Во вторник 13 сентября правозащитная организация «Международная Амнистия» (Amnesty International) опубликовала отчет о несоблюдении прав человека в Ливии. В отчете говорится, что не только режим Муаммара Каддафи систематически нарушал элементарные права граждан, но и ливийские повстанцы, взявшие власть в стране.
Национальный переходный совет признал наличие таких нарушений, но отметил, что в отчете говорится лишь о единичных случаях. Amnesty International подчеркивает, что, несмотря на то, что повстанческие власти Ливии признали факт нарушений, ничего не делается для того, чтобы наказать виновных.
Женевьев Гарригос: С февраля этого года Amnesty International направила несколько миссий в Ливию. Наши наблюдатели работали как в Триполи, так и в лагерях беженцев, расположенных на границе Ливии с Тунисом и Египтом. Мы собрали многочисленные свидетельства, а в последние недели смогли побеседовать с заключенными – это около 250 человек, из которых около сорока – женщины, которые содержатся в восьми центрах содержания пленных в Триполи или Аз-Завии. Всего в этих центрах, по нашим подсчетам, содержится около тысячи трехсот заключенных.
То есть, наше довольно подробное расследование в Ливии раскрыло, что с момента начала военных действий, по мере того как повстанцы захватывали города, имели место репрессии, сведение счетов, расстрелы тех, кто воевал на стороне Каддафи. Это как самосуд, так и расстрелы по приказу. Были и бессудные аресты, обыски в домах, задержания людей на улицах, содержание людей в тюрьме безо всякого обоснования.
Многие из арестованных говорили нам о пытках или плохом обращении в тюрьме, о том, что практика эта продолжается и по сей день.
RFI: А кто те люди, которых сейчас ливийские повстанцы держат в тюрьмах, и за что их там держат?
Женевьев Гарригос: Это те люди, которые поддерживают Каддафи вне зависимости от того, сражались ли они за него или нет. Согласно собранной нами информации, от 30% до 50% арестованных – это те, кого подозревают в том, что они были наёмниками.
Напомню, что в начале конфликта, был слух о массовом использовании режимом Каддафи иностранных наемников из Чада, Нигера и других стран. Эти люди, с цветом кожи, более тёмным, чем у самих ливийцев, стали объектом преследований. Мы установили, что настоящих наемников в тюрьмах – меньшинство, а большинство – просто иностранные рабочие, приехавшие в Ливию на заработки.
Все, что касается расстрелов, незаконных арестов, пыток и плохого обращения в тюрьмах – согласно Женевской конвенции считается военным преступлением. Поэтому мы и подготовили этот отчет.
RFI: Признал ли эти нарушения Национальный переходный совет?
Женевьев Гарригос: Национальный переходный совет ливийских повстанцев признал эти нарушения и несколько месяцев назад призвал своих сторонников соблюдать международные конвенции. А в августе этого месяца НПС принял декларацию о том, что право на законный суд, право на политическое убежище, борьба с дискриминацией и другие фундаментальные права человека будут признаны в современной Ливии, чего не было во времена правления Каддафи.
Но с другой стороны, государственные структуры в Ливии еще не полностью выстроены, в некоторых регионах действуют просто плохо организованные группы повстанцев. Именно поэтому мы сегодня призываем, чтобы параллельно с созданием юридической системы нового ливийского государства, все действующие ныне силы повстанцев были подчинены непосредственно министерству внутренних дел Ливии. Чтобы аресты проводились официальными полицейскими, а не группами повстанцев, чтобы тюрьмы и центры содержания пленных перешли под контроль министерства юстиции, - чтобы вся система соответствовала нормам международного права.