МАГАТЭ опубликовало свой «секретный» доклад. В нем впервые открыто говорится о том, что Иран подозревается в секретных работах по созданию атомного оружия. В Москве выразили разочарование тем, как агентство преподнесло свой доклад, и тем информационным фоном, который был подготовлен заранее
Страсти вокруг иранской ядерной программы достигли очередного пика. Почти неделю мировые СМИ обсуждают неблагоприятные для Тегерана выводы докладчиков. Незадолго до публикации выпадами успели обменяться и давние соперники – президенты Ирана и Израиля. Причем в своих заявлениях Ахмадинежад и Перес оперируют такими понятиями, как «война» и «бомбовый удар».
В докладе МАГАТЭ говорится, что Иран тайно добывал оборудование и документацию, необходимые для создания ядерного оружия, проводил испытания взрывчатых веществ и детонаторов, осуществлял компьютерное моделирование ядерной боеголовки, вел работы по подготовке к испытанию ядерного заряда. Однако вся эта информация вызывает много вопросов. О ее источниках никаких упоминаний нет. Сообщается лишь, что данные предоставлены государствами, входящими в МАГАТЭ.
В Москве выразили разочарование тем, как агентство преподнесло свой доклад. Документ стал источником нарастания напряженности вокруг проблем, связанных с иранской ядерной программой, подчеркнул представитель МИД России Александр Болдарев:
"Еще до официального распространения среди государств-членов МАГАТЭ в Вене доклад стал поводом для домыслов, слухов, политических сплетен, что, конечно, не делает чести тем, кто занимается раскручиванием нынешней информационной шумихи. Мы хотели бы прежде всего задаться вопросом - а насколько Секретариат агентства способен обеспечивать надлежащую конфиденциальность в работе, без которой эффективность решения стоящих перед МАГАТЭ задач оказывается под вопросом. Информационный шум создан преднамеренно, задолго до серьезного профессионального обсуждения всех вопросов экспертами, как это принято в цивилизованном кругу".
В Тегеране, конечно, высказались жестче. Работу агентства там назвали непрофессиональной и политически мотивированной. Иранский президент отверг обвинения в адрес своей страны. А главу МАГАТЭ Юкио Амано Махмуд Ахмадинежад назвал марионеткой в руках американцев:
"Мне очень жаль, что МАГАТЭ руководит человек, назначенный из Вашингтона. Эта организация перестала быть беспристрастной. И теперь не может уследить даже за сохранностью собственных материалов. Американцы просто сфабриковали несколько документов и передали их главе агентства. Почему МАГАТЭ не изучает угрозу, которую представляет для мира американская военная программа. Это Соединенные Штаты угрожают мировому спокойствию".
Россия на сей раз в преддверии публикации доклада упоминалась необычно часто. В частности, американская печать со ссылкой на источники в МАГАТЭ сообщала, что у Тегерана есть инструкции к созданию устройства, способного запускать ядерную реакцию. И эту информацию иранцам якобы дал бывший советский ученый Вячеслав Даниленко. Сам Даниленко признал, что сотрудничал с иранскими ядерщиками, однако это было давно и работа касалась исключительно «мирного атома». Кроме того, американские СМИ стали цитировать рассказы различных чиновников о том, как активно Москва и Пекин «лоббируют» иранские интересы.
Аналитики уверены: вся эта шумиха нужна Соединенным Штатам, чтобы отстранить Москву от сотрудничества с Тегераном по «мирному атому». По мнению гендиректора Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, после публикации доклада МАГАТЭ США попытаются провести через Совбез ООН жесткую антииранскую резолюцию, нейтрализовав при этом влияние России и Китая. Более того, и сам доклад - ангажированный политический документ. Ведь вся обстановка, предшествовавшая публикации, не характерна для стиля работы МАГАТЭ, отметил в интервью «Голосу России» эксперт московского Центра Карнеги Петр Топычканов:
"Для ооновских структур, к которым, в частности, относится и МАГАТЭ, не характерны сознательные утечки секретных материалов. Это всё скорее характерно для докладов, которые готовят в национальных ведомствах. В частности, в Соединённых Штатах, когда министерство обороны или разведсообщество готовит какой-то доклад, он просачивается в СМИ. А когда нагнетается определённая обстановка - тогда уже публикуется материал".
Напомним, что о предстоящей публикации доклада глава МАГАТЭ заявил еще в середине сентября. Россия и Китай уже тогда предостерегали Юкия Амано от "безосновательной спешки" и призывали его "действовать осторожно". США, Великобритания и Франция, в свою очередь, настаивали на раскрытии информации. Масла в огонь добавили на прошлой неделе сообщения в израильских и западных СМИ: премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху якобы пытается заручиться поддержкой ключевых министров для возможной военной операции против Ирана. А 4 ноября и президент Израиля Шимон Перес заявил о том, что еврейское государство склоняется к военному решению иранской угрозы. Конечно, воспринимать это заявление как неизбежное «объявление войны» не стоит. Вместе с тем нет сомнений, что израильская элита уже всерьез обсуждает такую возможность, подчеркивает востоковед, профессор Владимир Сажин:
"Заявления президента Израиля не стоит воспринимать как безусловное намерение начать боевые действия. Однако нельзя исключать, что сказанное Пересом является «пробным шаром» и частью подготовки израильского и международного общественного мнения к такому катастрофическому развитию событий".
Голоса сторонников силового решения становятся все громче. В Вашингтоне, правда, пока отмалчиваются. США вполне могут «подставить» Израиль и понаблюдать, что из этого получится, считает эксперт Института проблем международной безопасности Алексей Фененко:
"Вашингтон ведет двойную игру. Американцы не прочь разоружить Иран и под это создают определенные сценарии. С другой стороны, им самим не хочется ввязываться в конфликт, они готовы переложить это на плечи Израиля. В случае если Тель-Авив потерпит неудачу, я не исключаю, что американцы используют этот момент как предлог для дистанцирования от Израиля".
Прозвучавшие из Тель-Авива воинственные заявления прокомментировал президент России. Дмитрий Медведев назвал их «крайне опасной риторикой» и подчеркнул, что милитаристская волна и угрозы могут вызвать очень сложные последствия. Все может закончиться большой войной, а это для Ближнего Востока было бы катастрофой, отметил глава государства. Медведев заявил, что принимает во внимание сложности, которые существуют в настоящий момент в отношениях между Израилем и Ираном, и призвал Тегеран к ответственному поведению и выполнению принятых соглашений. В то же время, как подчеркнули ранее и в российском МИД, военного решения иранской ядерной проблемы не существует. Единственный путь - возобновление переговоров между «шестеркой» посредников и Ираном. Источник: Голос России.
Рейтинг публикации:
|