Адольф Гитлер и нацистская партия (Национал-социалистическая рабочая партия Германии), созданная в Третьем Рейхе, является самым крайним и страшным примером тоталитарного режима, какого мир ещё не видел. Человечество часто задавало себе вопрос: как, в столь сложной и развитой нации двадцатого века, власть могла полностью перейти в руки нацистов. Одним из ответов и основным фактором эффективности нацистов как политической силы, явилось то, что они не только развернули насилие против инакомыслящих, но и полностью овладели искусством пропаганды, фабрикуя национальную идеологию вокруг своих извращённых убеждений. Здесь мы рассмотрим некоторые из наиболее зловещих и коварных методов эффективной пропаганды.
10. Плакаты – использование образности символов.
Гитлер и его соратники понимали – сила пропаганды в том, как подать народу идею партийной линии, и плакат часто лежал в основе популяризации их убеждений. И дома, и на оккупированных территориях, плакаты являлись мощным средством, призванным доносить основы нацистской политики за счёт упрощения и метафорических образов. Внутри страны плакаты часто сосредотачивались на повышении морального духа работников производства, говоря им: «Вы – фронт!» За рубежом плакаты романтизировали идеал Нацистской Партии, как силы добра, часто используя религиозные образы, в которых Гитлер представлялся героем-освободителем.
9. Антисемитизм – меньшинства в качестве козла отпущения.
После разрушительных последствий Первой мировой войны, и кризиса, пришедшего с Уолл-стрит в 1929 году, Германия находилась в тяжёлом экономическом положении, сотни тысяч немцев остались без работы и без средств к существованию. Нацисты объяснили экономический паралич просто – они обвинили евреев. Партия Гитлера назвала их паразитарной расой, которая присасывалась к капиталистическим государствам, дабы дестабилизировать экономику и культуру «хозяев». После прихода нацистов к власти в 1933 году, антисемитизм стал ещё более выраженным в партийной политике. Обвиняя меньшинства во всех бедах страны, Гитлер породил множество козлов отпущения, которые могли быть обвинены при каждом удобном случае в чём угодно. На плакатах, в искусстве, в мультфильмах и в кино, евреи были приравнены к крысам, представлялись скрягами, с карикатурным, как крюк, носом. Их изображали грабителями, вырывающими деньги из честных рук немецких рабочих.
8.Радио – Контроль при помощи СМИ.
Радио было признано нацистами одним из наиболее важных инструментов пропаганды в их арсенале. В 1933 году, министр пропаганды Йозеф Геббельс назвал радио восьмым чудом света, и предсказал, что оно «будет для 20-го века тем, чем была пресса для века 19-го.» Он был инициатором схемы, по которой правительство Германии субсидировало производство и продажу дешёвых радиоприёмников «Volksempfanger», или «Народный приёмник», с ограниченным диапазоном для местных немецких и австрийских станций. Это послужило тому, что голос партии начал раздаваться в каждом доме страны. К началу войны почти весь народ попал под чары радио, ведь люди ежечасно подвергались бомбардировке речами и новостями, предназначенными для промывания мозгов населения. Ну всё как у нас сейчас…
7. Фильмы и кинематограф – управление социальной сферой.
Хотя партия и вошла в немецкие дома при помощи радио, этого было мало. Нужен был контроль в социальной сфере. Теперь люди платят деньги, чтобы пойти и получить порцию пропаганды с киноэкранов. Департамент кино был создан в 1933 году для «распространения в мире национал-социалистической идеи всего немецкого народа». Прежде всего показы фильмов сделали частым и популярным явлением в немецких городах и сёлах. Гитлер и Геббельс были очарованы волшебной силой кинематографа и часто устраивали кинопоказы в своих домах. Двумя самыми известными фильмами нацистской киноиндустрии стали ленты режиссёра Лени Рифеншталь «Триумф воли» (1934) и «Вечный жид»(1940).
6.Газеты – управление прессой.
Газеты всегда были мощным средством воздействия на мысли и убеждения. Наиболее известным нацистским изданием стала газета «Der Sturmer» (Штурмовик). Хотя и отделённая от официального режима партии и собственного Департамента Геринга (Он вообще выставил их из своего офиса), она сыграла большую роль в общей пропаганде войны. Выпускал её Юлиус Штрайхер. Его таблоидного стиля газета, заполненная непристойным и антисемитским содержанием, завоевала популярность у других членов партии. Сам Гитлер похвалил её эффективность за подачу материала в стиле «человека с улицы», и говорил «что с удовольствием читает её от первой до последней страницы».
5.»Майн Кампф»- мифологизация партии.
Адольф Гитлер начал работу над соей автобиографией «Майн Кампф» («Моя Борьба»), находясь в заключении после провала путча в Мюнхене. Объединяя историю его собственной жизни с политической идеологией и аргументами в пользу расового насилия, книга была и остаётся самой спорной писательской работой. В 1925 году, и особенно после прихода Гитлера к власти, книга имела невероятный успех. К моменту окончания войны было выпущено 10 миллионов копий. Однако не все были в восторге. Один из ближайших политических союзников Гитлера, Бенито Муссолини, охарактеризовал книгу как «скучную книжку, которую я так и не смог дочитать до конца».
4. Антикоммунистическая пропаганда – демонизация политической оппозиции.
Коммунистическую партию, коминтерн и марксизм в нацистской Германии считали опасным противником, как дома, так и за рубежом. И в этом случае пропаганда сослужила нацистам добрую службу. Её эффективно использовали для нападок на коммунистическую идеологию и Советский Союз. Фильмы часто изображали коммунистов жалкими трусами с промытыми марксистской идеологией мозгами, а плакаты заявляли о превосходстве немецкого нации над советским народом. Ещё в начале своей политической карьеры Гитлер равнял евреев с коммунистами и ненавидел их почти в равной степени неистово.
3. Мифология, фольклор и религия – фокусировка на национальных мифах.
Отношение нацистской партии и особенно Гитлера к религиозному вопросу довольно трудно охарактеризовать, тем не менее религиозные образы и оккультная символика широко использовались в пропаганде. В художественном творчестве христианские мотивы переплетались мифами тевтонских богов и богинь. Эти усилия были направлены на укрепление идеи древней немецкой национальной культуры, и способствовали укреплению в народе крайнего национализма. Не менее любопытна заинтересованность высших должностных лиц восточными духовными науками. В 1938 году нацистские представители совершили официальный визит в Тибет. Было создано «Общество Туле», находящееся под влиянием тибетских идей. Символом общества Туле стала перевёрнутая свастика. Членами этой группы были Гитлер, Гиммлер, Геринг, Розенберг.
2.Музыка и опера- пропаганда с подмостков высокой культуры.
Со слов Гитлера, было лишь три достойных композитора в немецком музыкальном искусстве, Людвиг ван Бетховен, Антон Брукнер и Рихард Вагнер. Из них выделялся Вагнер, чьё творчество (по мнению фюрера), было неразрывно связано с нацистской идеологией. В 1850 году Вагнер опубликовал эссе, озаглавленное «Иудаизм в музыке», в котором он обвинял еврейских композиторов в отравлении музыкальной культуры. Комментарии излишни.
1. Фюрер.
Из всех орудий пропаганды состоящих в арсенале нацистов, наиболее эффективным и долгоиграющим был культ Адольфа Гитлера. Высокую оценку современников, как союзников, так и врагов, он получил как харизматичный и сильный оратор, способный доносить аргументы наиболее простым языком, способный манипулировать толпой, играя на струнах эмоций, а не интеллекта. Пропаганда культивировала его имидж, уверяя смертных, что личность вождя лежит в основе всего в нацистском государстве. Да уж, довольно трудно представить себе главную трагедию 20-го века без Адольфа Гитлера в её основе. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|