Почему Россия проигрывает информационные войны? Секретный доклад.
Я спросил определенного человека из Администрации Президента: почему мы так бездарно проигрываем? Ответ был шокирующим: это всё абсолютно неважно, весь этот информационный шум ни на что не влияет. Мы занимаемся реальной политикой, у нас хорошие позиции. Нам ничего не сделают.
Разговор произошел в августе 2008 года, когда в западных СМИ была не меньшая истерика и шельмование России, чем сейчас. И действительно, тогда никакого «наказания зарвавшегося русского медведя» не произошло. Однако я тогда задал еще один вопрос, и ответа не получил: не боишься ли ты, что с таким подходом лет через 10-15 в какой-нибудь европейской стране в ответ на дикий призыв экстремистов «Убей русского!» никто не спросит «За что?».
(Если кому кажется, что я паникую, смотрите сразу в конец поста).
Эта цитата из давнего диалога стала частью моего доклада на конференции, организованной факультетом прикладных коммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ.
Полное название презентации: "Миллион корреспондентов. Ключевые пункты информационной войны в социальных сетях на примере украинского кризиса".
Приглашение выступить я получил неожиданно, и времени на подготовку было мало. Я не сторонник пустопорожнего теоретизирования, поэтому специально для доклада решил сделать показательный практический кейс.
15 апреля я зарегистрировал анонимный аккаунт в Livejournal. Обещал рассказать о себе после 23 апреля. По моему плану, в докладе обязательно должны были содержаться следующие части:
1) Особенности подачи информации во время информационной войны.
2) Каталог наиболее распространенных обвинений в рамках украинского кризиса.
3) Пример обоснованного аргумента для одной из сторон.
Согласно плану доклада я сделал 3 поста в своем девственно чистом журнале.
17.04.2014
Шокирующее видео: «Украина. Пункт назначения». Более 1 млн просмотров
На продвижение журнала в промо-блоке главной страницы ЖЖ я потратил около 10 000 рублей.
Итоги эксперимента
3 поста в журнале за 6 дней посетили 24 000 уникальных посетителей. Репосты, лайки и дискуссия вокруг записей подтвердили, что я неплохо справился с поставленной самому себе задачей.
Но самое интересное произошло уже после моего доклада.
23-24 апреля мой блог прочитали еще 64 000 уникальных посетителей!
Теперь вернемся к теме этой записи.
Я выделил в докладе следующие основные цели информационной войны:
1. Деморализация противника. Рождение (усиление) сомнений. Разворот эмоций против собственных союзников (начальников).
2. Мобилизация собственных сторонников. Вера в правое дело.
3. Обращение на свою сторону 3-й стороны, создание пула союзников. Организация давления. Позиция 3-й стороны в свою очередь становится аргументом. «Весь мир осуждает….»
4. Отвлечение внимания аудитории от своих собственных слабых позиций.
Цели второго уровня
1. 1. Радикализация умеренных сторонников. Переход от слов к делу.
1.2. Создание аргументов для реализации побочных целей, политических и экономических.
Проблематика информационной войны в соцсетях
1) Все большее отдаление лагерей друг от друга. Избирательное восприятие информации. Сплошной когнитивный диссонанс. Трудно пробраться в чужой лагерь. Поляризация. Рациональные аргументы используются мало. Есть враги, и все их действия враждебны. Есть свои – и все их действия верны.
2) Враждебная и оскорбительная лексика делает невозможной коммуникацию. Риторика заменяет логику.
3) Информационный шум рождает усталость и желание выключиться из темы совсем.
4) Постоянный стресс снижает сопротивляемость манипуляциям.
5) Никаких правил. Честный боец в уличной драке проиграет.
Очень важно, мне кажется, понимать одну особенность усилий пропагандистов:
Нагнетание эмоций внутри своего лагеря требует все больше топлива. Отлично видно, как украинская сторона старается довести до исступления своих сторонников. Нагнетается страх и чувство опасности: иначе люди могут начать критично воспринимать события.
Само же временное правительство в Киеве мечется от лозунгов: «Беркут — предатели!» до «Беркут, вернись!». Люди с трезвой головой заподозрили бы у своих лидеров тяжелую форму идиотизма. И только «прокачанные» военной истерикой граждане прощают правительству подобные выкрутасы.
Я закончил свой доклад вот такими выводами:
1. Российское правительство 20 лет не уделяло внимания региону. Враждебность нашей страны для половины населения Украины не требует доказательств. Крым стал последним словом. «Образ врага» сформирован.
2. Первое время кризиса россияне демонстрировали «имперский пережиток дружбы». Нет никакого братского народа. В новых поколениях украинцев уже воспитано противостояние с Россией.
3. «Реальная политика» сегодня создает будущие проблемы. Позиция «собака лает, караван идет» устарела. США действуют жестко, но тщательно готовят общественное мнение.
Если кому-то показалось в начале этого текста, что я сгущаю краски, то вот результат. Последовательная русофобская политика на Украине как раз за 20 лет создала активное русофобское поколение призывного возраста. Речь сейчас, конечно, не в целом об украинцах, невозможно говорить за все население. Но эти хлопчики, мобилизованные Майданом, реально опасны.
Из арабов уже сделали показательно "агрессивную нацию" в целом, теперь вспомнили про нас. При этом действующие политики Запада воспитаны в лучших традициях страха и ненависти к Советскому Союзу, но не к СССР, а к "русским". Это важный элемент пропагандистской игры: перенос эмоции на всю нацию, а не на действующую власть. Они исторически запугивают себя именно "русскими", а не руководством конкретной страны. Нам подобные манипуляции еще не раз аукнутся.
Почему Россия проигрывает информационные войны? Мы вступаем в них на 20 лет позже противника.
Илья Шамин, Санкт-Петербург. Источник — http://www.btpr.ru/pochemu-proigrivaem
P. S. Данный журнал продолжит существование, раз уж чисто в целях эксперимента получилось собрать более 125 000 просмотров за неделю.
СПРАВОЧНО
Международная научная конференция «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике», 23 — 25 апреля 2014 г. Цель конференции – диалог российских и зарубежных ученых и практиков в области стратегических коммуникаций, PR и рекламы, территориального маркетинга; дальнейшее развитие коммуникационного образования в России, стимулирование межуниверситетских и международных научных связей. Конференция предоставляет широкие возможности для организации совместных международных, межуниверситетских и междисциплинарных исследований, обмена опытом, консолидации международного академического сообщества и повышения известности российских ученых и практиков коммуникации за рубежом.
Организатор мероприятия – факультет прикладных коммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.
http://jf.spbu.ru/conf-pr/
tag_ukraine. Источник: continentalist.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1425
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 177
Рейтинг поста:
как верно и точно написано Вами.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 21
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2253
Рейтинг поста:
Критикуя других, имей мужество принимать критику в свой адрес , - это я про себя!
Мало того - и ник обязывает...
Давайте по существу.
Это каким образом, позвольте осведомиться, если
Опуская несущественные детали описания вашей пирамиды получаем вывод:
Т.е. вы здесь предлагаете лечить целый народ методом Кашпировского? Причем, не изолируя конкретных личностей и их влияние?
Ну что же, желаю успеха!
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 398
Рейтинг поста:
И в чём цель этой статейки.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2717
Рейтинг поста:
Бандеровское безумие
https://www.youtube.com/watch?v=IcDvIS9sg7I
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 244
Рейтинг поста:
Логика причинно-следственных связей и пути решения.
Дракон, желая победить Героя, даёт ему драконовские имена.
Существует простая схема описания логики социально-психологических феноменов.
Прямой и непосредственной причиной наших результатов являются наши действия.
В свою очередь действия являются прямым и непосредственным следствием убеждений.
Убеждения прямо и непосредственно формируются на основе ценностей.
А ценности имеют своим фундаментом самоидентификацию.
Пирамида логических уровней
Если контролируешь (отвечаешь за) действия других, ты пастух.
Если формируешь (отвечаешь за) убеждения других, ты авторитет.
Если творишь (отвечаешь за) ценности – ты лидер.
Если определяешь самоидентификацию – ты царь и Бог.
Посмотрите на то, что Вы имеете, и попробуйте ответить на простые вопросы:
Кто определяет Ваше поведение, поступки, деятельность, учит вас действовать, кому Вы подражаете?
Кто является настоящим автором Ваших личных убеждений, чьим аргументам Вы верите?
Кто контролирует Ваши ценности, решает, что Вы должны любить, и что для Вас должно быть главным в жизни?
Кто Вам внушает ответ на вопрос «Кто Вы?», с кем себя идентифицируете, представителем чего себя считаете? Кто Ваши герои и кем видите других?
Примеры для анализа логических уровней: Евромайдановец или Советсткий человек
Самоидентификация: Укр, европеец, частник, представитель титульной нации, особый, сосед, обиженный или - рабочий человек, русский, славянин, гражданин, советский человек, хозяин страны, брат, часть советского народа, православный, победитель
Ценности: «национальная свидомисть», независимая Украина в составе Евросоюза, Украина и нация понадусе, выгода, деньги или Мир, дружба народов, труд, правда, семья, вера, добро, мораль, коллективизм,
Убеждения: ксенофобия, Европейское – это однозначно хорошо, плохое в Европе – это временно или несущественно. Еврочленство – это независимость, русское это плохое, Или: надо дружить и помогать слабым, личное нужно уважать, единоличник это плохо, убивать нельзя, создавать лучше чем потреблять,
Действия и результат можно подставить самому.
Работая с оппонентами мы надеемся на свои и их мозги и поэтому оперируем на уровне убеждений аргументами. Естественно результат слабый. Это так же бесполезно как переубеждать религиозного фанатика, влюблённого или алкоголика. На каждый довод там будет включаться целый букет психологических защит. Это метать бисер перед поросятами. Поэтому в работе с зомбированной массой нужно интенсивнее переходить уровень ценностей и самоидентификаций. И уже на уровне идентификаций не подтверждать позицию «мы чужие, мы другие, мы разные», а возвращать понимание «мы одно целое, мы один народ, у нас общее прошлое, мы братья славяне, христиане, православные, победители»… К зомбированному народу отношение, в отличии от отношения к кукловодам и боевикам, должно быть не как к врагу, а как к заболевшему и заблудшему.
Конечно, разбирая логические уровни, например. евромайдановцев, нельзя путать самоидентификацию, ценности и убеждения простых украинцев, искренне верящих майдану, бригадиров и боевиков майдана, и кукловодов цветных революций.
Конечно примеры не самые объективные, но достаточно ещё раз посмотреть на главные лозунги сторон, чтобы убедиться в их верности.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2717
Рейтинг поста:
http://novorossy.ru/news/news_post/melitopol-antibanderovskaya-vystavka-i-vakhan
aliya-smi
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 50
Рейтинг поста:
А, как известно,"ложь, повторённая тысячу раз, становится правдой".
— Йозеф Геббельс
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 68
Рейтинг поста:
Что бы системно выигрывать информационно-психологическую войну войну, по большому счету, нужно соблюдать лишь 2 условия: 1. СМИ должны сообщать только достоверные сведения, подкрепленные фактами и документами. 2. Необходимо максимально охватывать не только собственных жителей, но 90% население соседних стран и как минимум 20% населения всех остальных государств.
Ну и конечно необходимо создать органы Центрального киберкомандования, которые через ВУЗы, молодежные и партийные организации будут мобилизовать молодежь на работу соцсетях, входить в команды модераторов, на основе цензуры или инструкций киберкомандования создавать необходимый морально-психологический климат в СМИ и общения в Интернете.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3923
Рейтинг поста:
- типичный ответ туповатого проф-непригодного недоумка, попавшего на свою должность, очевидно, сугубо по системе "свой-чужой" (по узколобо-примитивному принципу: "нам не нужны умные - нам нужны верные")
--------------------
- гипертрофированное самомнение - верный путь к деградации...
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2717
Рейтинг поста:
https://www.youtube.com/watch?v=2ZzKAMvACj4
https://www.youtube.com/watch?v=27B2lyD_tQU
--------------------