Предоставление Россией временного убежища программисту Эдварду Сноудену является актом враждебности против США, пишет The Wall Street Journal. Однако, считает газета, в этом деле можно будет найти и положительные стороны, если администрация президента Барака Обамы пересмотрит свои отношения с режимом Владимира Путина.
Вероятно, переносить «бесполезный» саммит G20 уже поздно, но, по крайней мере, Обама может отказаться от московских переговоров, полагает издание.
Глава Freedom House Дэвид Крамер предложил отправить в Санкт-Петербург вице-президента Джо Байдена, что станет «наказанием», если Путину придется его выслушивать, говорится в статье.
Но было бы лучше, считает газета, если бы Обама принял в Белом доме сына Михаила Ходорковского. Кроме того, полагает издание, Обаме пора нарушить свое «президентское молчание» относительно суровых мер против прав человека в России.
«Ухудшение российско-американских отношений стало идти заметно быстрее после возвращения Путина на президентский пост в 2012 году», — говорится в материале.
Наконец, бывший посол Великобритании в Москве Эндрю Вуд написал в своей заметке для CNN, что предоставление Сноудену временного убежища не решает вопрос, а «просто перемещает его в другой контекст».
Члены конгресса отреагировали резче, призвав к конкретным действиям вплоть до расширения НАТО и списка Магнитского, однако эксперты считают маловероятным масштабный кризис в отношениях двух стран.
«Мы глубоко разочарованы, что российское правительство предприняло подобные шаги в ответ на очень ясные и законные требования с нашей стороны, выраженные публично и частным образом, выслать господина Сноудена и вернуть его в США», — сказал на брифинге пресс-секретарь Белого дома Джей Карни.
По мнению администрации, произошедшее подрывает двустороннее сотрудничество в правоохранительной сфере, которое оживилось после терактов на марафоне в Бостоне.
Отвечая на вопрос, поедет ли президент США Барак Обама на сентябрьскую встречу со своим российским коллегой Владимиром Путиным в Москве, Карни сказал: «Мы оцениваем целесообразность саммита». Что же касается участия в саммите «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге, Вашингтон не может сообщить о каких-либо изменениях своих планов, добавил он.
Представитель госдепартамента США Мари Харф добавила к сказанному, что под вопросом и встреча между министрами иностранных дел и обороны, намеченная на 9 августа в Вашингтоне.
«Мы также оцениваем целесообразность этого», — ответила Харф на вопрос, возможна ли отмена переговоров в формате 2+2.
По ее словам, Россия заранее не проинформировала США о решении по делу Сноудена.
«Мы не были уведомлены заранее об этом шаге. Мы сейчас выходим на российские власти, чтобы получить формальное подтверждение и обсудить вопрос более подробно», — сказала она.
Представитель госдепа добавила, что Вашингтон продолжает требовать от российских властей возвращения Сноудена на родину, но не хочет, чтобы это повлияло на двусторонние отношения в целом.
«Мы оцениваем целесообразность саммита и переговоров 2+2. Так что это может иметь влияние, но отношения шире, и у нас есть много интересов, касающихся национальной безопасности», — отметила Харф.
Президент США Барак Обама не стал комментировать в четверг ситуацию с предоставлением Россией временного убежища Сноудену.
После его переговоров с лидером Йемена сразу несколько журналистов попросили Обаму прокомментировать произошедшее. В ответ глава государства лишь с улыбкой сказал: «Всем спасибо».
Гораздо более многословными оказались члены конгресса. Давний критик России сенатор Маккейн предложил расширить список Магнитского, завершить создание системы ПРО в Европе, активнее работать над принятием Грузии в НАТО и помочь российской оппозиции.
«Первое, что мы должны сделать — это значительно расширить список Магнитского, чтобы привлечь к ответственности многих нарушителей прав человека, все еще упивающихся своей безнаказанностью. Нам нужно продвинуться к завершению всех этапов программы противоракетной обороны в Европе, и быстрыми темпами идти к очередному расширению НАТО, включая Грузию», — говорится в заявлении Маккейна.
Председатель сенатского комитета по международным делам Роберт Менендес (демократ) согласен, что решение российских властей повредит отношениям двух стран.
«Сноуден потенциально может нанести большой ущерб интересам национальной безопасности США, и информация, утечку которой он дал, может помочь террористам и другим людям в мире, которые хотят нанести реальный вред нашей стране. Россия должна вернуть Сноудена, чтобы он предстал перед судом у себя дома», — заявил Менендес.
Сенатор Чарльз Шумер (демократ) высказал мнение, что президент США должен призвать к переносу саммита G20 из России.
Помощник российского президента Юрий Ушаков ранее заявил, что вопрос о судьбе Сноудена носит незначительный характер и не может влиять на российско-американские отношения. По его словам, Москва заинтересована в развитии отношений с США по всем направлениям. Ушаков напомнил, что Владимир Путин неоднократно говорил: это тот случай, к которому руководство страны не имеет никакого отношения.
Вынужденное 38-дневное заточение Сноудена в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево» закончилось днем в четверг, когда он получил документы, позволяющие пересечь российскую границу: свидетельство ФМС о предоставлении временного убежища до 31 июля 2014 года. В США разгласившего секреты спецслужб экс-сотрудника оборонной компании обвиняют по трем статьям, по каждой из которых ему грозит до десяти лет тюрьмы.
По материалам RIA.ru