В статье о разработках в области информационной войны в США мы касались некоторых методик манипулирования с помощью искусственного интеллекта. Однако кибернетика – это человеко-машинный интерфейс, и целеполагание всегда задают люди. В том числе те, которые выступают в качестве троллей, используя подстрекательство, провокацию, ложь как элемент влияния в сетевом общении. Троллинг обычно обостряет любую ситуацию.
Если термин «тролль» как хакерский сленг известен с 1980-х гг., то фабрики троллей появились в США во время президентства Барака Обамы. Первыми фабриками троллей были американские суперпаки – Super PAC, или комитеты политического действия (PAC – Political Action Committees). Они возникли после 2010 г., когда Верховный суд США снял ограничения на финансовые пожертвования в политических целях.
В отличие от обычных комитетов политического действия, которые могут принимать пожертвования в сумме не более 5000 долл. от одного лица при запрете пожертвований от корпораций или объединений, суперпаки не ограничены в получении средств. В большинстве случаев суперпаки, косвенно поддерживая «своего» кандидата, занимаются контрпропагандой в отношении его (или её) оппонента. Иными словами, ведут чёрную пропаганду.
Если в 2010 г. в США было зарегистрировано 83 суперпака, то в 2016 г. их было уже 2395! Сфера манипулирования общественным сознанием разрастается стремительно. Американским суперпакам мир и обязан появлением термина «фабрика троллей».
Ранними исследованиями фабрик троллей стали презентация методов сетевой пропаганды, подготовленная в 2012 г. Калифорнийской ассоциацией стоматологов, и книга журналиста Шерил Атткинсон о многочисленных нарушениях и скандалах внутри администрации Белого дома (2014 г.).
Другой суперпак, American Bridge 21st Century, принадлежащий Дэвиду Броку, поддерживавшему семейство Клинтон долгие годы, потратил один миллион долларов на исправление комментариев пользователей в социальных сетях. Эту инициативу американские СМИ прозвали операцией троллей "Correct the Record".
Суперпак сенатора Джеба Буша Right to Rise USA был замечен в агрессивном троллинге сенатора Марко Рубио. Позже журналистское расследование выявило, что суперпак Джеба Буша финансировали китайцы, что стало в Америке причиной скандала.
В 2016 г. под кампанию Дональда Трампа был создан Great America Pac. Его основал специалист по политическому маркетингу, республиканец Эрик Бич, а крупнейшим донором стал израильско-американский бизнесмен, бывший директор студии Marvel Исаак Перлмуттер. Первым продуктом этого суперпака явилась реклама под названием «Враги» – в ролике бывший морской пехотинец Карл Хигби, спекулируя на массовом убийстве в ночном гей-клубе в Орландо в июне 2016 года, призывал ради защиты интересов США и борьбы с терроризмом голосовать за Трампа.
На Хиллари Клинтон в выборах 2016 года работал суперпак Priorities USA Action, за которым стояли бывшие помощники Обамы Билл Бертон и Шон Свини. Они собрали 60 миллионов, и почти все эти деньги, согласно отчёту, были потрачены на «внутренние расходы». Демократам в борьбе с Трампом помогал и суперпак Women Vote!
Суперпаки применяют разные схемы как для сбора средств. Например, член палаты представителей Сет Моултон собирал деньги на свою кампанию с помощью Bain Capital – частной инвестиционной компании из Бостона, имея при этом собственный комитет PAC Serve America.
Если суперпаки в основном дискредитируют конкурентов во внутренней политике, то для внешнего вещания созданы сотни структур, атакующих другие государства, если те не следуют политической линии Вашингтона. «Новым словом» здесь стали создание видимости борьбы с ложными (фейковыми) новостями и «работа по разоблачению проявлений авторитаризма». Один такой проект был запущен, например, Центром Евразии – подразделением Атлантического совета, на сайте которого объявили, что «вторжение Путина на Украину» стало «первой аннексией в Европе со времени окончания Второй мировой войны». Публике скармливают подобную дезинформацию, невзирая на то, что Крым воссоединился с Россией на основании всенародного референдума на полуострове, тогда как поглощение ГДР Западной Германией или оккупация сербского края Косово и Метохия албанскими боевиками при поддержке США и НАТО были аннексиями в точном смысле слова.
Ещё один ресурс под названием «Полиграф» имеет сайт на русском языке, где систематически критикуется, ставится под сомнение и опровергается информация, идущая из России.
Freedom House с 2012 года издаёт отчёты о свободе в Интернете (в списке спонсоров проекта – Госдепартамент США, Google, Yahoo, Facebook, Twitter), опираясь на которые Госдеп штампует обвинения других стран в нарушении свободы слова и прав человека.
Госдепартамент США имеет Центр глобального вовлечения, который в 2018 году получил 40 млн долл. для работы с НПО по формированию «нужного контента». По этому поводу нонконформистское издание Moon of Alabama в феврале 2018 года иронизировало: «фабрика троллей Госдепартамента США получила новое финансовое вливание» на борьбу с «российским вмешательством».
Как отмечал профессор Портлендского университета Джеральд Суссман, корреспондент New York Times Скотт Шэйн стал одним из немногих журналистов крупных СМИ, обоснованно заявившим, что доклад разведсообщества США от 6 января 2017 г. о «российском вмешательстве» в американские выборы не имеет под собой никаких оснований. При этом вице-президент Facebook по рекламе Роба Голдман подтвердил, что русские не покупали рекламу для того, чтобы поддерживать Трампа, как утверждали американские СМИ.
В конце концов, считает Уитни Филлипс, «в цифровом ландшафте США практически нет границы между троллингом и корпоративными медиа, падкими на сенсации; для корпоративных медиа троллинг – не что иное, как бизнес-стратегия». И бизнес делается – в соответствии с запросами заказчиков – на искусственном создании «общественного мнения».
Не стоит ожидать, что к выборам в США 2020 года фигуры «злодеев», мешающих торжеству американской демократии по всему миру, принципиально изменятся.