Управление восприятием с помощью новостей
Самым
известным методом управления массовым сознанием с помощью медиа является
информационная повестка дня. Она состоит в удержании в информационном
пространстве нужных тем, событий и интерпретаций. Читатель / зритель не
интересуется событием, которое стоит за пределами 5-10 самых
обсуждаемых.
Поэтому
власть везде — в Америке, России, Украине — занята удержанием такой
повестки дня, которая важна для нее. Оппозиционная повестка дня
сознательно замалчивается. Последний яркий пример — отсутствие освещения
протестных митингов в России 26 марта 2017 года на основных
телеканалах. Даже как бы автоматические Яндекс-новости не внесли это
событие в пятерку важнейших. Яндексу пришлось объясняться. Вот последняя фраза из этого оправдания: «Ситуация
в целом непростая — мы агрегатор, и искусственно поднимать ту или иную
тему в условиях молчания крупных СМИ, очевидно, не можем».
СМИ
могут умолчать или, наоборот, «разогнать» тему. Но есть и другие
методы. Например, СМИ могу фрагментировать действительность по-иному,
тогда в результате будет совершенно иной объект, разрешающий
принципиально другие действия с ним. Например, митинг компартии
демонстрировал на телеэкране пришедшую туда женщину с козой или старика
с портретом Сталина в руках. Сконструированный таким образом митинг
акцентирует только одно реагирование — как на «ушедшую натуру»
политического поля.
Другой пример — толпа радикалов с факелами
в руках на улице становится символом наступления фашизма. Реально они
могут выйти за какие-то другие цели, но акцент на факелах на фоне
ночного города и соответствующие комментарии порождают единственно
возможную интерпретацию.
Мы назовем этот прием фрагментированием,
за которым следует новая «сборка» события уже на экране. Телевидение
конструирует событие из новых фрагментов. Этот вариант конструирования
новости четко программирует реакции зрителей.
Для описания события
создается новый «алфавит», удовлетворяющий целям коммуникатора. Событие
будет «нарезано» на такие составляющие, чтобы из них можно было сложить
нужное сообщение. Журналист, ведущий программы, эксперт повторят
вербально то, что уже было сделано нарезкой.
Маченин говорит о дополнении событийной новости «ложными, высокотехнологичными, смоделированными, смонтированными подставными событийными деталями».
Мы
не только живем в мире сконструированных новостей. Нужная
препарированная новость может быть вытащена из прошлого, чтобы задать
сегодняшнюю информационную повестку дня. Например, директор Российского
института стратегических исследований Решетников сделал скандальное
заявление, назвав Беларусь не только частью России, но и упомянул
постановление ЦК ВКП (б) 1926 г. о создании белорусского языка [см. тут, тут, тут, тут, тут, и тут]. Все это вызвало бурю возмущения в Беларуси вплоть до официальных протестов.
Мы
видим, что в любом объекте может быть найдено множество составляющих.
Это могут быть характеристики из настоящего, из прошлого и даже из
будущего. Вспомним типичный пример из советского времени, когда
устанавливался камень с надписью: здесь будет построен студенческий
городок, парк и под. И характеристика несуществующего объекта
становилась предметом пропаганды, о которой можно было писать.
Важным
элементом сегодняшнего восприятия является некритичность сегодняшней
аудитории. Она возникла вместе с соцсетями, но это, как нам
представляется, еще не говорит о прямой зависимости, а лишь о косвенной
[см. тут и тут]. И хотя сети все время открывают новые способы борьбы с фейками, это ничего не изменит.
Кстати,
сегодня электронный мир преподнес еще один сюрприз, помимо
некритичности, когда Китай обратил в пользу государства большие
возможности, нацеленные на отслеживание и коррекцию поведения [см. тут и тут].
За правильное поведение все будут получать оценки, например, за
посещение родителей. В некоторых городах вывешивались списки людей
с плохим и хорошим поведением. Теперь эта модель выходит на национальный
уровень.
В нынешнем мире все оказалось возможным. В нем легко
соседствуют зомби и космические пришельцы из виртуального мира с миром
реальным. Резко вырос уровень недостоверных сообщений.
Сегодня речь идет о массовой утрате критического мышления.
Хотя, с другой стороны, советскому человеку оно и не было нужно, ведь
такое поведение было опасным. Однако некритичность возродилась в новых
условиях. Теперь она стала опаснее, поскольку журналистов потеснили с
поля источников информации, а они (и их издания) были гораздо более
ответственны за свои слова. Условный пример похожей ситуации: как бы
изменилась медицина, если бы в роли врачей выступили любители. Подобным
же образом сегодня в роли журналистов выступили любители, что полностью
меняет информационное пространство, по которому теперь гуляют волны
фейковых новостей.
Управление восприятием можно увидеть и в
определении того, кто и что повлияло на самого Путина в решении начать
военные действия против Украины. В этом списке стоят Сергей Иванов, бывший на тот момент главой администрации, и Сергей Чемезов, глава Ростеха, которых характеризуют как возглавляющих милитаристское
крыло в окружении Путина. То есть и здесь происходило невидимое нам
управление восприятием.
Еще более сильно влияние медиа на детей. Изучив воздействие на детей, исследователи приходят к следующим выводам:
- чем больше сексуального контента дети видят на экране, тем раньше у них начинается сексуальная активность и тем вероятнее у них будет ранняя беременность; в другом исследовании
констатируется, что сексуальные разговоры действуют на подростков точно
так же, как и показ сексуальных сцен,
- есть причинно-следственная связь между увиденным насилием на экране и реальным агрессивным поведением и мыслями,
- дети видят 300 рекламных сообщений об алкоголе за год, в 80 % фильмов демонстрируется употребление алкоголя,
- как показывают исследования, имеет место перенос мотивов, в которых герои фильма курят, на подростков [см. тут и тут].
Возможный вариант визуального контроля нужен не только в отношении детей. Противодействие повстанцам также видится в контроле визуальных образов: «Стратегия
противодействия повстанческому движению в целом привела к милитаризации
того, что военные называют "культурой”, и в особенности к милитаризации
визуальных медиа. В конечном итоге легитимность должна быть буквально и
фигурально на виду у всех. Следовательно, по мнению военных,
"медиадеятельность” может стать основным видом повстанческой
деятельности, в то время как "разведка визуальных образов”,
присутствующих в форме как статичных, так и динамических изображений,
является критически важной для противодействия повстанцам».
Мы
наблюдаем, что практически все сферы человеческого поведения и мышления
подвержены воздействию с помощью медиа. Естественно, что политические
цели также стоят в числе возможных приоритетов. Особенно наглядно это
демонстрируют выборы, где хорошее знание аудитории своих возможных
избирателей позволяет влиять на нее с определенной долей вероятности.
Поскольку
в политике эмоциональное важнее рационального, как показывают
исследования Уестена [Westen D. The political brain. The role of emotion
in deciding the fate of the nation. — New York, 2007], то
нейроособенностями воздействия активно занялись не только мирные, но и
военные исследователи [см. тут, тут, тут и тут].
Они даже стали изучать воздействие фильмов Хичкока: во время просмотра
у людей из-за ужаса на экране появляется туннельное видение, когда
невозможно отвлечься ни на что другое. Для военных важным оказался
вывод, что при внимании на потенциальной угрозе падает фокус на
окружающем мир.
Нейроисследования постепенно становятся частью исследований в сфере национальной безопасности [см. тут и тут]. В более широком плане было признано, что нейротехнологии могут быть использованы для контроля социальной динамики [см. тут и тут].
Не уходит из поля зрения исследователей и телевизионное воздействие. Известный специалист в сфере воздействия СМИ Мутц пишет: «Сопоставление
телевидения и реальности имеет тенденцию опираться на национальную и
местную статистику, чтобы делать свои замечания о сверх- или
недо-отражении на экране. И после некоторых размышлений нам
представляется явным, что люди слабо знакомы с "реальностью", как она
представлена статистически на национальном и даже на местном уровне.
Вместо этого воспринимаемая реальность имеется тенденцию корениться
в непосредственном окружении людей и медиа. Телевидение, вероятно,
наиболее влиятельно, когда от этой реальности, а не от официальной
статистики таких абстрактных объектов, как города, области или страны.
Тем не менее можно ожидать, что образы страны у много смотрящих зрителей
будут менее различаться, чем образы не-зрителей, поскольку восприятие
много смотрящих будет смещаться в сторону телевизионной версии
реальности, тогда как не-зрители вместо этого будут отражать варианты
личностных сетей и местных реалий». Понятно, почему телевидение настолько важно, — оно цементирует общество, делая его более единым.
Мы
живем в мире все увеличивающейся сложности. Для описания и управления
им уже не подходят простые методы интуитивного порядка.
Нейроисследования уже пришли в бизнес, к военным и в выборы. Именно
здесь имеется тот объем финансирования, который позволяет проводить
дорогостоящие эксперименты. А уже созданными и проверенными методами
смогут воспользоваться и другие.
© Почепцов Г.Г., 2017 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора
Фейковые новости имеют давние традиции
Фейк — не современное открытие, а совсем наоборот. Уже четыре тысячи
лет назад вельможи прибегали ко лжи. На войне и в политике они
перекручивали факты таким образом, чтобы усилить свою позицию. И в
Средневековье, и в эпоху Просвещения ложные новости были инструментом
манипуляции в руках того, кто находился у власти.
Ложные новости и «альтернативные факты» сейчас в тренде: они волнами
циркулируют в Facebook и других социальных сетях, манипулируют
общественным мнением в Twitter и господствуют в политике. Однако
целенаправленная ложь — не новинка, ведь и ранее ее использовали как
специальный инструмент власти.
Победа для фараона
Например, фараон Рамзес II — один из самых известных правителей
Древнего Египта. 1274 до Рождества Христова он воевал с хеттами и
потерпел сокрушительное поражение при хеттском городе Кадеш. Однако,
вернувшись в Египет, фараон объявил себя победителем и на рельефе
увековечил свою версию того, как развивались события.
«Альтернативные факты» создавала и католическая церковь в период
Раннего Средневековья, когда ссылалась на грамоту дарения, которой якобы
400 лет назад император Константин отдал Папе Рим и большую часть
Италии. Документ был поддельным, однако благодаря этому фейку Церковь и
по сей день владеет Ватиканом.
Кровожадные слухи
В 1475 году в итальянском Тренто проповедник-францисканец
распространил слух, которые имели роковые последствия. Тогда потерялся
мальчик, которому было два с половиной года, — и Барнардин с Фельтре в
своих проповедях объяснял, что в этом виноваты евреи, которые убивают
маленьких детей и пьют их кровь на праздник Песах. Эта жуткая история
распространилась так быстро и ее считали правдой столько людей, что
князь-епископ закрыл для евреев город и позволил их пытать. Даже когда
приехал папский легат из Рима и раскрыл ложность данного убеждения,
общее отношение не изменилось: рассказ стал распространяться
самостоятельно. Сотни лет спустя он продолжает циркулировать в
антисемитских кругах.
Вымышленный ритуал над Симоном с Тренто в хронике 1493 году. Изображение: historisch.
С тех пор успех ложных новостей не угас. Прежде всего в политике и на
войне целенаправленно распространяли ложные новости, чтобы
дискредитировать противника и в правильном свете представить свою
позицию.
Трюк Бисмарка
В 1870 Отто фон Бисмарк, прусский рейхсканцлер, специально подтасовал
факты, чтобы затянуть Пруссию в войну с Францией. Он сократил текст
Эмсской депеши, письма о действиях французского правительства к
германскому канцлеру, — и казалось, будто Франция оскорбила короля
Пруссии. Сманипулированный текст телеграммы опубликовала пресса.
Ложные показатели бюджета, необходимого для содержания
государственного аппарата, распространяли накануне Французской
революции. Даже ученые, в частности Бенджамин Франклин, не могли
удержаться и не использовать ложь в своих целях. Так, во время Войны за
независимость Соединенных Штатов он обнародовал вымышленную историю о
том, что индейское племя, связанное с британцами, целенаправленно и
кровожадно снимает скальпы с белых, которые поддерживают революцию.
Газеты как противовес
Перенасыщение ложными новостями пошло на спад только после того, как в
конце XIX века в журналистике разработали что-то вроде кодекса прессы. В
США New York Times начала
пропагандировать идею «фактчекинга», что следует проверять все факты,
которые публикуют. Другие газеты присоединились к этим требованиям.
Несмотря на то, что после этого в журналистике случались
возвращения к пропаганде и враждебного травли (в частности в течение
Мировых войн), кодекс сохраняется до сих пор. Во времена Интернета
традиционным серьезным медиа становится все сложнее работать. Pew
Research Center недавно сообщил, что только в США с 2004 года прекратило
свою работу уже 100 газет, количество профессиональных репортеров в
Капитолии уменьшилась на 35%. В то же время растет влияние блоггеров,
интернет-магазинов и социальных сетей.
Источник: Fake News haben eine lange Tradition
12.04.2017 Источник: psyfactor.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 683
Рейтинг поста:
А затем, кисть, клепает кулак!
Окунув его в клевету,
Мысль, поклёп превращает в пустяк.
_
А живое так нежно и гибко
Расцветает навстречу судьбе!
Исцеляясь от смуты, улыбкой,
Обстоятельствам. И красоте)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1644
Рейтинг поста: