(Закарпатская газета на венгерском языке)
От грохота сапог и ботинок по брусчатке становится тревожно, поэтому не удивительно, если человек в районе праздника 9 мая становится раздражённым. Вдобавок на день победы у нас вспоминают почему-то не жертв войны, и не только уничтожение с лица земли бесчеловечной фашистской системы, а празднуют саму победу, словно удалось выиграть в какой-то настольной игре. Причинённые войной страдания остаются, таким образом, часто оказываются в тени, что в свою очередь делает праздник бесчеловечным.
Задумывались ли вы о том, почему в России и, как правило, на большей части постсоветского пространства по сей день нет памятников жертвам Первой мировой войны, в то время как о Второй мировой практически в каждом селе есть какой-нибудь памятный знак? Объяснение простое: во все времена для империи с центром в Москве большее значение имели не жертвы, а результат войны, поэтому из-за прошедших впоследствии по стране революции и гражданской войны значение первого мирового пожара в русском (советском) значении сильно уменьшилось.
Трогательна та британская традиция, когда осенью в честь погибших в Первой мировой войне и стар и млад цепляют к одежде бумажные красные маки. В своё время лишь этот нетребовательный цветок хоть как-то украшал опустошённые поля сражений. Многим казалось, что цветы вырастают из крови погибших товарищей, символизируя пролитую кровь. Изображающие мак знаки после войны быстро стали символом солидарности в Западной Европе, по французской инициативе выручку от продажи бумажных маков традиционно направляют для помощи пострадавшим в ходе сражений. Позднее 11 ноября, когда в 1918 году немецкая армия подписала в Компьенском лесу означающее конец I мировой войны соглашение о прекращении огня, в Лондоне сделали Днём памяти. После 1945-го День памяти распространили и на жертв второго мирового пожара, а с тех пор – и на погибших во всех последующих конфликтах, даже во время теракта 11 сентября.
В противовес этому в Москве (и не только там), как мы знаем, 9 мая проводят военный парад – в день, когда в 1945-ом году фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции (по московскому времени). Итак, в этот день маршируют солдаты, бряцают оружием и грохочут военные машины по Красной площади и над ней, что отнюдь не мирное зрелище, но таким образом и праздник посылает сигнал отнюдь не о примирении. Русский медведь показывает когти: бойтесь, кому нужно бояться?
9 мая раздражает ещё и потому, что Москва не любит, когда кто-нибудь не празднует вместе с ней, не разделяет её воодушевления. По мере приближения праздника нарастает количество новостей на российских телеканалах, естественно, с подтекстом. Недавно мне как раз попался репортаж, где критике подвергся латвийский законодательный орган, который как раз в эти предпраздничные дни обсуждал проект закона о запрещении в прибалтийской стране символов диктатуры. В Латвии, в отличие от многих старых европейских демократий, хотели бы отнести к запрещённым символам красную звезду, серп и молот, что, судя по возмущённой интонации репортажа, не встречает симпатий российского руководства.
Ибо ситуация такова, что Советский Союз и берущая на себя его великодержавное наследие Россия представляют себя в роли эдакого рыцаря Грааля, на белом коне вступившего в бой в качестве представителя сил добра против сил зла, и спасшего мир от фашизма. Но мы, малые народы малых стран Центрально-Восточной и Восточной Европы, точно знаем, что в отношении зла Советский Союз ни в чём не уступал Германии.Латвию, например, Советы оккупировали ещё до того, как на неё напала Германия. Поэтому, да ещё и из-за ужасов полувековой оккупации, оценка латышами роли СССР во Второй мировой войне и коммунистической диктатуры, мягко говоря, амбивалентна. Теперь Москва, указывая на значительно русское меньшинство в прибалтийском государстве, требует не запрещать ношение латышским военным ветеранам воинских наград лишь из-за того, что они изображают звезду, но с оглядкой на прошлое неудивительно, что латышам не нравится российское вмешательство.
Есть проблемы с великой войной, с празднованием победы и на Украине. Правда, как это часто бывает, дела у нас нельзя оценить однозначно. Суть конфликта вокруг 9 мая в том, что Партия Регионов и вообще политические силы восточных и южных регионов, опирающиеся на русскоязычное население, полностью перенимают советское наследие – устраивают парады, возлагают венки и сверкают военными наградами. В противовес этому националистическая оппозиция видит в Советском Союзе угнетателя и врага украинской независимости, и считает всех празднующих, особенно надевших чёрно-оранжевые Георгиевские ленты, символизирующие российско-советское прошлое, агентами Кремля. Уже как следствие постоянного процесса раздвоения сознания радикальные националисты считают себя наследниками украинских националистических организаций, сотрудничавших с фашистскими оккупантами, и созданных немцами вспомогательных отрядов. Конечно, вспоминают при этом не то, какую роль сыграли украинские коллаборационисты в совершённых на территории страны преступлениях, а представляют лишь более презентабельную часть истории о борьбе националистов на Западной Украине против советской оккупации, продолжавшейся даже после окончания войны. День победы, таким образом, неизбежно становится частью внутриполитической борьбы: пророссийская партия власти, ПР, ныне на огромных билбордах сообщает, что «Мы гордимся Победой», в то время как националисты уже, наверное, готовятся к следующим атакам на празднующих ветеранов и провластных политиков где-то на западе Украины, как это они уже делали в недавнем прошлом во Львове.
И в конце концов, но не в последнюю очередь, речь идёт и о нас, закарпатских венграх. Добропорядочный венгр не может назвать советских солдат освободителями уже только потому, что это не соответствует фактам: Советский Союз в действительности оккупировал, а потом и аннексировал территорию. Определённые украинские круги могут и называть то, что случилось в 1941-45гг «воссоединением украинских/славянских земель», но для всех остальных очевидно, что Украина, также захваченная и угнетённая Советами, не имела отношение к течению событий – это дело рук сталинской диктатуры.
Кроме того, добропорядочный венгр не может радоваться «освобождению», ибо эта система отправила в лагеря тысячи венгерских мужчин, и также тысячами исчисляется число не перенёсших это испытание. Практически нет венгерских семей в этих краях, которых не коснулось бы это умышленное, бесчеловечное истребление.
Словом, не может быть 9 мая для нас праздником. Если бы были у нас в моде символизирующие мак знаки, как у британцев, мы бы первыми их нацепили, чтобы склонить головы перед жертвами войны и помочь ветеранам. Но никогда мы не сможем принять за чемпионов справедливости советских ветеранов, потому что они, пусть и не по своей воле, но всё же служили диктатору в лице Иосифа Сталина, который ничем, кроме идеологии, не отличался от Адольфа Гитлера.
И в этот момент нужно вспоминать и о «венгерской роли» в войне, точнее, о её последствиях. Нас, закарпатских венгров, уже только по привычке обзывал фашистами прежний режим, но и после смены политической системы мы не избавились от клейма. Его самым интересным образом используют те, кто по какой-то причине опасаются за единство Украины (в то время как соотечественникам неоднократно готовы простить коллаборационизм с фашистами во Второй мировой войне). Нетрудно догадаться, что в этом случае и речи не идёт о великой победе над фашизмом, лишь таким образом совершаются нападки на нашу венгерскую общину – наверное, потому, что она просто своим существованием напоминает, что Закарпатье никогда не было древней славянской землёй, как утверждают некоторые, и мы чувствуем себя на этой земле дома так же, как все другие пришедшие вслед за нами поселенцы, и мы достойны соответствующих гражданам демократической страны прав и отношения, ибо мы не согласны с ролью «сепаратистов», которой нас наделяют некоторые. К сожалению, в этом моменте спора наши противники вместо ответа ещё громче начинают маршировать – наверное, для того, чтобы скрыть отсутствие аргументов.
http://istvan-kovacs.livejournal.com/12821.html - хотелось бы добавить несколько слов от себя.
По поводу статьи
Здесь быстро напишу пару слов к предыдущей статье - http://istvan-kovacs.livejournal.com/12576.html - о том, как тяжело некоторым переносить праздник 9 мая в одном многонациональном городке.
Чтоб не впасть в крайности в суждениях, что будет результатом чрезмерных обобщений, просто необходимо сопроводить статью небольшим комментарием. Тем более – орган издаётся практически здесь, под боком, в венгерском уголке Закарпатья. Да и лично знаком с носителями взгляда, изложенного в статье.
Сами комментарии к статье примерно такого плана: автор – молодец, статья отличная, очень даже отличная... некто, представивший себя главным редактором первого венгерского телеканала, добавляет – мол, «героям» надо ещё и 56-ой, и 68-ой, и афган дочислить. Значит, почитывают издания венгерских меньшинств и «настоящие венгры», солидарность, значит, проявляют.
Ещё примечателен комментарий, касающийся закарпатского венгерского политика, народного депутата Гайдоша: он только что толкнул где-то по поводу праздника речь, и как ему не стыдно, по мнению комментирующего, ведь освободить этот исконно венгерский город было никак невозможно, его русские могли только захватить и отнять у венгров.
А первый же комментатор возмущается: ехал он через закарпатское село с этническими венграми, и глаза его резанул огромный плакат, поздравляющий с Днём Победы. А не могло ли сельское начальство запретить размещение такого плаката, ведь это похоже на плевок в лицо!
Об издании: это орган одной из двух конкурирующих венгерских закарпатских организаций. Естественно, более национально-сознательной, при этом поддерживается нынешним венгерским правительством всеми возможными способами. Считает национальные интересы венгров едиными по любые стороны границы, хотя на деле это – жёсткое следование курсу, навязываемому политическими патронами по ту сторону границы.
А упоминавшийся выше Гайдош возглавлял ту, нехорошую и предавшую нацию местную организацию, которую из-за отсутствия должного усердия в борьбе за национальные интересы и за неподконтрольность не любят в самой Венгрии. Национальные интересы, кстати, подразумевают и следование будапештским политическим трендам.
А в Венгрии в моде, допустим, ревизионизм и реваншистский взгляд на события Второй мировой. Ну, две диктатуры сражались друг с другом – а их страна попала под раздачу. А участие в войне на стороне гитлеровской коалиции… просто туда занесли политические ветры и национальные интересы. Венгерские гонведы сражались зато храбро и героически против жестоких орд красноармейцев, против одной из диктатур. Вспоминать преступления королевских войск на советской территории равносильно оскорблению нации, лучше уж порыться в архивах в поисках свидетельств преступлений Красной армии.
Естественно, один к одному мысли в статьях, выступлениях и заявлениях слизываются хорошей венгерской партией на Украине. Дело в том, что хоть убей, не помню здесь раньше повального раздражения фактом празднования 9 мая. Ладно, были «времена диктатуры», но даже шёпотом не слышал. (Впрочем, раньше и погибших на Дону солдат гитлеровской коалиции не называли героями, сражавшимися за родину). К тому же на Закарпатье часто-густо перемешаны национальности, много смешанных семей, и всегда всеми это воспринималось нормально. Это сейчас, в последние годы, повысился градус фрустрации – под воздействием потока определённой информации, а раньше многонациональность на этом клочке земли казалась явлением обыденным.
Когда на словах касаешься в разговоре с «добропорядочным» тему войны, то действительно, соответствующий собеседник действует на опережение – вот, ярлык «фашиста» клеят. Да всё было бы нормально, но ведь кто недавно начал лепить из хортистской армии героев, пришедших в СССР отстаивать национальные интересы?
Интересный ход автора, логическая нестыковка в статье: попрекает Украину в целом коллаборационизмом, при этом военное участие Венгрии на стороне гитлеровской коалиции зазорным не считает, но наличие праздника причисляет к числу «нападок на венгерскую общину». Украину коллаборационистскую и празднующую 9 мая не разделяет, но упрекает скопом – здесь, наверное, всех празднующих победу «армии диктатора» на постсоветском пространстве - в нежелании обсуждать. Обсуждать я бы сам всегда готов, мусолить скользкие темы, однако клуб «добропорядочных» сам не любит споров, предпочитая закрытый режим.
P.S. 9 мая действительно в уездном городе № в центре во все колонки врубили праздничные песни, живущие неподалёку «добропорядочные» весь день слушали что-то типа «трам-парам-па-па-па-пам трам-парам-па-па-па-пам», наверное, разнервничались. Кто-то накатал статью в добропорядочной газете.
Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|