Сенатор Руслан Гаттаров назвал интернет-рейтинг Freedom House, в котором Россия стоит на одном из последних мест, необъективным. По уровню свободы Интернета страна заняла в этом списке 41-е место из 60 возможных и расположилась между Венесуэлой и Зимбабве. При этом в десятку самых прогрессивных интернет-стран попали США, Франция и Великобритания, известная своими жесткими законами за малейшее нарушение в веб-пространстве и откровенной слежкой за пользователями, сообщает РИА Новости.
Почему Россия вдруг оказалась в "хвосте" рейтинга Freedom House, потеряв сразу 10 пунктов в этом списке, "Голосу России" рассказал член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ Руслан Гаттаров.
- Как создается рейтинг Freedom House, какие критерии учитываются?
- В том-то и дело, что не понятно, какие критерии учитывались. Составители говорили, что обращали внимание, когда ставили нас на то самое 41-е место, понижали на 10 пунктов, что мы приняли антипиратский закон, очень либеральный по сравнению с американскими, французскими, английскими, немецкими законами, и так называемый "закон о черных списках", призванный бороться с педофилией, с распространением наркотиков и пропагандой суицида.
За это Россию поставили ближе к Зимбабве. Они, видимо, хотят, чтобы мы не принимали подобные законы и постепенно действительно стали в один ряд с Зимбабве и подобными странами. Мне кажется, что либо эксперты Freedom House абсолютно некомпетентны, либо при создании подобных рейтингов просто не хотят замечать очевидное: жесткость и контроль за Интернетом в ведущих западных странах, которые возглавили этот рейтинг интернет-свободы, объективно значительно жестче, чем российские законы.
- Вы уже представили свои замечания Freedom House?
- Да, я отправил письмо руководителю Freedom House с конкретными данными по Германии, Соединенным Штатам, Франции, Великобритании. Я привел конкретные законы, которые там работают, конкретные суммы штрафов, конкретные сроки.
До пяти лет, например, можно получить во Франции за нарушение закона о персональных данных. В Соединенных Штатах можно получить за нарушение авторских прав миллион долларов штрафа и 10 лет тюрьмы. В Америке в этом году посадили двух пользователей Twitter за то, что они угрожали Бараку Обаме, выражали недовольство его политикой. Один получил, по-моему, полгода, другой - год.
Мы не говорим о том, что Америка вместе с Германией, Англией, Италией, Францией, используя программы PRISM ("Призма") и Echelon ("Эшелон"), следит за всем миром, включая американских граждан и граждан Евросоюза. Эти страны передают американцам персональные данные своих граждан для обработки программой PRISM.
Это грубейшее нарушение прав человека. Я говорю про те законы, которые работают на Западе, которые ограничивают права пользователей, их свободу в Интернете. Ничего подобного в нашей стране не принято, мы не будем вводить столь жесткие законы в нашей стране.
- Вы ожидаете реакции, комментариев от руководства Freedom House, или вы просто хотели показать свою позицию?
- Я не исключаю, что у них некомпетентные эксперты или они абсолютные русофобы, или они политически ангажированы - я не знаю. Я хочу попробовать. Я направил письмо, в конце которого написано, что группа экспертов Комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации представит более профессиональный доклад по этому направлению.
Мы сделаем максимально полный список нарушений прав и свобод человека в Интернете в странах, которые возглавили список Freedom House. Мы укажем основные законы, правоприменительную практику, как все это реально работает в странах, как людей сажают в тюрьму за нарушения, которые в нашем законодательстве просто не отмечены.
И эти страны мы называем "свободными", "толерантными", в которых человек чувствует себя в Интернете свободным. Во Франции в Интернете запретили продавать книги. Если вы продаете книгу, обязательно требуйте оплатить дополнительную стоимость. Это все равно, что сказать: на одной стороне Нового Арбата книги могут стоить по 100 рублей, а на другой стороне - по 200. Или сказать, что в "Яндексе" поисковые запросы бесплатны, а в Google - по 100 рублей. Это называется свободой? Мне кажется, что нет.
- Какова у Freedom House репутация в интернет-сообществе? Насколько важен для России этот рейтинг? Он может нести какие-то последствия?
- Freedom House практически полностью финансируется на деньги Госдепа США и других национальных американских структур. В связи с этим их рейтинг, мягко говоря, невалиден, к нему нет большого доверия. Но, так или иначе, его распространяют, публикуют, о нем рассказывают. Результаты расходятся по миру, кто-то им верит.
Я хочу попробовать не просто сказать Freedom House, что они не правы, я им хочу показать реальную картину. Наши эксперты готовы мне в этом помочь, показать, что Рунет - это место беспрецедентной свободы, по сравнению с лидерами рейтинга Freedom House - США, Англией и другими западными странами.