Русская культура – это духовное богатство всей мировой цивилизации. Но это также и сущность, во многом определяющая исторические процессы и формирующая единое пространство для севера Евразии. Однако самое главное – это то, что русская культура не существует сама по себе. Она не прикреплена к Евразии гвоздиками. У неё есть вполне себе конкретный носитель. Это русский народ, который имеет одну важную отличительную особенность, позволившую его культуре по праву занять выдающееся место: русский народ на всём протяжении своей истории определял национальную идентичность через культурную идентичность, а не через этническую.
Каждый мог стать русским, приняв и впитав в себя русскую культуру. Резкий акцент не служил препятствием для социального роста. И, наоборот, даже этнический славянин – носитель языка – становился маргиналом, если начинал разделять чужие культурные ценности. Сравните это с англосаксонским подходом: если бы известного арапа Ганнибала привезли не к Петру Алексеевичу, а к королю Георгу, вряд ли у него была бы возможность занять хоть какое-то место в аристократии британской империи.
При этом имперскость русских проявлялась исключительно в их способности подчиниться общей справедливости, предоставив возможность всем другим народам жить по одинаковой культурной программе и по единым законам. Русская культура уникальна именно в силу своей универсальности: она может обеспечить идеологическое единство при сохранении этнического многообразия.
В России всегда было уважение к чужим культурам, было взаимное обогащение культур, а вотмультикультурализма не было. Ни в Российской империи, ни тем более в СССР. Важно отметить, что территории, присоединённые к государству, но населённые народами, не присоединившимися к культурному пространству, отваливались сразу же при появлении малейших условий (сравните Великое княжество Финляндское и Царство Польское с Сибирью).
И в этом отношении особый статус и роль русской культуры – это политический и геополитический вопроссохранения целостности государства Россия. Когда двадцать лет назад одуревшие от жадности наследники правителей империй затеяли распил государства, они прекрасно понимали, что без дробления культурного и идеологического единства им не удастся растащить столь огромные куски.
Собственно, в этом и заключается вся суть Теории Большого Распила. Нет более верного пути к уничтожению огромного русского государства, кроме как уничтожение русской культурной идентичности и сужение ареалов проживания её носителей. Нет нужды тратить силы и время на ликвидацию и расчленение государства. Очевидно, что его осколки, если будет сильна национальная идентичность, соберутся вновь. Но вот если с помощью государственного аппарата (одного или нескольких государств) вытравить или подменить русские культурные ценности…
Двадцать лет назад распильщикам повезло. Уже готовы были линии надлома, старательно прочерченные большевиками. Невзирая на то, что единое культурное пространство русского народа абсолютно не соответствовало внутренним административным границам СССР, они объявили каждый из территориальных кусков самодостаточным в культурном отношении. В результате границы большой русской нации прошли «по живому»: через другие государства, через души и судьбы отдельных людей, получивших «двойную» идентичность.
Закрепили делёжку общеизвестными и на самом деле простыми способами:
– за пределами РФ во всех республиках (за исключением Беларуси) были развёрнуты усиленная дерусификация и, одновременно, навязывание русофобских культурно-идеологических установок;
– в самом крупном осколке большой России – РФ – русскому народу навязывается идеология российской нации как гражданской общности многонационального народа (нации, определяемой по границам государства РФ, независимо от того факта, являются ли россияне носителями русской культуры);
– во всех частях бывшей большой России (включая РФ) на политическом уровне осуществляется согласованное замалчивание того очевидного факта, что границы большой русской нации (русского культурного пространства) не совпадают с границами РФ.
Важно отметить особую роль идеологии создания нации россиян как гражданской общности многонационального народа в деле раздробления большой России. По существу, людям, оказавшимся на территории РСФР в момент распила СССР, то есть россиянам, был предложен практически единственный критерий идентичности – это принадлежность к государству в определённых границах.
Притом что русскому человеку изначально тяжело принять справедливость границ предлагаемой общности. Для русского наличие Севастополя в составе России не может обсуждаться. А наличие в составе государства Махачкалы или Грозного обусловлено причинами того же порядка, что и Тбилиси или, скажем, Гельсингфорса. Россиянину же, естественно, сомнения в справедливости границ в идеале не должны быть ведомы.
Но если ты русский и согласился быть россиянином в неких искусственных границах, то первый шаг к согласию на дальнейший распил тобой уже сделан. Для тебя не составит проблем согласиться быть россиянином и в других более удобных границах. А то, что границы могут быть комфортнее, тебе легко смогут объяснить, как и в 1991 году. Например, с помощью безумной внутренней миграционной политики, согласно которой кавказским народностям отведена роль рекламных агентов идеи отделения Кавказа от России.
Идея россиянства не менее сильно бьёт по стремлению к воссоединению Родины и у русских людей, оказавшихся за пределами РФ. Наблюдая то, что идеология РФ ставит в центр не ценности русского мира, а какие-то непонятные территориальные границы, они всегда будут видеть в предложении об объединении не более чем корыстный интерес непонятно какой элиты. Должен ли русский житель Минска вместе с россиянами болеть за Газпром в очередном газовом матче?
Сохранение или увеличение территории государства, или же построение империи сами по себе не могут быть целями – это не более чем средства. Но даже в СССР при наличии яркой цели его существования удалось создать советскую идентичность только среди русских или тех, кто принял русскую культуру и русский язык. А в современной России вместо коммунистической идеологии навязывается идея многонациональности. Не сразу заметишь, как этническое многообразие единой в культурном отношении русской большой нации начинают на государственном уровне подменять мультикультурализмом. В республиках запущен активный процесс построения национальных государств, который полностью поддерживается как национальным лидером, так и гарантом Конституции. Естественно, что такая политика находит в лице национальных меньшинств (точнее, титульных наций республик) своих деятельных союзников.
В результате с помощью идеологии общности, определяемой границами РФ и основанной на безликом многонациональном статусе народа, да под разговоры про имперскость для пущего тумана, можно долго прикрывать ничейность государства. Когда нет хозяина, то коррупция – это явление в пределах нормы (пресловутое: «всё кругом колхозное – всё кругом моё»). Кстати от большого распила как следствие пускают метастазы сотни маленьких распильчиков. Попробуйте провести модернизацию государства, не имеющего ни цели существования, ни хозяина, и вы сразу же упрётесь в безумный клубок институциональных вопросов.
Но идеологи распила, видимо, полностью понимая разрушительность для России идеи гражданской нации в сочетании с мультикультурной «многонациональностью», эту идею тщательно маскируют. Так, особый политическийстатус русского народа и русской культуры игнорируется на основании убаюкивающего утверждения о том, что русские и без того сильны в силу своих высоких моральных качеств и количественного преобладания. Дескать, достаточно победить коррупцию и заставить всех соблюдать законы. Налицо явный когнитивный диссонанс: призывают выполнять законы, которые для того и создавались 20 лет назад, чтобы угробить остатки ценностей русского мира.
Наглядным свидетельством того, что властная элита прекрасно понимает дезинтегрирующее назначение идеологии и то, что ассимиляция в нацию россиян (не как в русскость, а именно как в россиянство) – это явная профанация – служат два факта:
– конкретизирующая концепция создания единой нации россиян не создана до сих пор;
– однако одновременно с возникновением государства РФ сразу же были созданы институционные механизмы, позволяющие на деле осуществлять дальнейшее дробление единого культурного и идеологического пространств.
Конституцией РФ закреплено:
– определение народа РФ как многонационального (утверждение безликости общности, связанной исключительно государственными границами; отрицание интеграционной роли русского народа и приравнивание его к прочим этносам);
– отказ от какой-либо государственной идеологии, которая могла бы заменить по силе воздействия идею создания национальных государств (устранение идеологического единства);
– ассиметричная структура государственного территориального деления, согласно которому регионы, сформированные по национальному принципу, имеют значительно больше прав по сравнению с регионами, образованными по территориальному принципу (основа для внедрения мультикультурализма);
– право республик устанавливать свои государственные языки (разрыв единого культурного и языкового пространства на государственном уровне; укрепление мультикультурализма).
В результате применения таких методов создаются соответствующие стимулы. Для титульных национальностей республик РФ положено начало соревнованию за право занять второе и третье место в списке наций и, с его помощью, ещё более повысить своё привилегированное положение (например, потребовать создание конфедерации). Для русских, учитывая характеристику их имперскости, включается обратный стимул по отсоединению от напористых республик или, что равнозначно, отсоединению от РФ (национализм русских в таких условиях – это стремление к сепаратизму). Для русских вне России, соответственно, – стимул не присоединяться к РФ.
То есть продвижение мультикультурализма в России в лучшем случае (с точки зрения целостности государства) приведёт к созданию конфедерации с участием Русской республики. Русский народ в силу огромных территорий его проживания всегда будет жить в соседстве с другими народами, но это вовсе не означает, что мы обязательно должны создавать какую-то искусственную наднациональную общность. Да и не возможно это сделать без соответствующей наднациональной идеи, по силе воздействия не уступающей идее строительства коммунизма, и без инструментов, не уступающим аналогам из той же эпохи строительства СССР.
Напротив, только русская культура может лежать в основе объединяющего культурно-ассимиляционного проекта для России. Соответственно, только в ней и может заключаться национальная идея для России: сбережение русского народа, ценностей разделённого ныне русского мира и его бесценной культуры. Возможность жить в своей стране по своим законам и возможность отстаивать свои идеалы за её пределами. Естественно, как это было всегда в русских традициях, при уважительном отношении к другим народам.
Кирилл Неймарк
Родился в 1976 г.р. Закончил ЯВВФУ. Налоговый консультант, аналитик издательства Источник: Однако.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 303
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Как прячутся криминальные деньги в Европе. http://anvictory.org/blog/2011/04/08/kak-pryachutsya-kriminalnye-dengi-v-e
vrope/
********************************************************************************
****
Главное - не спутать ответ с вызовом.
Главное - не спутать ответ с вызовом ("Русская Германия", Германия)
После распада СССР 'салфетка Черчилля' потеряла свою волшебную силу. Мир отправился в переплавку
Вслед за российским президентом, неосмотрительно поторопившимся признать грузинские автономии независимыми государствами, опытные лидеры Запада проявляют несвойственную им поспешность. Ситуация ухудшается с каждым днем и превращается в войну политических самолюбий. В этой войне у Запада нет ни одного шанса на победу. Так как Россия всегда готова за эфемерные обретения платить жизнями своих граждан, а старые европейские демократии эту валюту полностью растратили в минувшем веке.
Что выберет, к примеру, канцлер Меркель, если ей предложат обменять территориальную целостность Грузии на жизнь хотя бы одной тысячи немецких парней из Бундесвера? И сколько продержится канцлер на вершине власти, если она выберет Грузию? Для президента Медведева такой дилеммы не существует, как не существует и обратного хода в политической мясорубке.
В России каждому понятно, что если требования отыграть ситуацию с Абхазией и Южной Осетией назад прозвучат не из западных столиц, а даже с небес, то российский президент не выйдет из золоченых хором Кремля с посыпанной пеплом головой и словами раскаяния. А тот, кто с такими словами выйдет, - недолго будет президентом России.
В подобном тупике отношения Запад - Россия не оказывались много лет. Сорок лет назад, при вводе советских и союзных войск в Прагу для подавления 'Пражской весны', несмотря на 'холодную войну', западные страны реагировали шумно, но сдержанно. Причина состояла в том, что СССР действовал в рамках 'салфетки Черчилля'. Этот в свое время самый секретный в мире документ родился в Ялте, где во время переговоров Сталин взял со стола салфетку, написал на ней, кто и сколько процентов влияния будет иметь в странах, освобожденных от фашизма, и Черчилль внес в эти цифры пару поправок, Рузвельт лишь одобрительно кивнул. В итоге Сталин подарил этот клочок бумаги Черчиллю. А тот рассказал об этой истории в своих мемуарах. Но само салфеточное соглашение все стороны соблюдали очень строго. И когда в Греции сразу после войны вспыхнул коммунистический мятеж, а британцы давили красных танками и расстреливали из пушек, Сталин и пальцем не пошевелил, чтоб помочь братьям по классу. Потому что на салфетке было записано. Греция: союзники - 100%, СССР - 0. Прямо противоположная запись имелась и по поводу Чехословакии. СССР - 100%, союзники - 0. Лишь спустя еще двадцать лет, когда СССР оккупировал Афганистан, салфеточное соглашение не помогло определить правых и виноватых. Влияние на Кабул на салфетке не распределялось.
После распада СССР салфетка потеряла свою волшебную силу. Мир отправился в переплавку.
Югославия (салфетка делила ее между Востоком и Западом 50 на 50) плавится до сих пор, теперь пришел черед Кавказа, совершенно неминуем за ним скорый распад Ирака, обострение карабахского воспаления и новая волна политических драк вокруг крымского вопроса.
Как убийство Фердинанда в Сараево было не причиной, а лишь поводом к началу жуткой мировой бойни, так и нынешний кризис запущен косовским унижением России. Хотя причины этого конфликта родом вовсе не из Приштины.
Причины - в недооценке русской имперскости. В начале прошлого века модно было шутить, что, мол, хорошенько потри любого русского - и найдешь татарина. Сегодня эту правдивую шутку можно переиначить: под тонкой пленочкой западной европейскости у абсолютного большинства российских лидеров живет солдат великой империи. Что-то подобное творилось полтораста лет с французами, до сих пор происходит с британцами, отвратительным образом проявилось в немецком общественном сознании... Главное в таких случаях - в меру аккуратно обходиться с пленкой.
Бомбежки Белграда ее сильно натянули, независимость Косово - прижала вплотную к горячим ранам, а одностороннее и безоговорочное обвинение в августовском кавказском конфликте - это пленку надорвало. Первый выплеск - признание Багапша и Кокойты. Что будет дальше?
Да все что угодно. Никогда в этом веке российская власть не имела такой мощной народной поддержки, как в грузинском противостоянии с Западом. Под наркозом обиды и унижения российская политика готова будет пойти на многое. Западу же следовало бы немножко помедлить с бесповоротными мерами. Наркоз пройдет быстро, пленочка затянется. Если только, конечно, ее больше не будоражить.
Дело здесь не в толстовщине и не в попустительстве. Никто не предлагает подставить другую щеку. Предлагается понять, что, с точки зрения россиян, перчатка была брошена Москве, а не Москвою. И случившееся, пусть плохой, поспешный, неуклюжий, но все же ответ, а не вызов.
Я знаю, что думают в Берлине, Париже, Лондоне или Брюсселе. Там никто не считает Приштину оскорблением России. Но от этого мало что меняется в московских взглядах.
Сегодня Россия думает именно так. И есть только два выхода: принять этот образ мыслей в качестве объективной существующей реальности или найти себе другую Россию.
Любой другой путь опаснее сараевского выстрела.
http://www.inosmi.ru/world/20080904/243776.html
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Хорошая статья. Зачет!