Расходы на кибервойска США в 2014 году удвоятся. В общей сложности министерство внутренней безопасности и Пентагон потратят на киберзащиту и кибератаки свыше 1,2 миллиарда долларов. В России идея кибервойск пока в стадии становления: основу российского киберкомандования планируется создать к концу этого года. Чем сможет ответить Москва Вашингтону на виртуальном поле битвы?
Рост расходов на кибервойны американские военные объясняют возрастающим числом атак. Деньги пойдут в основном на расширение штата специалистов: с 830 нынешних сотрудников их число будет расти на 2000 ежегодно.
Кибервойска США заняты выявлением и блокировкой угроз, которые исходят от иностранных государств и затрагивают промышленные и военные вычислительные сети. Также в их задачи входит защита от хакерских атак социальной и коммунальной инфраструктур государства. Но хотя деятельность киберкомандования и разворачивается под лозунгом "защиты американских интересов", одной обороной она, конечно, не ограничивается, отмечает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко:
"Сегодня киберпространство рассматривается мировыми державами как самостоятельное поле боевых действий. И впереди, конечно, США: мы судим об этом хотя бы по тем разоблачениям, которые были сделаны Эдвардом Сноуденом. Кстати говоря, киберкомандование в США возглавляет нынешний глава АНБ генерал Кит Александер. Это показывает, что электронная разведка в максимальной степени сегодня ведет реальные боевые операции в киберпространстве".
Подробности работы АНБ США стали известны благодаря разоблачениям бывшего сотрудника этой службы Эдварда Сноудена. Как выяснилось, спецслужба не просто следит за Интернетом, но, обходя защитные протоколы, изучает переписку и состояние банковских счетов, прослушивает телефоны миллионов – и все это под знаменем борьбы с террористической угрозой. Личность ее шефа генерала Александера – по совместительству главы киберкомандования США – достойна внимания.
Не так давно журнал Foreign Policy назвал его "супергиком". Оказывается, создавая собственный центр управления операциями в 2005 году, генерал пригласил голливудского дизайнера. А тот по просьбе Александера воссоздал обстановку капитанского мостика из сериала "Звездный путь: Следующее поколение".
Любимые детища генерала – в том числе и программу слежки PRISM – помогал создавать собственный "злой ученый" Джеймс Хит, придумавший многие решения для обработки данных. Некоторые называли Хита "сумасшедшим и опасным гением". Другие считали, что Александер со своим "Доктором Зло" непонятно куда расходовали деньги налогоплательщиков. Сейчас тандем распался, но наработки успешно функционируют.
В России решение о создании киберкомандования было принято главой минобороны Сергеем Шойгу в 2013 году. Его основа должна быть сформирована к концу 2014-го. Ученых-программистов, способных составить достойную конкуренцию американским Хитам, на российских просторах хватает. И зачастую разработанное в России программное обеспечение превосходит западные аналоги, подчеркивает руководитель Департамента информационных войн Лаборатории перспективных разработок Игорь Нежданов:
"Мы убедились в этом, когда делали обзор программного обеспечения, которое работает на американское киберкомандование. Они его сделали для себя, чтобы эффективно контролировать свой участок Интернета и залезать в чужой. Выяснилось, что алгоритм несложный, мы их уже почти повторили – еще где-то полгода, и аналоги у нас будут, мы их сможем отдать государству, без проблем".
Детали российского проекта, естественно, не раскрываются. Российские сенаторы тем временем разрабатывают "Стратегию информационной безопасности" страны. Предлагается, в частности, привлекать специалистов с опытом обнаружения уязвимых точек информационных систем, не связанных с криминальными структурами – так называемых белых хакеров. Работать они будут, конечно, в сотрудничестве со спецслужбами. Предполагается, что кибердружины будут проводить регулярные проверки защищенности сайтов госструктур. После доработки "Стратегия" поступит на рассмотрение Совета безопасности России.