Евразийская политология: о шляхетской сущности национальных элит
|
Семён Уралов |
Шеф-редактор проекта "Однако. Украина". Родился в 1979 году в Новосибирске. Учился во Львовском университете на русском отделении филологического факультета, который закончил в 2001 году. С 1998 года работает в политических, предвыборных и корпоративных проектах на Украине и в России. Сфера интересов: реинтеграция на постсоветском пространстве; внутреннее устройство советского, постсоветского, западного обществ и политических систем; реальная политика.
«Журналистом стал под влиянием внешних обстоятельств – после кризиса 2004 года, когда Украина начала двигаться к точке невозвращения".
|
Как мы помним, последний конфуз национальных элит Украины — несостоявшийся визит Януковича к Путину — в очередной раз продемонстрировал разницу в типах мышления элит.
Украинские элиты, будучи элитами национальными и по мышлению и по целям, просто не понимают, что мир вокруг изменился. Они по старинке предполагают, что в отношениях с Россией и Таможенным Союзом можно «договориться» и «порешать». В баньке, с Ельциным и Коржаковым, под гитарку заняться внешней политикой.
Признаюсь честно — долго не мог найти источник беспечного инфантилизма украинских элитариев.
Не мог понять, когда строили нефтепровод «Одесса – Броды», когда рассуждали о бесперспективности «Северного потока», зубоскалили насчёт «Южного потока», когда выдумывали несуществующую формулу взаимоотношений «3+1» с Таможенным Союзом.
Прагматичная мотивация официального Киева — непонятна. Очевидно, что с созданием Таможенного Союза украинская многовекторность закончилась. Потому что она держалась исключительно на противоречиях Россией и других национальных осколков между собой. У Туркменистана конфликт с Газпромом — под шумок можно разжиться дешёвым газом. И так далее, и тому подобное.
Но с созданием Таможенного Союза ситуация изменилась кардинально — возможности маневрировать попросту закрылись. И этот, казалось бы, простой факт, никак не привёл в сознание украинский правящий класс.
Если попросту читать новости из остальной Евразии – Молдавии, Армении, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, – то становится понятно, что все постсоветские национальные элиты, мимо которых проехал поезд интеграции, страдают одними недугами. Причём в отдельных случаях – как, например, в киргизском – национальным элитам пришлось пройти через три цветные революции для того, чтобы кое-как вернуться в сознание. Совсем недавно киргизский парламент принял, а киргизский президент подписал решение о создании российской военной базы в Киргизии. К тому же Россия активно вооружает Киргизию – так что на втором шаге можно будет говорить о прототипе союзной армии.
То есть мы имеем дело со стандартными национальными шаблонами поведения элит, когда только крупные потрясения на грани гуманитарной катастрофы возвращают их в сознание.
Откуда взялись поведенческие навыки шизофренического характера, коим безусловно является многовекторность хоть Украины, хоть Молдавии, хоть Армении? Что лежит в основе мотивации национальных элит?
Во-первых, мы имеем дело с сужением масштабов поля деятельности элит. «Донецкий» и «днепропетровский» кланы, успешно конкурировавшие в союзной политике, оказавшись в национальной банке в границах незалежной, занялись взаимным истреблением. На сегодня 2:1 в пользу «донецких».
В Молдавии незалежники-коммунисты насмерть бьются с унионистами из Кишинёва и близких к Румынии территорий. А в спину им дышат гагаузы со своей автономией, занимающей по площади добрую четверть Молдавии.
Национальные элиты деградировали за 20 лет в силу того, что перед ними не стояло никаких масштабных целей. Кремлёвский центр постановки целей оказался вне зоны действия сети, а сами ставить цели национальные элиты то ли не захотели, то ли разучились. Но пример Белоруссии и Казахстана говорит, что скорее не захотели.
Во-вторых, мы имеем дело с разрушением остатков государства и установления нового типа отношений между 10-15 семьями, которым де-факто принадлежит национальная экономика.
Политический класс национального осколка состоит из нескольких тысяч человек, которые постоянно меняют вывески политических партий, должности и вассальные клятвы. Такая система отношений приводит к тому, что самый несчастный персонаж — это глава незалежной Украины/Молдавии/Киргизии. Потому что вместо решения вопросов развития незалежный правитель вынужден маневрировать между интересами тех самых 10-16 семей и обеспечивать лояльность представителей политического класса.
Именно поэтому большинство национальных осколков находятся в постоянном кризисе.
Национальные элиты, оказавшись запертыми в национальной банке, заинтересованы лишь внутривидовой конкуренцией, напрочь лишены политических амбиций и не способны работать с задачами государственного масштаба. Поэтому национальные элиты озабочены исключительно самосохранением, потому что по мере деградации национальных государств ресурсов остается всё меньше, а политический класс от выборов к выборам увеличивается. А каждый новый глава государства пытается ввести свою семью в число мажоритарных акционеров АО «Украина/Молдавия/Армения». В последние годы, у национальных элит наметилась новая тенденции — тяга к созданию династий. Подросли уже сыновья и племянники элитариев, которые начинают массово интегрироваться в национальную политическую систему.
Учитывая качественные показатели национальных элит и для различения их между собой лично мне проще именовать элиты тупикового типа развития – «шляхтой». По аналогии с ситуацией в Польше XVIII века, когда национальная элита была озабочена лишь внутривидовой борьбой, в ходе которой и потеряла государство. Согласитесь, называть элитой людей такого типа — делать им незаслуженный комплимент.
Но «шляхта» – лишь образ, попытка объединить сходные черты элитария, что кишинёвского, что ереванского, что донецкого разлива. Сущностно важно то, что именно шляхта является главным противником любой интеграции. С национальной элитой шляхетского типа возможно говорить лишь с позиции ультиматумов, когда закрываются все возможности для шантажа и многовекторных манёвров. Но при этом всегда помнить, что практически во всех национальных осколках, где шляхты настроена сепаратистки, народ придерживается противоположных взглядов на вопросы Воссоединения.
Что необходимо постоянно разъяснять. Шляхте — что мы понимаем ее суть и мотивацию. Народу — что его никто не путает со шляхтой. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|