Ложь неотделима от человека. Развитие человеческой цивилизации есть непрерывная борьба Правды и Лжи. Ложь и Правда есть функции любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется «встреча» интересов индивидов и социальных групп. Если подойти к классификации Правды и Лжи как способу достижения целей в военной, экономической, политической и иной борьбе, то в этом случае они выступают как особые виды информационно-психологического оружия.
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА
Следует особо подчеркнуть – если в животном мире обман, введение в заблуждение связано с инстинктами, которые заложены в генах и направлены на выживание вида, то человек обманывает сознательно и целенаправленно. В коммуникативном подходе ложь и обман взаимосвязаны. Обман – это представление лжи как правды. Поэтому до классификации их как видов оружия будем использовать их как синонимы, в зависимости от выражаемой автором мысли.
История грехопадения людей, первое убийство человека, первое предательство связано с ложью. С давних пор ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, имеется всюду, где взаимодействуют люди. Дело не в том, имеется она или нет (простой жизненный опыт свидетельствует о наличии лжи), а о том, каков ее удельный вес в каждом конкретном случае. Если подойти к классификации лжи (обмана) со стороны морали и нравственности, то можно выделить обман злонамеренный и обман добродетельный.
Добродетельный обман совершается из благих побуждений. Можно выделить несколько видов добродетельного обмана:
– ложное сообщение врача, которое укрепляет веру больного в свое выздоровление. Этот обман организуется в рамках психотерапии;
– умолчание как добродетельный обман (сообщение о горе, смерти и т.п.);
– обман как метод воспитания или решения семейных проблем;
– обман врага при подготовке и ведении военных (боевых) действий.
Если подойти к классификации обмана как способу достижения целей в военной, экономической, политической и другой борьбе, то в этом случае обман выступает как новый класс оружия, включающий особые виды информационно-психологического оружия.
Особенностью этого вида оружия является целенаправленное информационно-управляющее воздействие на психику человека через его сознание и подсознание. В этом случае наиболее целесообразным является коммуникативный подход к классификации особого вида информационно-психологического оружия. При этом основой применяемой в этом случае модели являются информационно-управляющие воздействия, выражаемые в таких формах, как правда, полуправда, ложь или обман.
ПРАВДА КАК ОРУЖИЕ
Правда – это правдивое информирование (трансинформирование), при котором информация от источника воздействия (индуктора) передается к приемнику воздействия (реципиенту) без искажения. Информация во множестве образов такая же, как информация во множестве прототипов.
К видам «правды» относятся: информирование, основанное на способности памяти фиксировать и воспроизводить аналоги, которые несут дополнительную информацию без ее кодирования (паратрансинформирование), а также повторное правдивое информирование (метатрансинформирование).
Полуправда – это полуправдивое, полуложное информирование (псевдоинформирование), при котором в определенных пропорциях присутствуют правда и ложь, логически взаимосвязанные между собой. Псевдоинформирования можно добиться за счет дозирования (увеличения или уменьшения) информации, применяя указанные в приведенной таблице виды информационно-психологического оружия.
К видам «полуправды» относятся:
– избыточное информирование, позволяющее создавать ложное представление о наличии чего-либо (симуляционное псевдоинформирование);
– обобщенное информирование, позволяющее скрыть истину, не навлекая на себя обвинение во лжи (десимуляционное псевдоинформирование);
– неопределенное информирование, позволяющее создавать «расплывчатые» неясные образы;
– кажущееся информирование, связанное с повторением чужого оригинала. При этом каждый раз оригинал меняется на равнозначный (конфузионное информирование).
В свою очередь, кажущееся информирование включает: избыточное кажущееся информирование; обобщенное кажущееся информирование чужого оригинала; неопределенное кажущееся информирование чужого оригинала, приводящее к противоречивым его толкованиям.
КАК РЕАЛИЗУЮТСЯ ПОЛУПРАВДА И БЛЕФ
Специалисты выделяют три приема реализации полуправды.
Во-первых, иррациональная полуправда – хаотическое, бессистемное смешение истинной информации с ложной информацией. В этом случае трудно определить истинную информацию и легко принять ложную информацию за истинную.
Во-вторых, рациональная полуправда – логическое упорядоченное смешение истины с ложью на основе той или иной рациональной ошибки. Примером реализации указанного приема является целенаправленное введение терминологической путаницы, то есть применение многозначных слов, допускающих различную интерпретацию, а иначе – подмену понятий, извращение смысла сказанного и т.д.
И, наконец, диалектическая полуправда, под которой понимается такое упорядоченное смешение истины с ложью, когда сам факт смешения признается в качестве особого и вполне допустимого «диалектического» противоречия.
В области военного искусства также достаточно активно применяются такие приемы, как блеф или полублеф.
Блефом называют введение в заблуждение относительно действительных обстоятельств: заведомое преувеличение, приукрашивание, рассчитанное на легковерие воспринимающей стороны (обман, мистификация, надругательство). Полублеф же является источником «логического вируса», пытающегося все запутать и затемнить, и может реализовываться в следующих вариантах: дезориентация (замещение); пустословие (словоблудие); маскировка и переформализация.
Дезориентация – это передача не относящейся к делу истинной или ложной информации с целью отвлечь от существа рассматриваемого вопроса, а пустословие – передача одновременно как истинной, так и ложной информации, не относящейся к существу вопроса. Сообщается все что угодно, но только не суть дела.
Важным элементом, наиболее активно применяемым в военном деле, является маскировка, под которой принято понимать в общем случае скрытие существенной информации с помощью несущественной информации. Основные ее варианты: маскировка существенной лжи несущественной ложью; маскировка существенной истины несущественной ложью (например, использование вместо выражения «армия уничтожала народ» (существенная истина) – выражения «армия выполняла свой профессиональный долг» и т.д.); маскировка существенной лжи несущественной истиной (например, использование слов-прикрытий в выражения типа «нет никакого военного переворота (существенная ложь), а просто имеет место запланированное перемещение войск (несущественная истина)»; попытка обосновать ложь ссылкой на чей-либо бесспорный, но не имеющий отношения к делу авторитет, на мнение толпы и т.д.), а также маскировка существенной истины с помощью несущественной истины.
Переформализация – это ложная информация, вносимая сознательно путем: искажения в процессе перевода с одного языка на другой; многократный повтор информации; чередование разнородной информации (с целью отвлечь внимание, снизить уровень критичности мышления и т.д.).
Рассмотрим, как в коммуникативной психологии каждый из приведенных ниже авторов использовал свою классификацию полуправды.
Психолог В. Знаков выделяет как самостоятельные категории неправду, ложь и обман. При этом он относит обман к такой разновидности полуправды, которая вынуждает реципиента делать ошибочные выводы.
Психолог Р. Гарифуллин, в свою очередь, выделяет в самостоятельные понятия блеф и полублеф: «Блеф – это ложное информирование, причем такое, когда желаемое пытаются выдать за действительное. Блеф представляет собой дезинформацию, при которой на основе обмана убеждают кого-либо в том, что нечто желаемое, но не существующее существует. Блеф эффективен, если удается ввести в заблуждение того, на кого блеф направлен. Таким образом, блеф является искусственным заблуждением».
Полублеф – это полуправда или полуложь. «Полублеф является источником «логического вируса», пытающегося все запутать и затемнить. Для этого блефующим умело используется логика, вводящая людей в заблуждение».
По мнению Р. Гарифудлина, блеф и дезинформация – понятия тождественные. По его мнению, есть шесть положений дезинформации:
– дезинформация преобразуется в общественное информационное поле (то есть искусственный слух), если она соответствует подсознательным желаниям общества;
– если дезинформационное поле (слух) станет популярным, то даже сильная, хорошо разрекламированная объективная информация не способна уменьшить его влияние на общество. В данном случае сила дезинформационного поля сильнее информационного поля;
– существует минимальное время после выхода дезинформационного пучка («утки»), в течение которого можно сбить распространение дезинформации. Если это время упущено, то даже сильные аргументированные опровержения не способны ликвидировать последствия распространения дезинформации (слухов или уток);
– существуют такие формы и типы искусственных слухов, которые могут из дезинформационного поля преобразоваться в реальность (иными словами, дезинформация может воплощаться в жизнь);
– история общества – это история широкого применения дезинформационных приемов политическими лидерами;
– чем сложнее и недоступнее по форме и содержанию дезинформация, тем сильнее ее дезинформационное поле и меньше скорость распространения.
ЛОЖЬ – СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
Под ложью принято понимать осуществление ложного информирования, при котором на основе лжи убеждают человека (группу людей, общество) в том, что нечто желаемое, но не существующее существует. К видам лжи относятся: вымышленное информирование, связанное с созданием ложных оригиналов; искаженное информирование, связанное со скрытием истинных оригиналов; извращенное информирование, связанное с созданием ложных оригиналов и скрытием истинных; неверное информирование, которое приводит в одних случаях к превратному, в других – неудачному, а в третьих – необоснованному толкованию (объяснению) информации.
Создание ложного представления о наличии чего-либо является сущностью дезинформирования, связанного с вымышленным информированием, созданием (имитацией) ложных оригиналов. Утаивание информации, сокрытие истинных оригиналов является сущностью искаженного информирования, связанного с сокрытием истинных оригиналов и созданием ложных оригиналов.
Очернение автора путем пропуска места в статье, противоречащего утверждениям автора, является дессимуляционным дезинформированием. Например, когда для того, чтобы опорочить автора статьи, из нее приводится цитата: «воровство – дело похвальное», совершается диссимуляционное метадезинформирование, если вся фраза имела вид: «воровство – дело похвальное, по мнению преступников». Создание (имитация) ложной цели является вымышленным информированием, связанным с размножением ложных целей.
В свою очередь, обман – это представление лжи как правды. К видам обмана относятся: измышление (изменение) чужого высказывания и многократное его повторение; измышление чужого высказывания, издание под чужим именем статьи, брошюры, книги и т.д.; замалчивание части чужого высказывания и многократное его построение. Комбинация в определенных пропорциях измышления и замалчивания приводит к искаженному информированию – искажению чужого высказывания или же извращению его в противоположном смысле.
Благодаря поставленной на широкую ногу пропаганде многие украинцы искренне верят, что бойцы ДНР и ЛНР сами обстреливают города Донбасса. Фото Reuters
ПРИМЕНЕНИЕ ОСОБОГО ВИДА ИНФОРМАЦИОННО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Особенностью применения приемов особого вида информационно-психологического оружия является их методологическая основа, компоненты которой есть симуляционное, диссимуляционное и конфузионное информирование.
Для достижения поставленной цели применения рассматриваемого нами особого вида оружия целесообразно использовать комплекс взаимосвязанных приемов, а также приемов, адекватно отражающих сущность конкретного способа.
Особую роль в организации обмана социальных групп играет прием «стадности баранов», который имеет научное название – конформизм. Под последним понимается способность индивида подстраиваться под желание социальной группы. Согласно распространенному определению, конформизм – это пассивное принятие существующего порядка или господствующего мнения, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
Насколько далеко может зайти конформизм, показали эксперименты психологов с так называемыми подставными группами. Предположим, испытуемому предлагается сравнить между собой две линии или два отрезка времени. Оказывается, что на его решение весьма сильно влияют предшествующие ответы других членов группы. Если все они будут давать неверный ответ (а именно так и происходило в эксперименте, согласно инструкциям психологов), то исследуемый человек в большей части случаев также дает неверный ответ. Самое интересное, что зачастую испытуемый искренне начинает верить в то, что он перед этим отрицал. Верить, несмотря на информацию, поступающую от его органов чувств и говорящую об обратном.
В этих экспериментах дело доходило до того, что испытуемый, видя, как 20 человек, глядя на белую пирамиду, утверждали, что она черного цвета, подтверждал это мнение. Классический пример конформизма находим мы и в сказке Андерсена о голом короле: пока маленький мальчик не разрушил заговор тотального соглашательства, все люди предпочитали скорее винить свои глаза, нежели признаться, что они слишком глупы и ограничены для того, чтобы увидеть необыкновенное платье короля.
В качестве приемов группового обмана, которые можно будет при соответствующей адаптации применить в видах информационно-психологического оружия, приведем скрытую и открытую рекламу.
Умело скрыть недостатки и выпятить достоинства – вот в чем суть любой рекламы.
К наиболее распространенным приемам открытой рекламы, например, можно отнести, к примеру, прием обновления (изменения) названий фирм. В случае не оправдавшегося имиджа фирмы меняется ее название (работники фирмы остаются те же). Второй пример – приемы искусственного ажиотажа, к каковым относятся: искусственное сдерживание товара; искусственная организация толпы у прилавка (кассы); искусственно созданные слухи о достоинствах товара; заблуждение покупателя внешней оболочкой; приемы оттягивания и задержки информации об истинных свойствах товара и пр. Также широко используются приемы ложной и недостоверной рекламы: рекламирование свойств товара (и др.), которыми в действительности последний не обладает; некорректные сравнения рекламируемых товаров (работ, услуг) с товарами (работами, услугами) других юридических и физических лиц, а также высказывания, порочащие конкурента и его товары; использование в рекламе национальных идей, авторитетных лиц, произведений науки, литературы, искусства, музыки и т.п., которые никакого отношения к товару не имеют; введение потребителя в заблуждение относительно рекламируемых товаров (работ, услуг) с помощью имитации (в виде копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров. специальные видеовставки, сублиминальные кадры (двойной звукозаписи) с целью осуществления неосознаваемой потребителем рекламы, воздействие на восприятие.
Важное место в организации лжи и обмана играют также слухи и утки.
Слухи бывают искусственными и естественными. В свою очередь, естественные слухи делятся на объективно и субъективно обусловленные. Субъективно обусловленный слух имеет под собой явную причину. Часто эти слухи превращаются в реальность. У такого слуха есть свой источник выхода, и он только один. Объективно обусловленный слух чаще всего является массовым ожиданием, желаемой иллюзией и подсознательно организуется всем обществом. Таким образом, подобный слух возникает по системе ценной реакции: сначала в одном месте, а потом лавинообразно в других. Иными словами, в этом случае существует множество источников выхода слухов.
Искусственный слух организуется отдельными заинтересованными в нем людьми, и в дальнейшем он подчиняется тем же законам, что и объективно обусловленный слух. Наиболее эффективным приемом распространения слухов является прием «слух о слухе». Технология запуска слуха приблизительно такова: «Вы слышали, что ходят слухи о том, что произошло (ожидается)... событие» – и пошел слух. Распространены приемы, направленные на распространение слухов и уток с последующим их опровержением. Опровержение, как правило, идет со значительным опозданием и занимает небольшой объем, так что в итоге оно не вызывает эффекта.
ПРИЕМЫ ОБМАНА
Специалисты выделяют следующие приемы организации лжи и обмана.
Во-первых, специальные формы изложения материала. В рамках данного приема текст и материал строится таким образом, чтобы в итоге у воспринимающего его создалось отрицательное впечатление о ком или о чем-либо. Так, для дискредитации депутатского корпуса на телевидении показывают депутатов, читающих газеты, спящих, ковыряющих в носу.
Во-вторых, приемы одностороннего и избирательного освещения информации. В частности, здесь можно упомянуть искусственное создание имиджа политикам или военным руководителям, искусственное навязывание политической информации и пр.
В-третьих, прием недостоверных и заказных социологических исследований. Проведение некоторых социологических опросов оплачивается политическими лидерами, лидерами социальных или протестных (оппозиционных) групп и др. Очевидно, что эти лидеры, их позиция, согласно данным исследований, будет иметь наибольший рейтинг.
В-четвертых, ссылка на некомпетентные источники. Примечательно, что в СМИ военно-политической направленности данный прием нашел весьма активное и широкое применение. В том числе и в нашей стране. Псевдоэксперты стали едва ли не проблемой №1 в этом плане, поскольку к их «экспертному» мнению, растиражированному такими СМИ, поневоле прислушиваются лица, принимающие решения в самых различных областях.
В-пятых, представление материалов прошлого как настоящих. Часто приходится видеть по телевидению, как показывают видеоматериалы, которые никакого отношения к настоящему не имеют. Более того, видеоматериал, отснятый в одном месте, могут преподать как снятый в другом. Весьма активно данный прием стал применяться в ходе войны 2008 года, а также в ходе текущего кризиса на Украине.
Двумя другими видами приемов являются цитирование несолидных изданий и решений сомнительных собраний, конференций, съездов и т.д., либо представление догадок в форме фактов. Многие журналисты и псевдоэксперты, к примеру, умело строят свои догадки и предположения так, что в итоге они воспринимаются как достоверные факты.
Распространенным стал и прием заказных материалов, применяемый, правда, преимущественно для борьбы конкурирующих политических и экономических организаций, отдельных лиц, политических лидеров и т.д., а также в целях создания определенного (отрицательного или положительного) имиджа политика, бизнесмена в рекламе и др. Как правило, осуществляются такие действия «прикормленными» журналистами и другими организованными силами.
Знаком читателю наверняка и прием лживой шарманки, когда ложная информация многократно повторяется в СМИ, а также приемы спекуляции на ссылках на авторитет и несуществующие источники, манипуляции цифрами и фактами, а также приемы, рассчитанные на эффекты драматизирующего воздействия. Сущность последних приемов состоит в запугивании массы людей мифами и придуманными сценариями, разыгрыванием различных моделей развития события и т.п. с целью нейтрализации способности человека логически мыслить и рационально оценивать представляемую ему информацию, нагнетая при этом различного рода страхи (голода, войны, разрух и др), создавая состояние депрессии, эмоционального дискомфорта в обществе. Широко данные приемы применяются конфликтующими сторонами в ходе вооруженного противостояния в Донбассе.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АВАНТЮРИЗМ
Данный вид обмана является, пожалуй, одним из наиболее серьезных, способных потенциально привести к огромным жертвам или изменениям в военно-политической и общественно-политической обстановке (ситуации).
К политическому авантюризму специалисты относят: пренебрежение закономерностями развития общества, реальным соотношением сил и средств (политики лгут и обманывают сознательно); политическую демагогию (демагогия политиков – это прежде всего фальсификация фактов, причем такая, что внешне выглядит правдоподобной, но, по существу, является искусно подтасованной аргументацией); а также все приемы, которые направлены на создание различных политических мифов (впрочем, в отношении военного дела такие приемы также активно и достаточно успешно применяются).
Наиболее распространенными политическими мифами являются: миф о великом вожде, миф о мудрой политике, а также миф об ожидании перемен. Самовозбуждение, иллюзии и создание мифов заложено в людях как защитная реакция на трудности внешнего мира. В то же время сами политики, видя это, трансформируют свои программы и выступления в средствах массовой информации в новые мифы. Люди сами обманываться рады, и в этом им помогают политики, корректно блефуя при общении с ними.
В народе назревают массовые подсознательные напряжения, которые необходимо периодически разряжать? Такое разряжение организуется искусственно, например, за счет поиска врагов народа (козлов отпущения) или любых иных объектов, которые якобы являются причиной всех наших бед. Конечно, это заблуждение. Таким образом, мифы назревают сначала в массах, и лишь затем политики их выражают в концентрированной форме, добавляя к ним нечто связанное с интересами политики. Миф устанавливает вымышленные причинные связи между реальными объектами, порождает ложные объекты (например, героические образы заурядных политических лиц), легенды о славном прошлом, соединяет действительность с вымыслом и вносит вымышленное в политические отношения».
Особо следует отметить, что в последние десятилетия в связи со стремительным развитием науки и техники все активнее стали использоваться приемы убеждения, обмана и т.п., которые предусматривают широкое применение различных технических средств.
К техническим средствам, используемым для организации дезинформации, относятся телевидение, радио, телекоммуникационные сети (сеть Интернет), специально созданные пункты и станции радиодезинформации, а также радиостанции гражданского и военного назначения и др.
Применяя различные технические приемы телевизионного монтажа, можно создать любые сценарии, интерпретировать в нужном русле любые события. В частности, на радио и телевидении в том случае, если человек говорит сумбурно, благодаря монтажу можно создать образ нормальной логической речи и, наоборот, при необходимости нормальное интервью сделать нелепым и сумбурным.
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВООРУЖЕННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
Анализ локальных войн и вооруженных конфликтов второй половины XX века показывает, что в настоящее время возрастает роль информационно-психологического обеспечения вооруженного противоборства. Современные тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе информационного и психологического характера, обусловили резкое возрастание зависимости хода и исхода войны от соотношения морально-психологических сил противоборствующих сторон.
Степень психологической устойчивости личного состава, его моральной готовности к ведению боевых действий является неотъемлемой частью и необходимым условием боеспособности армии. В связи с этим совершенно по-иному ныне ставится задача совершенствования морально-психологического обеспечения войск (далее – МПО) как одного из основных видов обеспечения боевых действий войск.
Объектом воздействия в системе управления МПО являются различные категории военнослужащих, семьи офицеров и прапорщиков, воинские коллективы и другие коллективные образования. Целью же его является обеспечение боеспособности частей и соединений на основе поддержания морально-психологического состояния войск на уровне, достаточном для выполнения задач военного времени.
Достижение цели предполагает выработку у военнослужащих нервно-психической и моральной готовности и способности выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки военного времени; военно-патриотическое воспитание личного состава, формирование у него необходимых морально-психологических и боевых качеств, невосприимчивости к информационно-психологическому воздействию противника, побуждений и стремлений овладеть своей специальностью, качественно выполнять боевые задачи; создание у воинов необходимого для боя морально-психологического состояния, поддержание и наращивание морально-психологического превосходства личного состава над противником.
Воздействие морально-психологического обеспечения на духовную сферу воинской жизни свидетельствует о его тесной связи с воспитанием. Между ними есть много общего. Как и воспитание, морально-психологическое обеспечение призвано формировать военнослужащих как сознательных защитников Отечества, людей чести, высокой нравственности и ответственности. В процессе морально-психологического обеспечения, наряду с присущими ему специфическими приемами, методами и средствами воздействия на личный состав, широко используются приемы, методы и средства воспитания: убеждение, поощрение, личный пример и др.
Однако в отличие от воспитания, решая задачи подготовки войск, МПО преследует прежде всего подготовку сознания, морали и психики личного состава к устойчивому, надежному и адекватному функционированию в боевой обстановке с учетом целенаправленного, информационного, психологического и других видов воздействия на войска и население страны.
Практика показывает: руководствуясь высшими интересами России, мы обязаны иметь в отечественных Вооруженных силах эффективные органы морально-психологического обеспечения. Обстановка же требует наличия в этих органах мощного кадрового, интеллектуального, технического, научно-аналитического потенциала.
Автор Владимир Мухин Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 892
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 683
Рейтинг поста:
?! Не согласен. Умолчание - это нежелание стать источником негативной информации!
Ложь - скверный фундамент!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1440
Рейтинг поста:
Сегодня многие украинские журналисты заведомо врут не потому, что их всех купили с потрохами, а искренне веря, что это в данный момент принесет их стране больше пользы. Явление печальное, но боюсь, что неизбежное.