Нет-нет, я не буду никого истязать рассказом о том, как молодой Ив Сен-Лоран в 1959 году привёз в Москву коллекцию дома 'Dior', и как утончённые, тонконогие манекенщицы фотографировались на фоне краснозвёздных советских достопримечательностей. Это и так все уже знают. За ислючением тех авторов из гламурного пула, которые не ведают, что сам Кристиан Диор на тот момент пребывал в лучших мирах, а на его месте работал именно Ив Сен-Лоран. Так что не сам Диор привёз 'Dior'-а в Москву, поэтому он никак не мог «...ужаснуться нищете, в которой жили советские женщины», а вот Сен-Лорану всё это даже понравилось - он любил Россию, любую, даже советскую. Но это присказка. Потому что речь пойдёт не об истории моды, а об истории провалов в памяти. Точнее, о памяти избирательной.
Если проследить практически любую публикацию, касающуюся видита 'Dior'-а в Москву - будь то сообщение в блоге или статья в глянцевой прессе - это событие всегда подаётся, как рабочий визит богов Олимпа на Остров Невезения. Расстановка сил такая - ухоженная Жози, дышащая духами и туманами VS замотанная коммунальным бытом, одутловатая Маша с Уралмаша. Прекрасная Жози всегда при стильной сумочке, при шёлковом белье, при каблуках и при новых чулочках. У Маши - линяло-серое платье, сшитое на руках, по выкройкам 1939 года, стоптанные бахилы и муж-алкоголик. Маше запрещены атласные простыни потому что ей запрещены любовники. В этом всё и дело. Нет секса - зачем атласные? И вообще - зачем простыни? Спи на голом полу, отгоняя клопов и злых духов заговорённым веником.
Вернёмся к Диору, точнее к 'Dior'-у, вещи которого не были доступны простой советской труженице, знающей два вида мыла - хозяйственное и банное (если труженица живёт зажиточно и буквально бесится с жиру!). В ароматно-крепдешиновой Франции, где, по мнению иных товарищей, флаконы духов буквально свешиваются с платанов, в элитных домах мод одевались единицы. Особенно в те годы, когда красные Диоро-Сен-Лорановские платья мелькнули на Красной же площади. Одеваться у Баленсиаги, Фата, Живанши, Диора могли только самые богатые и самые...проверенные женщины. Не в том смысле проверенные, что идеологически праведные. Они должны были соотвествовать концепции того или иного Дома. Это сейчас модельеры сами ищут скандала, чтобы засветить своё имя рядом с бунтующей звездой. Тогда модный Дом держал марку. Всё тот же Диор писал, что его клиентка - утончённая дама и только она имеет право на. Существует байка, которую, правда, часто выдают за реальность, но пока нет документального подтверждения факту, это - всего лишь байка...
Так вот, существует милейшая байка, что Диор «отказал во взаимности» молодой и перспективной красотке Брижит Бардо только потому, что считал её вульгарной и простоватой. Она не вписывалась в стилистику его задумок, поэтому он не будет шить ей платье! Ибо после неё кто же захочет пошить себе костюмчик-тальёр или шикарное платье из японского шифона?! Ни одна благоуханная леди больше не переступит порог этого вертепа! Так рассуждали тогда все эти капризные кутюрье, поэтому даже если насчёт Брижит Бардо - всего лишь байка, то она всё равно подтверждает сказанное. В другом Доме была иная политика - там пожалуйста. Это я о чём? О том, что простая француженка Жози, как и простая советская Маша, одинаково не имели доступа к платьям от 'Dior'-а. Только Жози могла облизываться на всё это, проходя мимо витрин или каждодневно листая журналы. Итог-то всё равно - одинаков. Ни Жози, ни Маша с Диором отнюдь не были на дружеской ноге. Точнее - он с ними.
Cиндром 'Dior-a в Москве' - это намеренное смешивание жанров, сравнение их центральных витрин - с нашими провинциальными задворками, их принцев - с нашими нищими. Манекенщицы Диора, выпущенные бы не в ГУМ, а в Bon Marché вызвали бы точно такую же реакцию со стороны простых парижанок. Платья дома 'Dior' сразили бы Жози точно так же, как они сразили Машу. Хотя бы потому что манекенщица - это не просто женщина, это профессиональная красавица, задача которой подать и обыграть, а в некоторых случаях даже - обессмертить платье (как это умела делать фотомодель Довима). Великолепная женщина в элитном наряде посреди обычных горожанок - это ли не шок? Но нет. Советские пигмейки были потрясены вещами, которые в Париже имеет каждая вторая. Через одну - в Диоре. Потому что остальные от - Живанши.
...Те, которые не успели отвариться у Баленсиаги. Совсем нищие - те к Шанель бегают, она тётка демократичная, сама из низов. А если чуть раньше, этак в 1920-х годах? Почему в СССР ехали толпы западных спецов? От большой любви к большевикам? Да им было всё равно. Они бежали от холода-голода и невостребованности. Это только для наших современных либералов-западников 1920-е годы на Западе - это эпоха джаза и фицджеральдовских красавиц, а советские-двадцатые - грязюка, Швондер и красная косынка. Дорогие либералы! Если для вас даже Эрих-Мария Ремарк недостаточно брутален - почитайте хотя бы «Тропик рака» Генри Миллера. Вот, где сточная канава. Вот, где клопы, рядом с которыми зощенковские клопы - просто неумелые второгодники, сосланные в Ленинград за профнепригодность.
Просто это очень легко - сравнивать обложку 'VOGUE' за 1928 год с фотографией саратовской коммуналки того же года. Магазин 'Cartier' - с провинциальным сельпо - ну, ни одного колье! Жену ихнего финансиста - с женой нашего тракториста. А давайте по другому! Будем столь же избирательны, как и антисоветчики - сравним «Тропик рака» с...Летающими Городами Георгия Крутикова или с Сатурнием Виктора Калмыкова? После тошноты, вызываемой бытописаниями Генри Миллера погрузимся в сладостный мир журнала «Современная архитектура» 1927-1929 годов. Слабо? Что - нескладушки? Вот именно. Подобное надо сравнивать с подобным. Клопов - с клопами. Ивана Леонидова - с Ле Корбюзье. Их работниц - с нашими. И очень часто сравнение будет не в пользу тамошних. Кстати о Диоре... В конце 1920-х годов, когда Кристиан был ещё молод, горяч и не собирался создавать дамские финтифлюшки, он тусовался с архитекторами и даже совершил поездку в СССР. Зачем ехали? Учиться новым формам, линиям, современному взгляду на архитектуру. Казалось бы - Корбюзье под боком. А нет же - ломанулись в Ленинград. А всё почему? Да потому что!
___
"Кристиан Диор" в Москве 1959 года
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 51
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 784
Рейтинг поста:
Антология русской поэзии
ПАРИЖАНКА
Вы себе представляете
парижских женщин
с шеей разжемчуженной,
разбриллиантенной
рукой...
Бросьте представлять себе!
Жизнь -
жестче -
у моей парижанки
вид другой.
Не знаю, право,
молода
или стара она,
до желтизны
отшлифованная
в лощеном хамье.
Служит
она
в уборной ресторана -
маленького ресторана -
Гранд-Шомьер.
Выпившим бургундского
может захотеться
для облегчения
пойти пройтись.
Дело мадмуазель
подавать полотенце,
она
в этом деле
просто артист.
Пока
у трюмо
разглядываешь прыщик,
она,
разулыбив
облупленный рот,
пудрой подпудрит,
духами попрыщет,
подаст пипифакс
и лужу подотрет.
Раба чревоугодий
торчит без солнца,
в клозетной шахте
по суткам
клопея,
за пятьдесят сантимов!
(По курсу червонца
с мужчины
около
четырех копеек.)
Под умывальником
ладони омывая,
дыша
диковиной
парфюмерных зелий,
над мадмуазелью
недоумевая,
хочу
сказать
мадмуазели:
- Мадмуазель,
ваш вид,
извините,
жалок.
На уборную молодость
губить не жалко вам?
Или
мне
наврали про парижанок,
или
вы, мадмуазель,
не парижанка.
Выглядите вы
туберкулезно
и вяло.
Чулки шерстяные...
Почему не шелка?
Почему
не шлют вам
пармских фиалок
благородные мусыо
от полного кошелька? -
Мадмуазель молчала,
грохот наваливал
на трактир,
на потолок,
на нас.
Это,
кружа
веселье карнавалово,
весь
в парижанках
гудел Монпарнас.
Простите, пожалуйста,
за стих раскрежещенный
и
за описанные
вонючие лужи,
но очень
трудно
в Париже
женщине,
если
женщина
не продается,
а служит.