Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование и практическую деятельность.
Кто расскажет обо всём: Отчего бывает гром, Как работают заводы, И какие там станки, И о том, как садоводы Разбивают цветники, И про север, и про юг, И про всё, что есть вокруг… Н.Найдёнова
Как известно, дошкольники отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать. Но эти положительные качества зачастую входят в противоречие с отсутствием у них умений и навыков в познавательно-исследовательской деятельности. Исследования педагогов и психологов А.В.Запорожца, Н.Н. Подьякова, П.Я.Гальперина показывают, что продуктивность овладения знаниями, определёнными качествами личности зависит от того КАК организован процесс обучения и от позиции самого ребёнка, от его АКТИВНОСТИ. В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.
И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на поиск эффективных и адекватных дошкольному возрасту форм обучения , методов и приёмов.
Исходя из этого, в своей работе мы стремились сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.
Достижению данной цели подчинены следующие задачи: - обучать различным способам познания, - формировать элементарные представления об окружающем мире, - развивать познавательную активность.
Необходимыми условиями успешной реализации данных задач является: 1. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка. 2. Деятельностный подход. 3. Использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности.. 3. Организация особой предметно-развивающей среды. 4. Ну, и, конечно же, активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе. Новизна опыта состоит в том, что мы стремимся действовать в логике интегративного подхода и использовать современные образовательные технологии, тем самым реализовывая ФГТ.
Акцент переносится на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение программных задач предусматривается в рамках непосредственно образовательной деятельности и при организации режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
При реализации содержания образовательной области «Познание» мы используем следующие, на наш взгляд, наиболее эффективные методы и приёмы.
Эксперимент. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как узнал, как проверял, что получилось. Исследование организуется от мотива, потребности детей. Задача педагога на этом этапе - помочь осознать эту потребность.
Кстати говоря, в рамках эксперимента мы используем демонстрацию фокусов. Фокусы вообще привлекательны для детей, а научные фокусы ещё и решают ряд задач. После фокуса настаёт некая «точка удивления» - чрезвычайно важный момент в жизни ребёнка. Это попытка объяснить увиденное явление.
Тесно связан с экспериментированием ещё один общенаучный метод познания – моделирование.
А модельный эксперимент позволяет нам изучать такие явления, объекты, над которыми прямой эксперимент затруднён. например, моделирование процессов, происходящих в космосе, моделирование некоторых природных явлений.
Кроме модельного эксперимента из моделирования выделяется графическое моделирование, предметное моделирование и действенное.
Предлагаем рассмотреть наиболее значимые, на наш взгляд, способы работы с моделями.
Графическое моделирование. Особый интерес вызывает работа по занимательным алгоритмам. Как показала практика, большую помощь оказывают алгоритмы при проведении исследовательской деятельности . Вообще этапы любой деятельности можно перевести в графические символы. Важно то, что алгоритмы могут быть использованы как в совместной деятельности ребёнка и взрослого, так и при самостоятельной деятельности дошкольника в качестве руководства ею.
Кроме того, мы широко используем действенное моделирование - это игры с макетами, отображающими особенности природно-климатических зон, объектов и явлений, происходящих в космосе.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательного интереса, формированию навыков сотрудничества является реализация проектов. В основе проекта лежит идея и для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Через объединение различных видов деятельности, различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В нашем ДОУ реализуются разнообразные проекты, например: «Не рубите ёлочку»; «Наша забота нужна всем»; «Чудесное лукошко»; «Я расту» и др.
Ещё один метод, способствующий не только получению знаний, но и развитию - ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач для дошкольников - это система игр и игровых упражнений, основанных на технологии проблемного обучения.
С целью сопровождения образовательного процесса в нашем ДОУ используются ИКТ технологии, а именно, обучающие презентации, видеоролики. Подобные компьютерные продукты вызывают большой интерес у детей.
Кроме того, образовательный процесс выстраивается в логике интегративного подхода. Так специфические задачи образовательной области «Познание» решаются в ходе реализации содержания таких образовательных областей как:
Коммуникация - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Чтение художественной литературы - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в процессе восприятия художественной литературы.
Социализация - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье и обществе, государстве, мире.
Труд - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.
Здоровье - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.
Безопасность - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
Музыка и художественное творчество - формирование целостной картины мира расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.
Таким образом, решение поставленных задач осуществляется не разделением на отдельные составляющие процесса обучения , а интегративно, через взаимодействие, взаимопроникновение методов и приёмов, образовательных областей и различных видов детской деятельности.
Морозова Юлия Викторовна , Старший воспитатель МБДОУ №60 «Колосок» «Детский сад» г. Калуги Источник: pedsovet.su.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Методики либо утеряны, либо наверное уже неактуальны. И мы должны приветствовать, что педагоги из провинции сами пытаются что-то делать в этой области. Может находятся в поиске, но это как раз и говорит об их неравнодушии, желании расти в профессии и развиваться. Если у вас есть что-то конкретное по теме - выкладывайте в постах.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 236
Рейтинг поста: