Итак, победа. Company of Heroes 2 больше не будет мозолить глаза на отечественных прилавках. Пуще того, разбираться в происходящем и делать какие-то заявления начинают не только бедовые канадские разработчики из Relic, но и компания-издатель – Sega, «та самая». Еще одной неизбежно заинтересованной стороной выступает другая крупная компания – Valve, которой принадлежит виртуальная игротека Steam. Петиция к ее руководству на данный момент набрала свыше 70% подписей от необходимых двадцати пяти тысяч. Можно сказать, что борьба с «горе-героями» вышла во вторую фазу: на западном фронте.
Это уровень с дополнительной сложностью: общественное мнение в России гораздо весомее для «1C-СофтКлаба», чем для международных распространителей. Скажу сразу и честно: мне не особенно верится в столь же чистый успех петиции к Valve. То есть в то, что требование будут выполнено и Company of Heroes 2 перестанут продавать через Steam на территории СНГ. Да, какие-то заявления прозвучат, но словесами корпоративной дипломатии дело, скорее всего, и кончится. В итоге их позиция все равно сведется к тому, что «нельзя просто взять и закрыть сегмент рынка».
Рад буду ошибиться, но считаю нужным уже сейчас изложить свои мысли насчет того, что делать, если я все-таки не ошибусь. Мы набираем полезный опыт в борьбе, которая далеко не ограничивается одной игрой, совсем уж вопиющей. И в этой борьбе важны не только широкая поддержка и мотивированность – нужны грамотно сформулированные цели. И желательно как можно чаще их достигать, не успокаиваясь на том, что «сделано все возможное».
Чего мы, собственно, добиваемся? Конечно же, в идеале таких игр просто больше не должно выходить. Но это долгосрочная, стратегическая задача. И здесь как раз вполне уместно поздравить себя с тем, что все возможное сделано, причем успешно. Выводы на будущее для разработчиков и издателей достаточно ясны: русские заговорили; советская сторона войны перестала быть темой, где все сойдет. Не к месту здесь думать, будто «не бывает плохой рекламы». Для креативничающих устроителей выставок, может быть, и не бывает, а вот в игровой индустрии не живут от скандала к скандалу. Там и других проблем достаточно.
Тем не менее, сама Company of Heroes 2, здесь и сейчас, остается, хотя бы и в виде облака цифрового пара над страной. И не самым выигрышным доводом, почему она нам мешает даже в «паровом» варианте, представляется заявленная в петиции (причем только в английской версии) потребность «оградить молодых людей от пропаганды». Откровенно говоря, сам тон этой петиции мне кажется слишком уж скромным: история-де России сложна и неоднозначна, у нас-де плохо работают возрастные ограничения, только с вашей помощью и т. д. Все это подыгрывает тем, кто любит называть ложь об СССР «правдой об СССР», которую у нас то ли не хотят видеть, то ли «хотят, но не готовы», и вообще просьба к кому-то чужому запретить что-то у самих себя производит впечатление некоторой слабости. Текст петиции, увы, напрашивается на естественный ответ в духе: мы всё понимаем, но вашему желанию нашими руками ограничить некий «несознательный контингент», который все же хотел бы играть в CoH2, пойти навстречу не можем.
Лично я смотрю на это несколько проще: с исторического фасада стерли паскудное граффити. CoH2 после всего, что о нем известно, попросту не хочется видеть – само название символически засоряет общественные места, делает неуютнее магазины компьютерных игр и пространство вокруг них, где выставлены рекламные материалы. Я уважаю мнение тех, кому этого результата мало, кто хотел бы на «Стиме» добиться ровно того же, что и в реале, то есть полного прекращения продаж. Однако если Valve на это не пойдет, то я не считаю, что варианты наших действий на этом исчерпаны. Есть кое-что, в чем потруднее будет отказать.
Steam, как многим известно, полон рекламы игр. Только что вышедших, «только сегодня» уцененных и так далее. У меня сейчас нет возможности проверить, крутятся ли там баннеры Company of Heroes, но я уверен, что она появляется на одном из первых мест в соответствующем разделе каталога, а когда ее со временем уценят, наверняка на объявления об этом можно будет наткнуться повсюду. Так вот, вариант-минимум того, чего мы могли бы потребовать от Valve – блокировка рекламы CoH2 для нашего региона, а в идеале – и исключение из каталогов. Пусть останется доступной через прямой поисковый запрос, и только: под прилавок, как порнографию. Не столько даже потому, чтобы мы хотели ее спрятать или снизить продажи. Не надо стесняться заявлять о том, что мы не хотим это видеть. Что само напоминание об этой игре делает Steam недружественной средой, заставляет лишний раз вспомнить, какой идиотской клевете мы вынуждены противостоять, и вспомнить ровно в том месте, куда остальные ходят расслабиться, прыгая через порталы или помахивая красным ломом.
«Личное – это политическое» – лозунг, которому почти полвека. В нашем случае наоборот: политическое – это личное. И не мы так решили. Запад, веками плодивший расовые и религиозные предрассудки, которые теперь взялся в срочном порядке искоренять, для нас еще задолго до советских пор выкроил нечто особенное, хитрое, легко ускользающее: набор историко-политических мифологем, из которых выводится то же самое, что в других случаях – из мифологем расовых или религиозных. То же обезличивание, обесценивание отдельной жизни (именно для этого старательно подчеркивается «посмотрите, как они сами друг с другом обходятся»), стереотипы агрессивного дурака с дубиной и безмолвного страстотерпца без дубины, экзотично-карикатурный образный ряд. Не мы одни этому подвергались и не мы одни до сих пор не можем перестать смотреть на самих себя враждебным взглядом. Просто все их попытки сделать закономерный следующий шаг – забрать себе нашу землю вместе с нами – проваливались с треском, с вечным отзвуком трескающегося льда под ногами тевтонских рыцарей. Поэтому в мирное время мы как-то нервно-беспечны. Нам кажется, что кино – это только кино, игры – это только игры, а историко-политические вымыслы – это только про историю и политику. Нам до последнего кажется, что выходить за рамки контекстов, в которых нам навязывается оскорбительная ложь о нас, переводить их в личную плоскость, в «здесь и сейчас» – как-то неудобно, что ли, неубедительно, неумно, нужно бы как-то по-другому обосновать, идейнее...
А между тем наш прорыв в борьбе с развлекательной русофобией – следствие того, что мы сумели ясно донести: наша история – живая. Она нас касается. Именно нас. В XXI веке это аргумент как никогда веский. Требованию убрать Company of Heroes 2 из цифровой дистрибуции можно противопоставить права отдельного покупателя. Требование убрать ее с глаз долой, оставив «по требованию» – это уже о столкновении выгоды продавца с покупательским комфортом. Вам кажется диковатым такой переход с полей истории в книгу жалоб и предложений? Попробуйте подумать об этом вот как: нам не впервой в рекордные сроки приспосабливаться к новым методам войны. Так мы создали себе флот, танки и ядерные ракеты. А в наши дни даже деньги перестают быть самым мощным оружием: сам внутренний мир человека становится инструментом борьбы государств и мировоззрений.
Сама борьба не измельчала: мелкими стали отдельные столкновения. Нановыстрелы, микроатаки: все это складывается. Складываются и крошечные ранения, которые мы получаем. Выверенность слов, спокойствие без равнодушия, нестесненность в исповедовании ценностей – теперь и это стало тактико-техническими характеристиками. В цифровой век душа уже не потемки, а броненосец. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1069
Рейтинг поста:
Еще пару игр закрыть для продажи и подобную ерунду перестанут делать уважаемые фирмы. Ибо это попадос на деньги. А главное у них - бабки, можно не сомневаться.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: