Одним из наиболее употребляемых различными СМИ и интернет-изданиями в уходящем году имён стало имя американца Эдварда Сноудена, который раскрыл внушительные объёмы сведений об особенностях деятельности американских и британских спецслужб. Конечно, наивно полагать, что до откровений Сноудена никто в мире совсем не догадывался о том, что эти методы далеки от вселенского альтруизма и безграничной добродетели, что они целиком и полностью ложатся в законы государства и совести, но, тем не менее, «слив» информации от американца вызвал большой резонанс.
Главные персонажи, поднявшие тревогу после публикации разоблачений работы ЦРУ и АНБ от Сноудена, это, безусловно, мировые лидеры. 30-летний экс-сотрудник ЦРУ заявил, что программы слежения американскими спецслужбами развёрнуты настолько масштабно, что спецслужбы имеют все возможности для откровенного шпионажа не только за теми, кто якобы причастен к формированию террористической угрозы для США и всего «прогрессивного мира», но и за сотнями миллионов других жителей планеты, в том числе, и за политическими деятелями. В числе тех политических деятелей, за которыми ничтоже сумняшеся шпионило АНБ, по информации от Сноудена, оказались Дмитрий Медведев, Ангела Меркель, Дилма Роусефф и ряд других лиц.
Что происходило с Эдвардом Сноуденом дальше, всем прекрасно известно. На фоне всех его «путешествий» по миру и поиску тихой гавани на территории Российской Федерации, люди стали обращать куда большее внимание на те технические приспособления для связи, которыми пользовались. До откровений бывшего сотрудника Центрального разведывательного управления США мобильный телефон с возможностью доступа в Интернет (или без таковой возможности) подавляющим большинством пользователей воспринимался как обычная техника, позволяющая общаться с другими людьми и черпать необходимую информацию. А вот после откровений эта техника многими стала чем-то вроде своеобразного ключа, используемого западными спецслужбами для получения информации о конкретном пользователе. То же отношение понемногу стало формироваться и к компьютерам, интегрированным в Глобальную Сеть.
Дошло до того, что владельцы смартфонов и ноутбуков стали заклеивать так называемые фронтальные камеры, чтобы таким образом обезопасить себя от вероятной слежки спецслужб. В Сети появились многочисленные советы о том, как вообще пользоваться смартфоном на основе iOS или Android, чтобы вездесущие западные спецслужбы не получили возможности выстраивать цепочку передвижений пользователя, следить за его контактами, сканировать место его работы или отдыха, записывать его голос. Дошло до советов, в которых авторы вполне серьёзно рекомендуют «на ночь» заворачивать айфоны и прочие смартфоны в несколько слоёв фольги и накрывать металлической крышкой, при этом полностью отключая питание с помощью извлечения аккумулятора (если это возможно). И если «до Сноудена» многие иронизировали над эстонским президентом Томасом Хендриком Ильвесом, заклеившим веб-камеру на ноутбуке в надежде обезопасить себя от вмешательства хакеров, то «после» стали говорить, что здесь, в общем-то, уже не до иронии…
Действительно, вряд ли кому-то захочется, чтобы через «самостоятельное» включение камеры на его айфоне (или смартфоне на базе Андроид), кто-то (американские спецслужбы или продвинутый сосед) имел возможность получать снимки происходящего с вами в тот момент, когда вы совершенно не желаете никакими снимками ни с кем делиться. Кстати, включение фото- и видеокамер на мобильных устройствах на базе упомянутых операционных систем, пользователями фиксировалось ещё задолго до того, как Эдвард Сноуден рассказал о методике работы западных специальных служб.
Информацией о странном поведении мобильных устройств компании Apple стали делится пользователи со всего мира на форумах, посвящённых обсуждению работы техники на базе программного обеспечения «яблочной» компании. Массовые замечания стали проявлять себя, начиная с 2011 года, когда через торговые точки активно распространялись iPhone 4 и iPhone 4S.
Вот лишь несколько примеров сообщений об обращениях в службу поддержки Apple (пользователи опубликовали свои обращения
на форуме).
Пишет пользователь форума kar0786 (22 марта 2011 года) (США):
У меня и моего приятеля следующая проблема: когда соединяемся через FaceTime (сервис видеозвонков), то у меня на экране появляется старое изображение самого себя, а у него чёрный экран. При этом старое изображение не хранится в памяти смартфона.
Другой пользователь пишет, что у него примерно та же проблема: он использует iPhone 4 для видеоразговора, при этом на экране видя не своего собеседника, а самого себя, причём в момент времени, который уже прошёл. Пользователь утверждает, что он до этого не включал камеру айфона и, соответственно, не мог сохранять видеофайлы и фото. Мало того, по его словам, файла, который отображался на его экране, в памяти самого айфона тоже нет. Пользователь задаётся вопросом: если нет в памяти, то где он хранится, почему произвольно воспроизводится, и вообще кто имеет к нему доступ?
Пользователь Nasetron (публикация от 4 апреля 2011 года) пишет, что у него такие же «глюки» с айфоном, и что он даже менял его на другой аппарат. После замены ситуация повторяется. Nasetron заявляет, что сотрудники службы техподдержки Apple заявили, что нужно переустановить все приложения и перенастроить телефон, чтобы всё исправилось. Однако не помогло и это. Владелец айфона по наивности (ведь дело было до откровений Сноудена) решил, что всё дело в некой программной ошибке операционной системы. Сегодня эта «ошибка» объяснима, как и то, где именно хранится и куда конкретно пересылается отснятая камерой смартфона видеоинформация…
Примечательно, что примерно после недельной дискуссии по теме «программных» ошибок в айфонах один из пользователей форума задаётся вопросом: а, может, это сам Apple и организует включение камер айфонов для получения личных данных пользователя? Первоначально эту версию подвергают обструкции: мол, как ты мог подумать такое о «святой компании Эппл», но со временем число сторонников этой теории только растёт. Пик роста приходится, естественно, на момент, последовавший за разоблачениями от Сноудена.
Сноуден фактически заставил признать свои «программные ошибки» не только Apple, но и других крупных американских компаний, обязавшихся «помогать» ЦРУ и АНБ «стоять на страже мира во всём мире». В группу «спалившихся», как вы знаете, вошли Google, Facebook, Twitter и ряд других «акул» Интернета.
В нашей стране на ситуацию отреагировали не то что бы запоздало, но не совсем вовремя. Лишь сейчас законодатели решили запросить спецслужбы России о том, что тем известно о возможности иностранного шпионажа через смартфоны. В частности, небезызвестный депутат Питерского заксобрания Милонов некоторое время назад призвал российские спецслужбы проверить, не собирают ли в АНБ отпечатки пальцев россиян.
С одной стороны, всё это может показаться паранойей, ведь получения сотрудниками АНБ фотографии «Иван Иваныча» из Хабаровска или отпечатка пальца «Мариванны» из Архангельска вряд ли сильно расстроит этих людей. Однако здесь есть и другая сторона: смартфонами и ноутбуками сегодня пользуются не только «среднестатистические» россияне Иван Иваныч и Мариванна, но и те, кто имеет доступ к созданию или управлению военной техникой, кто относится к ряду высокопоставленных чиновников, к представителям правоохранительных органов страны. Мобильные телефоны разрешены для использования, к примеру, солдатами российской армии, проходящими службу по призыву.
Если допустить, что смартфон может фиксировать информацию и пересылать её, скажем так, настоящим владельцам, то это устройство в руках того же рядового (не говоря уже о его отцах-командирах) превращается в настоящее оружие шпионажа, и, например, термин «закрытая воинская часть» теряет всякий смысл. Тут и работы иностранных спутников над головой, как говорится, хватает, но смартфон же может всё представить куда более детально… Если даже на теоретическом уровне допустить, что тот же айфон инженера-конструктора одного из предприятий ОПК может произвольно включиться и сфотографировать, к примеру, чертежи разрабатываемой техники или заснять ввод пароля в систему доступа на секретный объект, то здесь действительно не до шуток… А "закрытое заседание" правительства или парламента в этом случае точно закрытые?..
В связи с этим возникает вопрос: делаются ли выводы, или пока всё в духе: «нам надо избавляться от мании преследования»?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1789
Рейтинг поста: