Российский политолог рассказал о попытках некоторых политических сил переписать историю Великой Отечественней войны.
Кандидат исторических наук, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГАндрей Грозин рассказал корреспонденту ИА REGNUM о том, что скрывается за инициативой активистов по замене одного из символов Победы в Великой Отечественной войне — гвардейской ленты, — на аналог, использующий цвета флага.
ИА REGNUM: В Киргизии ряд местных пользователей социальных сетей пытается инициировать отказ от гвардейских лент, которые также называют георгиевскими, с заменой их на ленточки местного образца. Как вы считаете, с чем это связано?
Периодически повторяемые попытки раскачать ситуацию вокруг георгиевской ленты объясняются тем, что инициаторы пытаются минимизировать использование одного из символов Победы в Великой Отечественной войне. Подход для этого выбран сугубо технологический — надо ударить по визуализации, по ее зримому символу.
Западные технологи, кстати, очень любят игры в визуальные символы — вокруг любой «цветной революции» и политической информационной кампании полно визуальных символов. В условиях все большей деградации массового сознания и развития «клипового мышления» это совершенно верный путь.
По сути, и для России, и для ее оппонентов отношение к данному символу является достаточным для определенной реакции: «за Россию» или «против России».
Пытаться прямо пересмотреть итоги 1945 года затруднительно и заранее морально проигрышно. Тем более на территории, где большое число людей, чьи предки воевали на стороне СССР. Поэтому избрана «многоходовочка»: георгиевская лента — это не символ Победы в войне, а символ «сепаратистов» из ДНР и ЛНР, ну и, конечно же, «российского империализма».
Я неоднократно критиковал лидера киргизской партии «Ата-Мекен», но на этот раз совершенно согласен с Омурбеком Текебаевым: «Использование ленточки цвета государственного флага закономерно и широко распространено. Это предложение городских властей выглядело бы нормальным, если бы оно было сделано к празднованию Дня независимости или другого государственного праздника. Но не в целях замены георгиевской или гвардейской ленты в канун самого важного для всех жителей постсоветского пространства праздника. В то время, когда предпринимаются попытки оспорить итоги Второй мировой войны, роли СССР в ней и роли современной России в мировой политике, идея столичных властей выглядит провокационной и абсурдной». Тут, собственно, ни убавить, ни прибавить.
ИА REGNUM: Можно ли связать подобную трактовку событий Великой Отечественной войны с другой памятной датой в истории Киргизии — 1916 годом, который порой трактуется как «освободительное восстание киргизских племен против колониальной Царской России»?
Не только можно, но и обязательно будет сделано. Все эти «неравнодушные грантоеды» скоро завалят киргизский сегмент интернета демотиваторами типа свастики из георгиевских лент. Им ведь плевать на то, что только полных кавалеров Ордена Славы (всех трех степеней) Киргизия дала 27. Про орденскую ленту самой распространенной по итогам Великой Отечественной войны медали «За победу над Германией» — их республика дала десятки тысяч. Не их же родственники, плевать. Ничего личного, просто дискредитируем Россию и тех, кто ей сочувствует. Киргизские ветераны-аксакалы не ответят, они социальными сетями не пользуются…
ИА REGNUM: Возможно ли, что в ближайшее время те, кто сейчас публикуют в социальных сетях протесты против георгиевских ленточек, выйдут на улицы для открытого, силового противостояния?
Не думаю. Открытые противники России и евразийской интеграции крикливы и шумны, но их маргинальность креативом в сети не перебить. Лайками власть не захватывают. Эти политически ничтожные группки и фигуры могут использовать более серьезные силы, играющие против ЕАЭС на «киргизском поле», но это использование может носить, конечно же, лишь вспомогательный характер и мне трудно представить себе, как сетевые киргизские «хомячки» устраивают открытое противостояние или что-то наподобие гражданских беспорядков. Не их это стихия, тут нужны совсем другие люди с крепкими кулаками.
ИА REGNUM: Как можно сгладить наметившиеся противоречия в трактовке событий Великой Отечественной войне и 1916 года? Поможет ли введение единых учебников истории, проведение совместных мероприятий с российскими организациями в Киргизии?
Активность «сетевых хомячков» по этой теме не стоит воспринимать всерьез. Киргизия — демократическое государство, каждый имеет право на выражение своего мнения. И границы этого самовыражения — оскорбление чувств других людей. А для того, чтобы определить, где эти чувства и мнения входят в конфликт друг с другом, есть суд.
Думаю, что если, например, на затейников, выкладывающих вышеупомянутые демотиваторы, подаст в суд ветеран, считающий себя оскорбленным «креативом», суд разберется и ударит креаклиат по самому больному месту — по кошельку.
Вы поразитесь, насколько быстро и широко самодисциплина и учет мнения других, а не только себя, любимого, распространится в сети.
Справка ИА REGNUM: Среднеазиатское восстание 1916 года — восстание среднеазиатских народов Российской империи во время Первой мировой войны против российских властей, русских крестьян-переселенцев и семиреченских казаков. Мятеж (так называли восстание царские власти) был вызван указом о принудительном привлечении на тыловые работы в прифронтовых районах населения Средней Азии в возрасте от 19 до 43 лет. Беспорядки, начавшись 4 июля 1916 года в Самаркандской области, распространились на большую часть Средней Азии. В подавлении мятежа были задействованы 30-тысячный отряд регулярной армии, а также отряды казаков и местных ополченцев. Опасаясь карательных акций, часть коренных жителей Казахстана и Киргизии (несколько сотен тысяч человек) бежали в Китай. Впоследствии в Киргизии это событие получило название «Уркун» («Исход»). Жертвами событий, по приблизительным данным, стали несколько тысяч русских крестьян-переселенцев (в основном женщины и дети, мужчины ушли на фронт), а также от нескольких десятков, до нескольких тысяч местных жителей.