17 сентября 2014 года исполняется 75 лет со дня воссоединения белорусов в едином государстве. В те осенние дни фактически единственным крупным городом Западной Белоруссии, где поляки оказали сопротивление советским частям, стал Гродно. 20-21 сентября в ходе боев за этот город было сожжено бутылками с бензином несколько советских танкеток, погибло около полусотни красноармейцев. Потери польской стороны – свыше тысячи военнослужащих и добровольцев-харцеров (военизированная организация довоенной Польши. – Прим. Н.М.), среди которых было много молодежи.
В постсоветской Польше об этих событиях сняты несколько фильмов. В настоящее время снимается еще один, в котором создатели и спонсоры, включая «Союз поляков Беларуси», особо выделяют «белорусский акцент». Символом боя за Гродно в представлении современных поляков является 13-летний Тадик (Тадеуш) Ясинский, пытавшийся поджечь бутылкой с бензином советский танк, схваченный советскими танкистами и якобы распятый как «живой щит» на передней части машины. Благодаря этому образу, значительную роль в формировании которого сыграл католический клир западной Белоруссии, события сентября 1939 года воспринимаются сегодня польскими национал-патриотами как распятие «еврейскими большевиками» Польши, подобно распятию ребенка на танковой броне.
Массовая популяризация героя-жертвы Тадеуша Ясинского началась в 2006 году - сразу же после официального запуска официальной Варшавой проекта 4-й Речи Посполитой, предполагающего «формирование особого национально-культурного ландшафта» т.н. Малой Польщизны, включающей в себя приграничные с Польшей земли западной Белоруссии и Украины. В рамках этого проекта Варшава уже много лет финансирует и <реализует > ряд программ вроде «карты поляка», спутниковых радиостанций и телеканала, обучения в Польше активистов белорусских и украинских молодёжных структур и т. д. Особое внимание уделяется идеологическому обеспечению проекта, осуществляемому по кальке, знакомой со времен раскрутки «катынского дела»…
В ноябре 2006 года городской совет Вроцлава присвоил одному из бульваров города имя Тадеуша Ясинского. В Гданьске этим же именем назвали одну из улиц. В сентябре 2009 года президент Польши Лех Качиньский в связи с «70-й годовщиной агрессии России против Польши» за «выдающийся вклад в дело независимости Речи Посполитой Польской и проявленный героизм при обороне Гродно в 1939 году» наградил Тадеуша Ясинского посмертно Командорским Крестом ордена Возрождения Польши. Иначе говоря, глава польского государства официально признал, что верит в распятие русскими танкистами польских детей. А образ героя-жертвы Тадика Ясинского официально превратился в инструмент международной политики Польши, аналогичный образу героев-жертв Катыни.
С помощью культивирования этого образа события 75-летней давности постепенно пытаются превратить в Катынь-2. Точнее, своего рода мини-Катынь для Восточных Кресов, как в Польше именуют западные части нынешних Белоруссии и Украины. На Гродненщине многие вчерашние советские атеисты, включая партийных функционеров польского происхождения, сегодня почти безоговорочно верят в то, что в сентябре 1939 года Россия осуществила против Польши агрессию, в ходе которой «русско-еврейские большевики-оккупанты» распинали на танках польских детей, сражавшихся за местные «исконные земли» Речи Посполитой до последней капли крови.
При этом никто даже не думает, что мальчик просто не может быть распят на броне танка. Во-первых, тело человека просто не способно защитить танк от снарядов противника и бутылок с бензином, бросавшихся в условиях городского боя с боков, сверху, сзади. Во-вторых, на броне легкого танка невозможно распять человека, не закрыв обзор механику-водителю. В боях за Гродно в сентябре 1939 года советские войска применяли в основном легкие танки типа БТ (БТ-5 и БТ-7) и Т-26, Т-37, Т-38. У танков Т-26, Т-37, Т-38 лист лобовой брони практически не имеет наклона и поэтому тело мальчика, даже если его удалось бы каким-то чудом прикрепить, не может выполнять никакой защитной функции. Кроме того, на Т-37 и Т-38 оно стало бы помехой механику водителю и стрельбе из единственного пулемета. На танках БТ-5 и БТ-7 лист брони хотя и имеет наклон, но очень мал по площади и занят люком механика-водителя, занимающим большую часть лобовой брони. В условиях боя выскочить из машины, поймать мальчика и прикрепить его спереди танка, закрывая обзор и смотровые щели, не смогли бы даже безумцы-смертники.
История Тадика Ясинского возникла как миф и постепенно была превращена в инструмент пропаганды. Родился миф сравнительно недавно – в конце 1980-х гг. стараниями женщины по имени Гражина Липиньская. Поначалу ее представляли как учительницу гродненской гимназии, узницу сталинских лагерей, участницу событий в Гродно в 1939 году и автора мемуаров «Если забуду о них» (Jesli zapomne o nich.– Warszawa, 1990). Её описание того, как мальчик «умирает в объятиях матери и на краешке свободной Польши», является первым и до сих пор единственным свидетельством имевшего якобы место распятия Тадеуша Ясинского. До конца 1980-х гг. никто и никогда ни о чём подобном не слышал. Однако после выхода книги Липиньской к раскручиванию истории о распятом мальчике подключилась католическая церковь в Белоруссии. В иезуитском костеле, стоящем в центре Гродно, появились специальные памятные таблички. Я полагаю, им еще предстоит сыграть в ближайшие годы роль свидетельств «преступлений русско-большевистских агрессоров», оккупировавших часть «восточной Польши».
В 2007 году активисты «Союза поляков Беларуси» внезапно сообщили, что нашли на старом польском кладбище в Гродно могилу Ясинского.
Та самая, «внезапно найденная», могила. Надпись на надгробии: «Тадеуш Ясинский. 13-летний защитник Гродно,погиб 20 сентября 1939 г. во время советского вторжения».На захоронение 75-летней давности, мягко говоря, не похоже.Фото: Н.Малишевский.
Сегодня эта же организация «кресовых поляков» продюсирует фильм о тех событиях (см. фото ниже), а прозападные СМИ Белоруссии усиленно пропагандируют его «белорусский акцент».
Вот так и создается «история».Фото: Piotr Kościński, klubprzyjaciolfilmugrodno1939.wordpress.com
Внезапное появление могилы примечательно по двум причинам. Первое – произошло оно через несколько месяцев после провозглашения властями Польши курса на построение 4-й Речи Посполитой. Второе – до этого сделать подобное не удавалось долгие годы никому, включая пани Липиньскую. Последняя уверяет в своей книге, что участвовала в похоронах Ясинского, однако искала, но не нашла его могилу после возвращения из сталинских лагерей в 1956 году (это очередная ложь, поскольку после отсидки ее депортировали из СССР и искать что-либо в советском Гродно она не могла). Чтобы была понятна роль Липиньской, давшей жизнь мифу Катыни-2 для «Восточных Кресов», достаточно сообщить лишь некоторые, обычно замалчиваемые эпизоды из биографии этой якобы скромной гродненской учительницы и невинной жертвы сталинского ГУЛАГа:
Липиньская Гражина (Lipinska Grazyna). В девичестве - Соколовская.(12.04.1902-30.11.1995). Польская разведчица, связистка, медсестра. Боец LegionowPolskich, ZwiazkuWalkiZbrojnej и Армии Крайовой, подполковник WojskaPolskiego.Оперативный псевдоним Данута. В 1918 году вела разведку против украинских националистических формирований в Львове. Участница польской обороны Львова (1920). Участница польско-советской войны (1919-1920). Участница Варшавской битвы (1920). В 1921 году заслана в Силезию с разведывательно-диверсионной миссией. В 1930-е активный деятель ОЗОН (польской правой ультра-националистической организации Восточных Кресов), выдвигалась от неё на выборах в Сейм. С 1 сентября 1939-го –комендант Неотложной медицинской помощи, участница польской обороны Гродно. С января 1942 года возглавила разведку Армии Крайовой на Востоке (глава резидентуры в Минске, создатель агентурной сети на территории Белоруссии). В июле 1944-го арестована НКВД, осуждена за шпионаж в пользу Англии. Вышла на свободу в 1956-м. С 1980 года активист профсоюза «Солидарность». Награждена: "Рыцарским Крестом Ордена Виртути Милитари", "Рыцарским крестом Ордена Возрождения Польши", "Крестом доблести", медалью "Nostra Est Mater Polonia". Представлялась к званию бригадного генерала. Автор книги о событиях сентября 1939 года «Jeslizapomeeonich» (Warszawa, 1990, первое издание - Paris, 1988). Умерла в ноябре 1995 года.15 июня 2007 года посмертно награждена "Крестом Командорским со Звездой Ордена Возрождения Польши". Награждение совпало с активизацией кампании по увековечиванию памяти героя ее книги Тадеуша Ясинского...
Миф о распятии Тадика Ясинского на советском танке официально является с 2009 года частью внешней политики Польши. Он служит укреплению другого мифа, призванного скрыть правду о том, что произошло 75 лет назад в сентябре 1939 года в Западной Белоруссии и Украине вообще и в городе Гродно в частности. Согласно этой, усердно создаваемой с начала 1990-х гг. мифологеме, события в белорусском Гродно изначально были для поляков искупительной «битвой за честь», принесением себя в жертву не за белорусскую или украинскую, а за свою, исконно польскую землю. Для современных Белоруссии и Украины мифологема польской жертвенности на «Восточных Кресах» по мере ее распространения и укрепления в массовом сознании может сыграть крайне разрушительную роль.