Как ожидалось, распад СССР должен был ознаменовать одновременно "конец истории" и рождение международного сообщества, основанного на всеобщей вере в западные ценности: мира, где "рыночная демократия" - норма, пишет в своей статье в Foreign Policy экс-министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин.
"Вместо этого Запад столкнулся с чередой разочарований: тут и дорогостоящие войны, и финансовые кризисы, и взлет "незападных" держав", - продолжает автор. Ныне мир охвачен непрекращающейся конкуренцией региональных центров власти, банков, корпораций, потребителей, СМИ, криминальных группировок.
Еще одно явление: "остальной мир" начинает навязывать свою волю Западу, к ужасу последнего. Крепнут страны BRICS и десятки других "развивающихся". Власти Запада над глобальными отношениями приходит конец.
Граждане западных стран в панике: "все потоки в мире - торговые, финансовые, миграционные, культурные - кажутся абсолютно неудержимыми и неконтролируемыми, по крайней мере, если говорить о контроле Запада и международных организаций, которые доныне обслуживали западные интересы". Согласно соцопросам, жители Франции тревожатся за свое будущее сильнее, чем жители Афганистана. Востребованы "катастрофические прогнозы" и "утопические панацеи".
Что делать западным правительствам? Ведрин надеется на компромиссное решение: "реформы, которые будут не слишком суровыми или поспешными и окажутся достаточно постепенными, чтобы быть приемлемыми в социальном и политическом смысле".
Курс, который изберут правительства западных стран сегодня, колоссально повлияет на мировую политическую жизнь завтра, подчеркивает автор. Он призывает европейцев "пробудиться от спячки" в стратегической сфере, а американцев - "принять новые глобальные реалии и соответственно скорректировать свою стратегию".
Автор переходит к вопросу о "развивающихся странах": это Китай, вся Азия, "страны BRIC за исключением России, которая скорее зависла на месте, чем развивается" (формулировка Ведрина).
Ведрин предостерегает: Запад словно бы не замечает, какие колоссальные перемены потребуются для его адаптации к новой ситуации. "Запад уже начинает утрачивать свою монополию на промышленные мощности, научно-техническую квалификацию и даже валюту", - пишет он.
По мнению Ведрина, развивающиеся страны готовы оспаривать все аспекты превосходства Запада, но имеют свои слабые стороны. "Их развитию со временем могут помешать политические риски - неопределенное будущее российского и китайского режимов, немногочисленная, но растущая оппозиция во многих других странах". Другие проблемы: имущественное неравенство, инфляция, угроза экологических проблем и дефицита ресурсов. Подушевой доход останется крайне низким. "Для Индии помеха - перенаселение, для Китая - старение жителей, для России - убыль населения", - пишет автор. Россия также столкнулась с трудностями, пытаясь создать современную экономику.
Не стоит также переоценивать единство развивающихся стран: они конкурируют между собой, продолжает автор.
На Западе также склонны забывать, что у него остаются значительные преимущества: господство в международных организациях, колоссальное богатство и экономическая мощь, лучшие университеты и т.п. "И наконец, Запад сохраняет военное преимущество", - считает автор.
Итак, нет опасности, что "остальной мир" затмит Запад.
Что дальше? "Очевидно, Запад никогда не вернет себе свое уникальное положение в XVI-XX вв., а США - бесспорное могущество, которое они имели в 1945 году или в 1990-х", - пишет автор. Но и Китай вряд ли станет господствовать в мире на манер США, если даже пожелает. Интересы развивающихся стран слишком пестры, чтобы эти государства смогли сформировать некий перманентный блок. США почти наверняка сохранят лидерские позиции, пусть даже относительные, если даже Китай вырвется вперед в экономике.
"И все же вероятно, Китай попытается упрочить влияние на соседей и распространить его на страны, чья экономика сильно зависит от китайского импорта или инвестиций", - говорится в статье. Соотношение сил крупнейших держав будет меняться, конкуренция останется ведущим фактором международной политики.
Как западным странам бороться с этими вызовами? Автор советует "сформулировать последовательную стратегию и придерживаться ее. Пусть европейцы вновь начнут мыслить стратегически и исторически, "считать Европу державой", прекратят мелочные дрязги между институтами. "Европе следует как можно чаще координировать политику и стратегии с Соединенными Штатами", - такова еще одна рекомендация Ведрина.
Запад также должен заново подхлестнуть экономический рост, причем устойчивый. "Его основа - рыночные экономики, регулируемые по-новому, согласно разумным правилам и гарантиям. Финансовый сектор следует урезать до обоснованного масштаба, отучить его от поиска искусственных выгод и безудержных спекуляций", - пишет автор. Реорганизация экономики, в свою очередь, зависит от того, удастся ли Западу "релегитимизировать наши демократические системы и снова сделать их эффективными".
По мнению Ведрина, пессимизм и меланхолия беспочвенны: "если Европа наведет порядок в своих финансах, подстегнет рост до надлежащего уровня и повысит эффективность без избыточной технократии, ее будущему можно будет позавидовать". Он советует внять словам Ф.Д. Рузвельта: "Нам нечего страшиться, кроме страха как такового" и взять пример с Соединенных Штатов, не теряющих веры в себя.
На мировой арене автор ожидает "многополярной конкуренции", которая чревата конфронтацией и даже войной. Как предотвратить конфликт? "Все крупные державы, начиная с США и Китая, должны поступиться некоторыми претензиями и элементами своих мифологий, не отказываясь от защиты своих подлинных важных интересов", - советует Ведрин. Заодно придется уговорить граждан, чтобы они смирились с переменами. Это будет нелегко, предостерегает автор.
Если же США не среагируют на вышеописанный вызов, а Европа еще глубже погрузится в отчаяние, Запад не просто утратит монополию на глобальное могущество, но и вообще будет исключен из глобальной структуры мощи, заключает Ведрин. Источник: inopressa.ru.
Рейтинг публикации:
|