Назад к СССР? Новая военная доктрина России, кажется, главным образом касается старых врагов холодной войны, США и НАТО
Ранее в этом месяце российский президент Дмитрий Медведев подписал новую военную доктрину России. Это давно ожидалось: предыдущая доктрина появилась в 2000 году, а следующая должна была быть готова пять лет назад. Итак, что же это такое и почему потребовалось так много времени, чтобы её сформулировать? Представляется уместным обсудить это в День Защитника Отечества, который россияне отмечают 23 февраля. Раньше этот праздник назывался День Советской Армии. Во многих отношениях новая военная доктрина России является напоминанием о советской эре.
В отличие от доктрины 2000 года, она чётко определяет потенциального противника. Согласно авторам этого документа, главная опасность для России исходит от НАТО - от его расширения, от "продвижения его (НАТО) инфраструктуры всё ближе к границам Российской Федерации" и от желания неназванных сил, по всей видимости, США, наделить НАТО "глобальными функциями, выполняемыми с нарушением норм международного права". Иными словами, главный враг точно такой же, как в советские времена: США и НАТО.
Также не было ничего неожиданного и в других перечисленных опасностях - "попытки дестабилизировать ситуацию в отдельных государствах и регионах, и подрыв стратегической стабильности", развёртывание или наращивание иностранных войск на территориях, прилегающих к России, и "развёртывание стратегических систем противоракетной обороны".
Всё это направлено на поддержание мира в "ближнем зарубежье" - на территории бывшего Советского Союза и, до некоторой степени, даже в странах бывшего советского блока в рамках международно признанной сфере интересов России - желания, которое Россия сделала центральным пунктом своей внешней политики в последнее десятилетие. "Распространение международного терроризма" занимает лишь 10 место в списке угроз.
Некоторые российские наблюдатели верят в возможность российского конфликта с НАТО. Они также быстро отметили, что такие очевидные и более реальные опасности, как возможность попадания ядерного оружия в руки государства-изгоя или террористической группы, ядерная угроза со стороны Северной Кореи или Ирана, возможность конфликта с Китаем не входят в видение авторов этого документа. Есть, однако, в доктрине более странные вещи, чем эти.
3 февраля, за два дня до подписания доктрины, российский институт Современного Развития (ИНСОР), широко признанный как мозговой центр Медведева (президент является председателем его совета), представил общественности ещё один документ, "Россия в XXI веке: Перспективы на будущее". Среди прочего, авторы предлагают своё видение будущей внешней политики России - и оно резко отличается от положений российских военных. Они рассматривают Россию как "видного члена ВТО и ОЭСР", "стратегического союзника ЕС", а, возможно и её члена, и самое удивительное, членом "существенно изменённого НАТО". Так какая концепция на самом деле отражает видение российского руководства? Вполне возможно, что обе. Признаки разногласия среди российской элиты, и даже на самом верху, растут. Только на сей раз похоже, что разногласие идёт прямо через ум самого президента.
Кроме того, доктрина может быть отражением внутренних разногласий среди российских военных. Общеизвестно, что русская армия подвергается резкой реорганизации, которая ускорилась в 2008 году после конфликта с Грузией. Реформа, которую протолкнул министр обороны Анатолий Сердюков и его немногочисленные союзники, не пользуется популярностью среди большинства в верхушке России - среди прочего, она нацелена на прекращение призыва и резкое сокращение численности военного персонала. Новая доктрина не принимает во внимание такие новшества и не упоминает реформу вообще.
Реформа, очевидно, будет продолжаться независимо от доктрины, пока эта часть элиты находится у власти. Но доктрина является чётким отражением представлений и менталитета их консервативных оппонентов о том, что может случиться, если они достигнут вершины. Не то, чтобы это было совершенно невозможно – таких консерваторов в стране намного больше, чем можно было бы подумать. Подпись Медведева на документе могла быть попыткой их умиротворить.
Рейтинг публикации:
|