Прокуратура Пензенской области занялась проверкой школьных тетрадей. Не всех, конечно, а только тех, которые только что выпустила местная фабрика «Маяк-Канц». Потому что текст на обложках этих ученических принадлежностей шокировал многих: «Лучшими летчиками – асами второй мировой войны считаются немцы, и именно те из немецких летчиков, кто воевал у нас, на Восточном фронте и сбивал наши самолеты. Причем цифры умопомрачительные.
Если 15 наших лучших асов сбили за войну от 41 до 62 немецких самолетов, то 15 немецких асов – от 203 до 352 советских самолетов». И – все. Никаких комментариев, никаких объяснений что разумного, доброго, вечного старались таким образом посеять в душах ребят знатоки военной истории с «Маяк-Канц».
Первыми тревогу подняли родители школьников. Разумеется, многим из них показалось, что их детям взрослые дяди с фабрики пытаются впарить что-то не то. Весь тираж тетрадей из продажи быстренько изъяли, а прокуратура потребовала объяснений. Руководство «Маяк-Канц» стыдливо призналось, что бес попутал, недосмотрели, недодумали. И вообще всему виной рекламное агентство «Алиго», которому фабрика заказала дизайн тетрадок. Представитель того самого агентства Людмила Аблизина тоже внятным комментарием не блеснула: «Просто тема была авиационная. Решили подобрать такое. Может быть, немножко непродуманно получилось именно с этой надписью. Историю мировой авиации не изменить, в данном случае был использован сухой исторический факт, который не может считаться пропагандой».
Насчет «сухого исторического факта» можно поспорить. Потому что дискуссия о сравнительных достижениях советских и гитлеровских летчиков-истребителей десятилетиями длится и у нас, и на Западе. И уже хотя бы поэтому не стоило одну точку зрения преподносить детям безо всяких комментариев как истину в последней инстанции. Да и вообще судить о том, что является фактом в истории войн, а что – нет, лучше профессиональным исследователям, но не работникам рекламных агентств. Поэтому за комментариями корреспондент «Свободной прессы» обратился к члену Международной ассоциации историков Второй мировой войны, профессору Военного университета, доктору исторических наук, полковнику Юрию Рубцову.
«СП»:- Юрий Викторович, давайте оставим произошедшее в Пензе на совести авторов неизвестно зачем придуманного текста в школьных тетрадках. Предлагаю и для них, и для всех остальных внести ясность: действительно ли лучшие советские летчики-истребители столь сильно уступали в мастерстве ведения воздушного боя своим противникам из люфтваффе?
- Я вообще не вижу здесь предмета для серьезного научного спора. Все эти индивидуальные рейтинги на войне – вещь весьма условная. В конце концов, важен результат. А он таков. Все самолеты, произведенные гитлеровской Германией и ее союзниками, уничтожены. В воздухе или на земле – неважно. Кто больше сбил на определенном участке фронта, в тот или иной период войны – не столь принципиально.
«СП»:- Но для каждого отдельного пилота при этом счет его личных побед имел очень важное значение. Ведь это и ордена, и деньги, и слава, и продвижение по служебной лестнице. Зачем-то же рисовали наши асы красные звездочки на фюзеляжах своих боевых машин после каждой выигранной воздушной схватки?
- Несомненно, каждый свой личный счет вел. И у нас, и у немцев.
«СП»:- Давайте напомним, как он выглядел у лучших по обе стороны фронта.
- По германским официальным данным, рекордсменом люфтваффе стал Хартманн – 352 победы в воздухе. Кроме него, выдающиеся результаты у Баркхорна (301 победа), Ралля (275 побед), Графа (212 побед). У нас больше всего сбитых самолетов противника на счету Кожедуба – 62. Покрышкин сбил 59.
«СП»:- Однако разница действительно поражает. Это нуждается в пояснениях.
- Тут надо учитывать множество обстоятельств. Назову лищь некоторые. Прежде всего, фашисты в 41-м вступали в воздушные схватки, имея огромный боевой опыт, приобретенный на Западном фронте. Наши были почти все необстрелянными, кроме тех, кто воевал в Испании или с Финляндией. К тому же к началу Великой Отечественной войны в советских Военно-Воздушных силах оказалось полно старых, тихоходных машин, вроде бомбардировщиков ТБ-3 или СБ. Естественно, в их кабины хоть какого мастера пилотажа посади – шансов выжить минимум.
Второе. У немцев учет велся именно побед, а не сбитых самолетов. Главной задачей их истребителей было не допускать ударов бомбардировщиков и штурмовиков по своим наземным объектам. Если в результате боя противник получал повреждения, не падал, но вынужден быть отказаться от атаки, это летчику-истребителю засчитывалось за победу. И неважно, что на аэродроме потом механики подлатали бомбардировщик, и назавтра он снова поднимался в воздух. Галочка в ведомости по ту сторону фронта уже стояла.
Третье. У нас каждый самолет врага, уничтоженный в групповом бою, считался отдельно. Когда мы говорим о результатах Кожедуба, Покрышкина и других, то в них засчитывали лишь те вражеские машины, которые они уничтожали один на один. У гитлеровцев сбитый в группе противник – плюсовался одному из участников схватки.
Наконец, может быть, основное: мастеров воздушного боя у нас и у гитлеровцев использовали по-разному. В люфтваффе главной формой войны для асов считалась так называемая «свободная охота». Как правило, парой или четверкой истребителей патрулировался отдельный район. Обнаружив советские самолеты, в большинстве случаев Хартманн и его коллеги, атаковали не сразу. Старались определить самого неопытного пилота. Обычно ведомого.
Внезапно сваливались на голову и жгли. И тут же на форсаже уходили в сторону. Сам Харманн, кстати, в своих мемуарах об этом пишет так: «Оцените, имеется ли у противника отбившийся или неопытный пилот. Такого пилота всегда видно в воздухе. Сбейте его. Гораздо полезнее поджечь только одного, чем ввязаться в 20-минутную карусель, ничего не добившись».
«СП»:- Разве наши летчики на «свободную охоту» не вылетали?
- Летали. Тот же Покрышкин был тут большим мастером. Только он считал важнейшей задачей «охотника» уничтожение самого мастеровитого из встреченных врагов. Сбить ведущего группы и тем расстроить боевой порядок противника – вот что считал он главным. И действовал именно так. И так учил своих подчиненных. Уничтожение асов врага и было главной задачей того же Покрышкина. Причем, не только во время "свободной охоты". Например, в боях над рекой Прут его 9-я гвардейская истребительная дивизия была переброшена специально против немецкой эскадры, в которой служили лучшие немецкие пилоты. В том числе те самые рекордсмены Хартманн, Баркхорн, Ралль и Граф. Гитлеровцы понесли такие потери, что участник тех боев Линнерт позже признался: «Никогда раньше не сталкивался с таким сильным и требовательным противником».
«СП»:- А пропаганда? Она имела значение в этих подсчетах?
- У нас все было строго. Ведь за каждый сбитый самолет противника летчику платили немалую по тем временам денежную премию. А советская бюрократия и в те времена была – будь здоров. Тысячу справок нужно было предъявить. С немецкой стороны – все обстояло по-иному. Только один факт. По советским архивным документам, не верить которым нет оснований, поскольку были они секретными и предназначались для ограниченного круга лиц, в 1943 году в боях на Кубани наши ВВС в воздухе и на земле потеряли около 750 самолетов. Но когда после Победы к нам попали документы люфтваффе, оказалось, что, если им верить, только в воздушных боях асы Геринга уничтожили 2280 наших машин. И их аккуратно записали на чьи-то счета. Выводы делайте сами.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Если строго по теме статьи - у немцев, безусловно, было много выдающихся летчиков. Которых и использовали именно как летчиков, давая им возможность летать и сбивать. А не переводить в комндиры эскадрилий, полков и дивизий, одновременно ограничивая возможность летать. Тот же Хартманн закончил войну фактически капитаном (майором стал в день капитуляции), летая "на своем месте".
Что же касается общего итога - "порядок ломит силу". Полетал бы на прикрытие своих бомберов или в ПВО - и счет бы сник.
Ну а что касаемо тетрадей ... очень жаль, что Иосиф Виссарионыч со своими методами не реинкарнировался. Масса народа просто жаждут встречи с ним. Под национальные проекты типа поворота Енисея в Каракумы или заката Солнца вручную.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Чей - да того же, кто на обложке РУССКИХ тетрадей пишет не "тетрадь", а "copybook" производителя "Мayаk". Ясен пень, для него немецкие летчики, как и усе еуропейское - ух ты, а советские - г--но...
ЗЫ : напомните, может кто помнит, совсем недавно где-то прочла о благотворительности, кажетс,Гейтса, так тот тоже просто школьные тетради к учебному году кому-то штамповал.. Из стран третьего мира....Ничего особенного, тетрадь, как тетрадь, только на задней обложке портреты пяти первых амеровских президентов...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
вот тут тоже статья про немецких асов-
http://statehistory.ru/3/352-sbitykh-kak-put-k-porazheniyu/
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Еще такой существенный момент подсчета "побед". Немцы считали выведенные из строя самолеты на приграничных аэродромах, не говоря уже о деревянных бипланах, все кидалось в "копилку". А о чем говорить, если по "Российскому Историческому" каналу "365" показывают фильм "Сталинград", в котором 10% посвящено самой стратегии и тактике сражения, страданиям гражданского населения (СССР), и 90% посвящено страданиям 6-й армии от голода, холода и ужасов плена у варварских русских ( буквально показывают выживших немцев с текущими слезами, цитируются их фронтовые письма, очень умильные, и рассказывающих об ужасах, а их выжило около 6 тыс. из более 200 тыс плененных). Ну и чей этот "Российский исторический", кто пишет программу, вопрос риторический.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
«Просто тема была авиационная. Решили подобрать такое. Может быть, немножко непродуманно получилось именно с этой надписью. Историю мировой авиации не изменить, в данном случае был использован сухой исторический факт, который не может считаться пропагандой».
из множества сухих исторических фактов был выбран этот.
почему?
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Старая тема. Уже делали подсчеты. В СССР самолетов в несколько раз меньше за всю войну было, чем то количество "побед", которое гансы себе нарисовали на восточном фронте. Пилоты они конечно были сильные, но были биты. И этим все сказано.