|
Евгений Супер |
Оренбургская область, г.Орск, 29 лет. Сфера интересов: политика, общество, экономика, бизнес. Супер - это не эпатажный псевдоним, а фамилия. Автор сообщества "Мировой передел". Блог e-super.livejournal.com Контакт через Фэйсбук или Вконтакте.
|
Авторское политическое ток-шоу Ксении Собчак «Госдеп» закрывается из-за низкого рейтинга, Леонид Парфёнов просит у зрителей 100 млн. руб. на выпуск своей передачи, телеканал «Дождь» переходит на платное вещание, а надежда прозападного медиалобби, «Общественное телевидение России», ещё до рождения окончательно стало обычным федеральным каналом. Никто не хочет спонсировать побеждённых.
«Дождя отшумевшего капли…»
Если кто вдруг не знает, то телеканал «Дождь» -- это конгломерат бунтующих шоуменов, активно освещающий болотные бунты спустя год после их окончания и разоблачающий ужасы сталинизма спустя 60 лет после смерти И.В.Сталина. Создавался телеканал в 2010 году под конкретную аудиторию, на которую в последующих московских событиях возлагалась большая надежда. Однако аудитория в реальности надежд не оправдала, что вскоре сказалось на финансовом состоянии её медиа-рупоров.
Так, «остросоциальное» авторское ток-шоу Ксении Собчак «Госдеп» на «Дожде» закрыто решением гендиректора Натальи Синдеевой. Причина – низкий зрительский рейтинг. Синдеева заявила, что канал попытается перезапустить передачу в сентябре в новом формате, который ещё предстоит отыскать.
К слову сказать, это будет уже четвёртая попытка найти формат для «Госдепа». То, что приказало долго жить сейчас, даже называется «Госдеп 3». Изначально шоу вышло на канале MTV, но уже после первого выпуска было снято с эфира – каналу не понравился формат. Затем К.А.Собчак перетащила её в интернет-трансляцию на сайте «Сноб», но и там продержалась недолго, перекочевав на «Дождь» уже в третьей по счёту реинкарнации.
Странно, согласимся. Вроде бы и темы остросоциальные, и гости эфира рукопожатные, а рейтинга нет.
Плохо дело обстоит и у тележурналиста Парфёнова. После метаний по телеканалам он также прибился к «Дождю», где недавно запустил свою еженедельную остросоциальную программу «Парфёнов», но и на неё теперь не хватает денег. Хотя нужно всего 100 млн. рублей в год. Первые выпуски спонсировали отец и сын Гудковы вместе с Ильёй Пономарёвым, но теперь, видимо, этот источник иссяк, так как Парфёнов открыл компанию по сбору средств с телезрителей.
Впрочем, это проблема не только конкретных передач, но и всего телеканала. На днях стало известно, что он переходит на платное вещание. Это значит, что за разовый просмотр прямых эфиров и авторских передач зрителю теперь придётся платить от 10 до 40 рублей.
Гендиректор Синдеева признаёт, что такой шаг, скорее всего, вызовет отток зрителей, но, видимо, других вариантов финансирования у канала не осталось. Кстати, если вы являетесь его поклонником и желаете поддержать финансово, то можете пригласить на ужин саму Наталью Синдееву. Он обойдётся вам всего в 1 миллион рублей.
Необщественное телевидение России
Спасением от медийного краха для креаклов мог бы стать проект «Общественного телевидения России» (ОТР), ставший одним из последних порождений медведевского президентства. Но данный канал в ходе своего вынашивания претерпел кардинальные изменения. Раньше мы уже писали о трудностях со сбором средств, которые, по идее, должны были обеспечивать его функционирование, теперь же на этой инициативе окончательно поставлен крест.
Как стало известно недавно, финансировать ОТР будет на 100% государство. Правительство признало провальность идеи сбора десятков миллиардов рублей со зрителей (ранее озвучивались суммы от 30 до 100 млрд. рублей целевого капитала). В итоге решено выделять средства для канала в рамках госпрограммы «Информационное общество».
То есть на выходе мы получили ещё один федеральный канал. Что, возможно, и к лучшему. Если изначально он планировался как «остросоциальный», то теперь нам обещают «передачи о науке и культуре, качественное документальное и советское кино».
По этому поводу, кстати, руководитель «ОТР» Анатолий Лысенко был недавно проинтервьюирован Ксенией Собчак, которая уличала его в отказе создавать «оппозиционный канал, расследующий преступления ближайшего окружения Путина». Вот весьма показательный фрагмент из беседы:
«Лысенко: Очень интересные были разработки (для ОТР – Е.С.) о том, как показать путь закона к жизни на примере закона о рыболовстве, который принимали вместе с Фондом «Общественное мнение». Очень любопытно…
Собчак: Неужели вы считаете, что зарождающемуся гражданскому обществу в России реально интересен закон о рыболовстве? Закон о митингах – да, закон о детях – да.
Лысенко: Завтра я дам ваш телефон своим друзьям-рыболовам. Я вам не завидую. Вы знаете, сколько людей в стране увлечены этой штукой? Около двадцати миллионов человек.
(…)
Собчак: Пока нет социального протеста, вы считаете, что запросы на либеральные свободы, свободы слова не так важны?
Лысенко: Такова история нашего развития, у нас в обществе эти запросы всегда были не очень значительны. Возьмите 1913-14 годы, самые такие… У меня сейчас бзик есть, лучше бы я не занимался бы этим безобразием, а снимал фильм на эту тему. Ведь кто тогда больше всего выступал? Не рабочие и крестьяне, а либеральная интеллигенция. Кстати, говоря, первой оказавшаяся под ударом с выброшенными из окон пианино, с философскими пароходами. Она была двигателем, а не легенда о рабоче-крестьянской революции».
Горе побеждённым
То, что мы сейчас наблюдаем, – это не отдельная беда потерявшихся в жизни шоуменов или телеканала «Дождь» – это системное сворачивание информационного рупора креаклов. Как уже отмечали выше, креаклы с возложенной на них задачей на улице не справились. Не справились настолько, что у спонсоров нет смысла тратиться на их дальнейшее подбадривание.
О причинах этого могут быть различные версии. Но результат бесспорен: для вчерашних медиа-элитариев это обернулась настоящей трагедией. Где взять 100 миллионов Парфёнову на творчество, кто подаст Собчак на Куршавель?
Надежда на то, что тяжкую ношу финансового обеспечения разоблачений государства возьмут на себя рядовые представители «рассерженных горожан», не то чтобы даже призрачны – они вообще смехотворны. Уважающий себя креакл сегодня откладывает деньги на поездку в Египет. Миллион на ужин с г-ой Синдеевой в его бюджете никак не предусмотрен.
Пример ОТВ – тому подтверждение. Да что ОТВ – на глазах лопаются проекты, требующие и куда меньших сборов. Журнал «Большой город» (собственник которого, кстати, Синдеева, а инвестор -- её муж Александр Винокуров) не знает кому продаться и шантажируется собственным «уникальным творческим коллективом», сайт Colta – канул во что-то вроде комы, следом за ним туда же последовал «общественный интернет-проект OpenSpace».
В общем, не потянул креативный класс медиа-нагрузку. То ли аппетиты «уникальных журналистов» оказались чрезмерными, то ли креативный класс малочисленным и финансово несамостоятельным, то ли -- и то и другое.
Урок нам
Всё вышеописанное никак не значит, что информационное поле избавлено от влияния антигосударственного медиа-лобби -- не зря его муштровали два десятилетия, приучая писать о своём государстве с интонацией усталой брезгливости и уверяя, что это и есть профессионализм. Было бы наивно предполагать, что исчезновение наиболее затратных рупоров антигосударственной пропаганды изменит эту интонацию.
Просто теперь эту брезгливо-усталую позицию в отношении России оставшиеся без грантов и частных инвесторов медиакраты потащат с собой в СМИ, финансирующиеся государством. И если государство расслабится -- оно скоро получит сотню "эх Москвы" за казённый счёт. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Бесплатными останутся последние известия, избранные фрагменты из авторских программ и эфир во время очень значимых событий. Возможные тарифы: 10-40 руб. за 1 передачу или тысяча за годовой безлимит.
Сегодня 10% своей выручки "Дождь" получает от операторов платного ТВ. 90% даёт реклама, из которых 15-20% приносит сайт. Главные программы канала смотрят через сеть в 10 раз меньше зрителей (350-400 тыс просмотров по точным счётчикам), чем на экранах обычного ТВ (~3 млн зрителей по куда менее точным оценкам, принятым в ТВ индустрии).
Из цифр выше следует, что интернет-пользователь оказывается для "Дождя" в 1.8-2.5 раза более доходным, чем зритель с обыкновенным телевизором. Совладелица и гендиректор "Дождя" Наталья Синдеева вызывающе спокойно относится к риску потери своего самого выгодного зрителя (или к конвертации его в менее доходный формат зрителя традиционного эфирного ТВ):
Пока не могу предсказать, какая часть нашей интернет-аудитории согласится платить.
Свои ожидания Синдеева описывает следующим образом: "в идеале мы хотим получать на дистрибуции, в том числе онлайн, половину выручки".
Вряд ли ради установления паритета "50 на 50" Синдеева желает уменьшения в девять раз тех 90 процентов из общего дохода, что поступают от рекламы. Скорее речь идёт об обратных ожиданиях. 10% операторского дохода + 18% вклада в общую выручку от рекламы на сайте — нужно сравнять с 72 процентами выручки, генерируемой от просмотра зрителями традиционного ТВ.
Для этого, при неизменных платежах от операторов, необходимо конвертировать зрителей с бесплатного сайта в покупателей контента. И доход от них должен превысить сегодняшние сборы от онлайн-рекламы в 3,4 раза. Общая выручка "Дождя" от всех генерирующих прибыль сегментов в этом случае вырастет лишь в 1,44 раза.
Участники рынка с уже имеющимся опытом монетизации теле- и онлайн-контента настроены скептически.
Вот, например, что думает об идее "Дождя" гендиректор Sports.ru Дмитрий Навоша:
Мне перспективы платного концента в целом представляются пока сомнительными, за исключением единичных сфер – например, контента о бизнесе и финансах, который является средством зарабатывания денег и зачастую оплачивается с корпоративных счетов. Возможно, такой сферой станут и спортивные трансляции, но не менее половины интеерсующейся спортом аудитории, к сожалению, не станут платить и за них. В общем, профессиональный взгляд на эту инициативу у меня скептический.
Личный взгляд немного другой: я плачу за "Ведомости" и, наверное, стану платить за "Дождь", из "краудфандинговых" соображений. Независимых медиа в России критически мало, а стране они нужны. Другое дело, что больше всего стране нужны широкодоступные, а потому бесплатные (монетизируемые по рекламной модели) независмые медиа – иначе не контролируемая "сверху" информация так и останется уделом мизерной доли населения.
"Дождь" не первый раз прибегает к непривычным методам монетизации. Так, летом 2012-го канал пытался получать живые наличные не с пользователей, а от интернет-провайдеров. Некому региональному оператору было предложено платить $1k в месяц. Сейчас работает краудфандинговая модель - любой материал "Дождя" можно оценить рублем с помощью кнопки Like'n'Pay.
Русских телеканалов, за деньги вещающих в интернете для "премиальной аудитории", нет. Опыт спортивных веб-трансляций "НТВ плюс" и ВГТРК непереносим на "Дождь" — канал совсем не интересуется спортом. Единственный русский пример использования paywall в СМИ высокого класса — газета "Ведомости". Известно, что в марте прошлого 2012-го года доходы от подписки на веб-версию "Ведомостей" были в 6 раз меньше доходов от рекламы на сайте.
Если предположить, что менеджмент газеты одинаково внимательно развивает оба направления — выходит, что от подписки в 6 раз труднее ожидать материальную отдачу. Вернёмся под "Дождь" с этим параметром сложности в руках. Повышение отдачи от сайта в 3,4 раза, за счёт перевода посетителей на подписку потребует в 20,4! (3,4*6) раз больших усилий, чем онлайну требуется сегодня. Сопоставляя труды с теоретической общей выгодой по всем сегментам (возрастающей лишь в 1,44 раза) — уместно вздрогнуть: "Снег!"
Хуже того, "Ведомости" торгуют данными для бизнеса. К сожалению "Дождя", в его архивах накапливается история протестующей Москвы и ролики про мгновенно устаревающий life-style. Архивы такого рода тоже очень интересны - правда на большом отдалении, в десятки лет. И то, не всем модникам и не за те деньги. Если в воскресенье 21-го апреля ложное сообщение "Дождя" о бегстве Павла Дурова в Америку вызывало настоящий интернет фурор — сегодня, спустя лишь 2 дня, историю побега продать уже, кажется, невозможно.
В тот же день, 21 апреля одному из совладельцев телеканала "Дождь" Александру Винокурову (инвестор "Дождя", медицинских клиник "Чайка", изданий Slon.ru, "Большой город", финансовой группе КИТ-Финанс и Координационном совете оппозиции) стало известно, что конкурирующий московский "ТВ-Центр" ушёл из такого канала дистрибуции по РФ как "второй мультиплекс". Под этим именем известна новая государственная сеть распространения ТВ сигнала по России. "ТВ-Центр" переводят в первый мультиплекс, таким образом, во втором появилось свободное окно. Винокуров называет сложившуюся ситуацию: "strategic challenge", задаётся вопросом — претендовать ли на место? И ошарашивает своих читателей рассуждениями о платном веб-ТВ.
Оценки онлайн-перспектив самим Александром Ивановичем нельзя назвать немыслимыми. Никаких "в 20 раз больше усилий" у предпринимателя не прописано. Так, скептически настроенному главному редактору Hopes & Fears Николаю Кононову Винокуров поясняет: "Часть тех зрителей, которые сейчас смотрят лайв через интернет, мы надеемся, согласятся платить за просмотр". Введение коэффициента конверсии логично, но делает совсем невероятными планы Натальи Синдеевой усилить отдачу от дистрибуции.
Остановлюсь на двойственности значения онлайн-распространения. Поток самого лучшего качества "Дождя" в сети занимает всего лишь 1Мбит. Эта скорость подключения сегодня доступна, пожалуй, во всех городах страны и предоставляется по демократичным тарифам. Можно быть уверенным, что 1 мегабит давно есть в квартирах гипотетической премиальной аудитории "Дождя", состоящей из успешных горожан. Как есть у них и компьютер или планшет.
Несмотря на вышеуказанные аудиторные особенности — известно, что "Дождь" ранее всё-таки пытался попасть во "второй мультиплекс" упомянутый выше. Однако конкурс канал проиграл.
К счастью для "Дождя", в 2013-ом ему не приходится утверждать, что без мультиплекса его не увидит российский зритель. По сравнению с "народными каналами", аудитория которых живёт без ноутбука — "Дождь", просто из за ставки на специфический контент, уже сейчас доступен всем желающим его смотреть. Каналы второго мультиплекса сначала проведут в города, населённые как минимум 100 тысячами жителей — а среди таких крупных населённых пунктов трудно найти места, не подключённые к интернету.
Значит, именно прекращение открытого вещания "Дождя" в интернете может добавить каналу баллов на конкурсе традиционных телевещателей. Ведь чиновникам вполне может казаться странным распространение продукта, и так давно доступного всем заинтересованным зрителям.
Освободившееся "окно" второго мультиплекса разыграют на конкурсе. В прошлый раз претендентами-неудачниками оказались телеканалы: 2х2, MTV, "Дождь","Перец", ТВ3, О2ТВ, 21+, Russia Today, КП-ТВ. Почти все вещают на народную аудиторию, действительно скорее телевизионную, часто неподключённую. И лишь "Дождь" уже доступен всем своим зрителям. Через интернет. Получается, что популярная веб-версия мешает обосновать необходимость включения канала в пакет традиционной дистрибуции сигнала. Веб-трансляция пугает и некоторых правообладателей. Не все лицензируют свои материалы для вещания в интернете.
Для "Дождя" "подморозить" онлайн выгодно не стратегически, а тактически. Но прямая материальная выгода непосредственно от платного доступа — самая неопределённая.
Российская телевизионная и радиовещательная сеть планирует начать вещание второго мультиплекса в 2013 году. По словам совладелицы и гендиректора "Дождя" Натальи Синдеевой, онлайн-версия "Дождя" станет платной в ближайшие месяцы того же самого 2013-го.
Иван Ильин, ivan.illyn@gmail.com