Опять двадцать пять
Легенда о появлении 25-го кадра гласит, что в 1957 году в американском штате Нью-Джерси психолог по имени Джеймс Вайкери поставил эксперимент. Во время демонстрации фильма при помощи дополнительного проектора в моменты смены кадра он проецировал на экран рекламу, призывающую пить кока-колу. Рекламный кадр мелькал так быстро, что никто из зрителей не успевал осознать, что видит рекламу. А после сеанса будто бы толпа валом повалила прямиком в ближайшее кафе, чтобы выпить рекламируемый таким экстравагантным образом напиток. В кино кадры сменяются 24 раза в секунду, поэтому такой способ дополнительной проекции получил название 25-го кадра. Вайкери утверждал, что таким образом он воздействовал не на сознание подопытных людей, а на их подсознание. Считается, что в этом случае информация как бы отпечатывается в мозгу кинозрителя без его ведома. Эксперимент получил широкую огласку.
Исследования эффекта 25-го кадра негласно проводились и в СССР вплоть до конца 70-х годов. В ходе этих экспериментов люди решали логические задачи в соответствии с подсказками, высвечивавшимися в скрытом кадре. С помощью определенных приемов удавалось и приковать зрителя к телеэкрану. Например, на стандартный телевизионный сигнал накладывали новое изображение: маленькая геометрическая фигура или точка бежала по экрану, выписывая концентрические круги, так быстро, что человек ее не замечал. Но невидимая спираль буквально завораживала человека. Однако уже через полчаса таких принудительных просмотров подопытные начинали жаловаться на головную боль и резь в глазах, а иногда и теряли сознание. В целом, как показали эксперименты, эффект 25-го кадра может очень негативно сказаться на здоровье людей, особенно если таким образом в человека "закачивают" большие объемы информации. Так, после одного из экспериментов у испытуемых начало скакать давление, появлялись признаки паркинсонизма. В результате исследования были прекращены.
Зато времени не теряли американцы. Они попытались использовать эти технологии в образовании. Одной из официальных разработок стала специальная система обучения иностранным языкам, выпущенная на рынок компанией Intel. На видеопленке одно за другим появлялись слова на двух языках (первоисточник и его перевод), заставляя мозг запоминать лексику на подсознательном уровне. Этот образовательный почин вскоре подхватили и в других странах.
На Западе время от времени вспыхивают скандалы, связанные с использованием этой технологии. Один из сравнительно свежих примеров - раскрученная в ходе избирательной кампании в США история со скрытым кадром, который якобы использовали в одном из рекламных роликов республиканцы. Безобидный на первый взгляд клип рекламировал реформу медицинского страхования, предложенную кандидатом-республиканцем Джорджем Бушем, и критиковал предложения оппонентов-демократов. В частности, в ролике говорилось, что в случае победы демократов решения будут принимать не врачи и пациенты, а бюрократы. Мало того, что ролик ассоциировал демократов с негативным образом чинуш и волокитчиков, бдительные оппоненты Буша разглядели, что на мгновение на экране высвечивалось окончание слова "бюрократы" (bureaucrats). По-английски rat - крыса. Слово, что и говорить, обидное. Шум в прессе был большой. Но республиканцы сумели отбиться. Они категорически отвергли все обвинения, заявив, что речь идет об обычном производственном браке.
Охотники за привидениями
Когда мы рассказали эту историю первому заместителю генерального директора ВНИИТР доктору технических наук Светлане Немцовой, она не удивилась. Именно Немцова - основной разработчик того самого загадочного прибора, который поможет министерству печати отлавливать скрытые кадры в любом телеэфире любой телестанции, да и не только телестанции. По ее словам, действительно, в телеэфире много технического брака - обрезков кадров, наложений, которые возникают из-за неряшливости видеоинженеров или из-за неисправности телеоборудования.
- Да вы и сами сейчас в этом сможете легко убедиться, - сказала Немцова, включая монитор своего уникального аппарата - ОДСВ. Вскоре на экране замелькали кадры, испещренные странными полосами поперек экрана, плохо "сросшимися" человеческими головами и ногами в квадратах цифровых кадров, а также усеченными надписями на всевозможных языках мира. Иные фантастические словосочетания, возникающие по недосмотру, нарочно не придумаешь.
"Но это не самое интересное, что встречается в нашем телеэфире", - заверила нас Немцова. Новый видеофрагмент демонстрировал чудный рекламный мультик с красивым рисованным ландшафтом.
- Ничего не заметили? - хитро прищурясь, спросила доктор технических наук. - А вот если.. - И она запустила покадровый прогон. О ужас! В какой-то момент вместо рисованной картинки на экране вдруг возникла фотография полуголой девицы с отчетливой надписью, рекламирующей французскую косметическую фирму. Вслед за провокационным мультиком на экране высветилась реклама известного российского пивного брэнда. А спустя мгновение внутри рекламы пива было обнаружено целых три незаметных кадра, призывающих пить американский безалкогольный напиток.
- Но и это еще не все! - загадочно улыбнулась главный разработчик электронного охотника за привидениями. Вместе с этими словами на экране замелькали фрагменты видеоклипа знаменитого рэпера Эминема, где что ни кадр, то "невидимый" текст или микропланы символики поп-идола тинейджеров.
Но самой большой неожиданностью демонстрации в лаборатории ВНИИТР стал фрагмент из фильма "Бойцовский клуб". Оказывается, эта картина просто-таки нашпигована скрытыми кадрами, правда, там на 0,04 секунды на экране возникает не рекламная надпись или картинка, а силуэт одного из персонажей. Это "призрак", второе "я" одного из главных героев картины, которое реально проявит себя лишь в конце фильма. По всей видимости, режиссеры решили таким образом взвинтить напряжение сюжета и предвосхитить драматический финал. Впрочем, это пример относительно невинный: данный скрытый кадр может вполне расцениваться как художественный прием и он никак не связан с рекламой.
На помощь закону
Первый и пока единственный официальный случай выявления и наказания за 25-й кадр в России произошел два года назад. Минпечати тогда официально приостановило действие лицензии на вещание телекомпании "Авторские телевизионные новости" на 34-м телеканале в Екатеринбурге. В рекламном ролике проекта "Азарт" сотрудники министерства и специалисты ВНИИТР обнаружили пять однокадровых вставок с надписью "Сиди смотри только АТН".
Как известно, положение о запрете скрытой рекламы содержится в статье 10 Закона "О рекламе", принятого еще в 1995 году. Однако привлекать за подобного рода провинности с тех пор никого не решались, хотя не раз обнаруживали в эфирах "невидимые" вставки интернет-адресов, номера всевозможных телефонов и прочую скрытую информацию. Причиной своеобразного негласного моратория на наказания было отсутствие совершенного прибора, выявляющего скрытые вставки. Теперь такой прибор появился.
Недавно Министерство печати официально заявило о намерении контролировать все российские телевизионные каналы на предмет обнаружения в рекламных вставках так называемого 25-го кадра. А на прошлой неделе директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов подтвердил актуальность этой проблемы и даже призвал установить уголовную ответственность за использование 25-го кадра.
Специалисты ВНИИТР убеждены, что на создании образца ОДСВ для Минпечати их миссия не окончится и что вскоре будет налажено массовое производство детекторов скрытых вставок, благодаря которым любой телеканал сможет контролировать свой эфир самостоятельно. Кстати, как заявили в интервью "Итогам" представители ведущих российских общественно-политических каналов, они вполне согласны с мерами, предлагаемыми Минпечати. По их словам, в эфире национальных российских каналов 25-го кадра нет и быть не может, и речь идет об отлове законспирированной информации исключительно внутри рекламных пауз.
P. S. Эксперты утверждают, что некий аналог телевизионного 25-го кадра встречается на радио и даже в Интернете. Нелегальные пособия по радиорекламе нередко призывают накладывать на основной текст "закадровые" вставки - имеются в виду трудноразличимые обычным слухом нашептывания, призывы и требования использовать рекламируемый продукт.
Разработчики антивирусных интернет-программ утверждают, будто в последнее время появилась новая формация компьютерных вирусов, которые в отличие от прежних не уничтожают память машины, не портят программы, а нацелены против самих интернет-пользователей. Эти вирусы могут различным образом действовать на изображение на мониторе. Их задача скорее не реклама, а антиреклама. Вернее, создание видимых или невидимых помех при знакомстве с той или иной размещенной, скажем, в Интернете информацией. Источник: Итоги. №34 / 324 (27.08.02).
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1452
Рейтинг поста:
Короче, чего только не делается в мире, чтобы испоганить жизнь простому человеку. А за прибор - спасибо, нужная вещь. Вот бы еще и производство его побыстрее наладили.