ЦРУ в Голливуде
Как российский кинопрокат воспитывает патриотов Америки
Фильм «Цель номер один» запустили на широкий экран в феврале. Прокатчики не могли пройти мимо картины, получившей «Оскар» по итогам 2012 года. Джеймс Бонд, который «семерых одним ударом», всю свою кинематографическую карьеру успешно сражается лишь с мифическими злодеями. Герои ленты «Цель номер один» ищут и находят самого руководителя «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена и ликвидируют его.
«Цель» восторженно приняли зрители - но не все. Исполняющий обязанности директора ЦРУ Майкл Морелл заявил: в фильме есть неточности и ошибки, в частности, показаны пытки, которые применяли сотрудники разведки, чтобы добиться информации о местоположении «террориста номер один». Режиссер фильма Кэтрин Бигелоу робко и маловразумительно высказалась в том смысле, что «изображение не является одобрением», а сцене с пытками был «задан правильный тон и эмоциональный баланс», однако в Лэнгли ее оправданий не приняли.
Сотрудники Лэнгли не наделены функциями цензоров, так что речи о покушении на свободу творчества сценаристов и режиссеров не идет. Ключевое понятие – «сотрудничество». Снимая фильмы о доблестных американских разведчиках, его продюсеры вынуждены именно к ним и обращаться за консультациями. Ты – мне, я – тебе. Никто этого правила не отменял и по сей день, поэтому консультанты ЦРУ деликатно – или грубо – корректируют сценарий. «Полируя», как выразилась «Лос-Анджелес таймс», экранный образ разведчика.
«ЦРУ тонко влияет на содержание художественных фильмов уже на протяжении последних 15 лет», - пишет Триция Дженкинс в своей книге «ЦРУ в Голливуде».
В 2003 году с Лэнгли тесно сотрудничали режиссеры фильма «Рекрут», главный герой которого поступает на службу в «компанию» (так в Штатах принято называть ЦРУ) и проходит через самые изощренные проверки. Профессиональным консультантам не понравилась сцена избиения новобранца, поэтому, когда позже фильм тиражировали на видеодисках, к нему добавили предисловие сотрудника ЦРУ, который растолковал зрителям: насчет избиения – художественный вымысел. Зато Аль Пачино, играющему наставника рекрута, предложили – и он это сделал – озвучить «индульгенцию», которую себе давно выписали в Лэнгли, ее смысл: конечно, о провалах ЦРУ известно всем, но вот успехи агентства держатся в строжайшей тайне… О чем следует сообщать с многозначительной грустью в голосе.
Так что максимально достоверную картинку, приближенную к героическим будням сотрудников ЦРУ, в процессе съемки обеспечат консультанты, отряженные из Лэнгли для профилактической работы со сценаристами. На съемочную площадку «Рекрута» направили Пола Келбаха, сотрудника очень высокого ранга.
А потом вышел скандал. По уверениям одного журналиста, разведчик заверил его: задача ЦРУ – «не дать Голливуду подобраться очень близко к правде».
Ну а тот возьми, да и опубликуй данное творческое кредо…
Гэри ДеВор в 1997 году работал над сценарием фильма, посвященного американскому вторжению в Панаму и свержению режима генерала Мануэля Норьеги восемью годами раньше. Как расскажет позже вдова сценариста, покойный супруг был очень встревожен фактами, которые стали ему известны во время работы над сценарием: Панама была «стиральной машиной» для грязных денег, часть из которых принадлежала правительству США. О чем Гэри ДеВор рассказал ветерану ЦРУ Чейзу Брэндону, работавшему «связным» с Голливудом, заодно - родственнику популярного актера Томми Ли Джонса.
Вскоре после этого сценарист отправился в Санта-Фе в штат Нью-Мехико, и, закончив дела, выехал на машине в Калифорнию. Больше в живых его никто не видел, лишь через год несчастного нашли возле города Палмдейл, в кабине его машины «Форд эксплорер», в воде, на глубине около четырех метров. Следователь сообщил: причины и обстоятельства гибели Гэри ДеВора установить не удалось, зато полиция объяснила публике, что сценарист банально заснул за рулем, машина слетела с дороги и упала в реку. Единственным недостатком этой версии оказалось отсутствие портативного компьютера, в памяти которого хранился незавершенный сценарий фильма. Все дальнейшие сообщения о гибели были противоречивым и запутанными. Якобы сотрудник ЦРУ заявился в дом вдовы Гэри ДеВора и затребовал стационарный компьютер покойного. Во всяком случае, частный сыщик установил, что даже черновики сценария были из него стерты…
В «компании» работают люди, знающие толк в культуре вообще и в кинематографии в частности. Справочники называют Луиджи Лураши продюсером, но этих вершин он достиг к концу своей карьеры.
В начале же пятидесятых годов он был цензором киностудии «Парамаунт» – заверения о праве на свободу слова, творчества и прочие демократические свободы подобной должности в США не исключали.
Цензор также работал на ЦРУ, внося свои конструктивные замечания в проходившие через него сценарии и убеждая режиссеров их принять. Методы убеждения остались за кадром, зато доподлинно известно: в ленты, предназначенные для показа за рубежом, Луиджи Лураши уговорил вставить хорошо одетых чернокожих. Чтобы советская пропаганда поменьше сообщала о сложных межрасовых отношениях в США. Наверно, Лураши можно считать автором гуляющего и поныне голливудского клише: один полицейский – белый, другой – обязательно «афроамериканец», по ходу фильма напарники могут выяснять отношения, но ближе к хэппи-энду поочередно выручат друг друга и спасут Америку – а то и весь мир - от чудовищного преступника или неадекватного инопланетянина. При этом американские недоброжелатели ехидно замечали, что советская картинка отношения к неграм в США все же куда ближе к правде.
Итак, разведка должна хранить свои секреты – и демонстрировать на широком экране свои успехи. Как уже говорилось, директор ЦРУ Майкл Моррел оказался в числе зрителей «Цели», которые выразили свой гневный протест против показанных в фильме пыток: такого не было, потому что не могло быть никогда. Предыдущий глава «компании», и недавний министр обороны США Леон Панетта признал, что пытали – хотя, добавил он, вовсе не пытки были главным средством получения информации. Все сведения можно было добыть и без них, заверил тогда еще шеф Пентагона. По его логике, выходит, что над заключенными издевались в порядке развлечений, но это уже из категории домыслов о садистских наклонностях добропорядочных и гуманных сотрудников ЦРУ.
Регулярно демонстрируемая борьба «лучшего с хорошим», должная показывать свободу выражения мнений, производит на публику неизгладимое впечатление. При том что исход ее известен: получателя «Оскара» за 2012 год выбирало, как отмечали с сарказмом многие американские журналисты, жюри в составе государственного департамента США и Центрального разведывательного управления, вручать статуэтку доверил супруге президента, Мишель Обаме. Все было очень торжественно и, главное, справедливо...
Российские кинопрокатчики отслеживают все, что происходит в Голливуде: надо оценить готовый к выходу новый американский фильм и подсчитать, какими могут быть кассовые сборы в нашей стране. Что показывать, похоже, не суть важно.
Нашему «пиплу», который сегодня полагает, что в Лэнгли находится благотворительная организация вселенского масштаба, скормят все.
Это в советские времена практически каждый год читателям предлагали минимум одну книгу о деятельности Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов. Их авторы всегда находили множество новых фактов работы американской разведки практически во всех странах мира.
Но уже во времена «перестройки и гласности» о работе ЦРУ против тех, кого Вашингтон считал своим противником, говорить стало немодно. Сегодня в «тренде» - какое чудесное слово… - демонстрация великолепно сделанных фильмов на тему подвигов американской разведки. В Лэнгли давно поняли, что важнейшим из искусств является кино. «Психологические операции», проводившиеся Центральным разведывательным управлением, заключает Хью Уилфорд, «приносили наибольший эффект в том случае, если они преуспевали в завоевании поддержки местных элит, которые начинали разделять позитивные оценки американской мощи в мире». Х. Уилфорд - британский историк – автор книги, анализирующей «культурное» проникновение ЦРУ в самые различные страны мира, но, прежде всего, в Советский Союз.
Голливуд – полагаю, под мудрым руководством своих консультантов из ЦРУ - воспринял последние тенденции в политике, перестав снимать «китайских злодеев». Показывать их тоже как-то не с руки, учитывая все тонкости отношений Вашингтона и Пекина.
Всевозможные «русские злоумышленники», которые постоянно пытаются похитить ядерные секреты, а то и несколько бомб оптом у доверчивых американцев, выходят из моды у сценаристов Голливуда. По той простой причине, что ими перекормили. Уже известно: в свежем римейке «Красного рассвета», оригинальная версия которого снята в 1984 году, в Соединенных Штатах высаживаются уже не советские десантники, а северокорейские.
Пекин не купит и не станет показывать голливудские поделки на тему злобных китайских шпионов или кровожадных солдат НОАК.
Всеядны только наши продюсеры, которые сразу схватят и покажут нам импортную ленту про «зверства чекистов» или «садистов спецназа» родом из России. Соберут полные залы – а на следующий день вчерашним зрителям наши государевы мужи всех рангов будут пытаться объяснить великую важность патриотического воспитания. Заодно – разъяснять нюансы агрессивной внешней политики Вашингтона.
…А в последние дни в бешеный восторг нашу аудиторию приводит новый шедевр Голливуда, «Падение Олимпа». Для тех, кто еще не видел: Белый дом захвачен отрядом северокорейских боевиков, последняя надежда США и запертого в бункере президента - в руках его бывшего охранника.
В России успешно воспитывают патриотов. Патриотов Америки. Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|