потусторонние силы обретают поистине страшное могущество. В такую ночь никакой малыш не отважился бы пойти клянчить конфеты на улице.
Кельтские мифы, впрочем, всегда отличались исключительной кровожадностью; в большинстве культур наступление нового года обставлено все же более спокойно. Скажем, римляне (с которых, между прочим, и пошла традиция отмечать дату 1 января) посвящали этот праздник Янусу — божеству всех начинаний, в быту чрезвычайно мирному. В иудаизме новогодние торжества также связаны с религией, с традицией десяти дней «раскаяния» (если точнее, тшувы — деятельного покаяния, возвращения к Богу). И уж, конечно, не счесть бесконечных новогодних суеверий как индивидуальных для каждого народа, так и общих для всего мира.
Надо сказать, на Руси празднование Нового года претерпело на протяжении веков значительные модификации. Изначально праздник отмечался 1 марта — в день весеннего равноденствия (вспомним уже упоминавшееся совпадение дат зимнего солнцестояния и рождественских торжеств). Снова привязка к природным циклам, снова сакрализация даты. Позднее русский Новый год «переехал» на 1 сентября. И наконец, событие, известное любому первокласснику: Петр I со своим вечным стремлением упорядочить русскую жизнь по европейским лекалам официально закрепляет праздничный статус за первым января.
Календарная реформа властного императора стала первым шагом на пути последовательного обмирщения новогодних праздников. Из мистерии, ночи чудес, «младшего брата» Рождества Новый год превратился в универсальное увеселение, отмечаемое каждым в меру крепости своей печени. А волшебство и чудеса? Остались в присказках, чей смысл забыт, да в тепличных условиях детского утренника, в комедиях Рязанова. Вот и все. Двери в мир сказки в зимнюю ночь давно уже стоят на запоре, и за окнами — ничего, кроме снега.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|