|
Виктор Мараховский |
Шеф-редактор веб-проекта "Однако". Журналист. Родился в Риге в 1978 году.
Адрес для писем: baltia@yandex.ru
|
Уважаемые читатели! Американские киноакадемики – люди немолодые и всё помнят. Они помнят, разумеется, как 60 их дипломатов захватили в Тегеране в 1979-м. Они помнят, как их военные полетели освобождать заложников, но из-за ряда идиотских ошибок поубивали кучу своих и одного случайного иранца, бросили всю технику с секретными документами и сбежали под обидный хохот аятолл. Академики помнят, как из-за этого позорища слетел с поста президент и как Штаты еле выпросили своих земляков назад через полтора года.
Они всё помнят. Но если вам интересно, почему они при этом назвали лучшим фильмом года картину «Арго», об этой печальной исторической правде молчащую и рассказывающую зато об успешной эвакуации 6 мелких дипработников, – давайте об этом поговорим.
Вероятнее всего – «Оскар» режиссёру Аффлеку потому и достался, что киноакадемики отлично помнят, как всё было по правде. И старшие товарищи восхищены тем, как мастерски, не унижаясь даже до вранья, «Арго» просто берёт и подменяет в массовом сознании зрителей целые блоки. То есть историю дичайшего позора США – на историю спасения нескольких наших ребят из лап поголовно свихнувшихся персов.
При этом режиссёр Аффлек, кстати, при съёмках явно резвился и расставлял по всему фильму напоминания, что перед нами именно продукция фабрики грёз: люди в костюмах роботов, комиксы с героями, принцессы в бронелифчиках, пластмассовые куклы из «Звёздных войн» в последней сцене. Но какой процент американских зрителей способен это напоминание о том, что они смотрят грёзу, заметить – голливудскими социологами давным-давно подсчитано. Он ничтожен. Так что все эти напоминалки конечной цели не вредят – просто со значением подмигивают тем, кто особо умный.
И ещё кстати. На выбор у киноакадемиков в этом году были ещё два пересочинённых куска американской истории: отмена рабства в «Линкольне» Спилберга и ликвидация бин Ладена в «Цели номер один» Бигелоу. Там, кстати, в обоих случаях работа была грубее, именно в стиле «переврать что было, присочинить чего не было». К тому же за грубый перешив истории Спилберг уже получил «Оскара» в 1994-м, за «Список Шиндлера». А Кэтрин Бигелоу - в 2010-м, за «Повелителя бури».
…Собственно, о чём нам это всё говорит? Во-первых – о том, что сейчас у Соединённых Штатов Америки явно актуален запрос на переделывание мировосприятия и восприятия себя в мире. По сути «Арго» -- объясняющий с первых кадров, что именно Америка, сбросив в Иране нормального человеческого социалиста Моссадыка и поддерживая своего сукина сына шахиншаха, пытавшего людей, устроила себе будущие проблемы – такой «Арго» выглядит идеальным аккомпанементом отступлению американцев из Афганистана. Америка, награждающая «Арго» -- уже явно не та страна, которая велит всем строиться и точно знает, как им надо жить. Это просто страна, для которой осталась одна несомненная сверхценность – сами американцы – и которая будет их вытягивать и спасать, как только сможет.
А во-вторых это говорит нам о том, что «мягкая сила», она же пульт от глобуса – а также от учебника истории, географии и политологии – у творческой элиты США по-прежнему во вполне рабочем состоянии. И реальность в её руках – штука по-прежнему вполне податливая, как в армянских мультиках или «пластилиновой вороне».
…На самом деле «Оскар» за «Арго» -- явление того же примерно порядка, что заявленная Западом отмена глобального потепления. Это те моменты, когда мы можем подловить конкретные силы за интересным делом: пересочинением окружающего нас мира. Причём пересочинением не для себя, а для широких масс – внутренних или внешних.
И вывод, который мы можем сделать из наблюдений за этой мастерской работой, один: всем, кто в России ответственен за мировоззрение, надо на всё это смотреть и старательно записывать ходы.
Не для того, чтобы снимать собственные триллеры о героической, например, победе Черномырдина над террористами в Будённовске – у нас и без вранья примеров героизма хватает. Но понимать механизм этого перелепливания мира в режиме онлайн -- совершенно необходимо. Иначе мы даже не заметим, как радостно впряжёмся в очередную тактическую схему совершенно посторонней элиты.
…И кстати. Тот факт, что сейчас Америка уходит с поста мирового жандарма – вовсе не значит, что она уходит с него навсегда. Когда у элиты есть такой пульт от массового сознания -- картину мира можно переделывать до бесконечности. Так что лет через десять мессианский имидж опять может резко понадобиться. И дадут «Оскара», например, фильму по загодя написанному бестселлеру о страдании якутов-нави под гнётом русских, уничтожающих их природу ради алмазов. И, конечно, о дипломатах США, которые всех спасут, не дав русским бомбардировщикам превратить Якутск в выжженную пустыню Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|