|
Владимир Бабьяк |
Год рождения: 1988. Место проживания: г. Конаково, Тверская область, Россия. Образование: высшее (магистр лингвистики). Род занятий: переводчик, преподаватель иностранного языка.
|
Как уже писали мои уважаемые коллеги на «Однако», у западной творческой мысли есть один пунктик: она влюблена в упадок. Влюблена настолько, что антиутопии, киберпанк, пост-апокалипсис и нашествия всепожирающих зомби являются самыми ходовыми основами для создания вселенных. И, как отмечалось теми же коллегами, среди всего этого декаданса надежд и ожиданий несокрушимой глыбой высится сериал 1966 года выпуска «Звездный путь». Сборник историй о том, как команда космического корабля «Энтерпрайз» под командованием обаятельного ироничного капитала Кирка и флегматичного мужественного инопланетянина Спока бороздит просторы Вселенной, породил дюжину ответвлений и продолжений, книг, комиксов, игр и, в конце концов, добрался до своеобразного «перезапуска». Осуществил перезапуск современный гуру сериалов Дж. Дж. Абрамс, создавший нашумевший «Lost», он же «Остаться в живых». И вот о чем мне хотелось бы поговорить, уважаемые читатели: сравнение классического «Пути» с новым позволяет нам разглядеть декаданс не только идей, но и самого мировосприятия.
Товарищ Спок
Мало кто знает о том, что вселенная «Звездного пути» создавалась и развивалась человеком, являвшимся активным критиком и противником западного капиталистического общества. Джин Родденберри, придумавший этот мир и его устройство, славился своими «антикапиталистическими» взглядами. Но на страницах «Википедии» о сем факте скромно умалчивают, оставив стандартную графу «Политические взгляды» в статье о Родденберри пустой. Здесь мы слышим первый звоночек: единственную громкую утопию в американской массовой культуре придумал идеологический оппонент самого американского стиля жизни.
Второй звоночек звучит тогда, когда мы внимательно вглядываемся в то, что же именно Родденберри придумал. А придумал он коммунистическое общество. И это не шутка и не розыгрыш: вот уже 47 лет могучим культом среди американцев считается сериал про коммунистов. Доказательства тому – факты из сериалов вселенной «Пути». Вот, к примеру, тщательный анализ, проведенный далеко не тем, кто стремился бы выдать желаемое за действительное – не коммунистом, а противником коммунизма.
Некоторые пассажи из приведенной статьи без улыбки читать невозможно. То, что для автора является черным, для многих из нас является белым. Несчастный автор срывает покровы с кровавой сущности таких явлений, как отсутствие стремления к материальному обогащению, государственный контроль над системами транспорта и связи, национализация промышленности и стопроцентная занятость населения на работе – и приходит в ужас от подобных зверств!
В начале статьи он утверждает, что, видимо, временной промежуток самого первого сериала пришелся на благословенные рыночные времена. Это простейший механизм психологической защиты. Не может быть, чтобы благородные и мужественные герои, породившие культ среди миллионов людей, не были американцами в традиционном представлении! Ведь выросшие вне общества потребления, в «спартанских» условиях, без материальной нужды красивые женщины и сильные мужчины никак не походят на звероподобных русских, исповедующих страшную идею о каком-то там равенстве, обеспеченности безопасностью, работой и занятиями и вообще свободе быть, а не иметь. Работает тут и механизм упрощения, сводящий положительное развитие общества к классическим экономическим признакам, не учитывающий развитие и переработку идей, которой так не хватило СССР.
Но не будем углубляться в тему русского народа, создавшего надежду на светлое будущее даже для американцев – поговорим лучше об американских коммунистах двадцать второго века. По всем заветам творившего в те же годы Ивана Ефремова, эти люди красивы, сильны, умны и благородны. Они не гонятся за деньгой, почти не думают о себе, не являются адептами культа индивидуализма. Перед космонавтами двадцать второго века стоит самая глобальная из задач: «Храбро отправиться туда, где не ступала нога человека». Сталкиваясь с фантастическими мирами и существами, во многом символизирующими реалии нашего мира, команда корабля порой демонстрирует слабости, но преодолевает все с помощью дружбы, находчивости, смелости и технологий, созданных единым свободным обществом.
Сначала основным врагом героев становится воинственная Клингонская империя – милитаристское государство, обожающее нападать на всех вокруг. Напомним, сериал снимался в годы войны во Вьетнаме, а Джин Родденбери вовсе не был ура-патриотом. Затем, много лет спустя, Родденберри придумал расу Ференги, состоящую из толстых карликов, «жестоко насаждающих в своей среде капитализм» и исповедующих «правила приумножения» как религию, диктующую поступки и решения. При этом сценаристами производилась и работа вглубь. Персонажи «Пути» выпуклы и обаятельны как герои ранних Стругацких. Неудивительно, что они пришлись так по сердцу множеству зрителей, пошедших наперекор золотому тельцу телевизионных компаний и спасших от закрытия неудачно стартовавший по рейтингам сериал. Фактически, «Звездный Путь» – самое близкое к советской фантастике из того, что мы найдем в Америке.
Клингонский зверь тебе товарищ
Основными характеристиками капитана Кирка, созданного в 1966 году, являются ироничность, остроумие, смелость, самоотверженность и успех у женщин. Это был бы вполне типичный герой-авантюрист, пират или ковбой, если бы не был кадровым офицером. Кирк способен прихвастнуть, слукавить, он сжульничал на выпускном тесте, который не должен был иметь решения. Но все его мелкие грешки не служили обогащению, самоутверждению, эксплуатации окружающих или болезненному самовыражению. Кирк был романтиком космоса, капитаном звездного флота, отцом-командиром и верным другом. Он был самым настоящим героем.
И вот мы получили другого, альтернативного Кирка в фильме 2009 года. Не будем углубляться в сценарные изыски, сделавшие героя сиротой и приведшие в стан неформалов. Но что же мы видим вместо благородного весельчака? Мы видим самоуверенного бабника, бесстыжего наглеца и мошенника, нарушающего приказы, интригующего и враждующего с окружающими. От того Кирка, что был в классике, осталось исключительно имя. И чем же занят новый Кирк? Поисками неизведанного? О нет, он занят спасением мира от очередной большой катастрофы и страшных врагов, неизменно прорывающихся из подсознания современных творцов. Никакого духа приключения, никаких исследований, никакой истории о товарищах и друзьях.
Дружба и взаимоотношения, игравшие столь важную роль в прошлом, здесь поданы под фирменным соусом Абрамса, задавшего стандарт отношениям героев и в современном сериале. Персонажи фильма 2009 года относятся друг к другу без уважения, они одержимы личной приязнью или неприязнью, внутренними тараканами, комплексами и стремлениями. Жизненно? Возможно. Но таковые отношения противоречат самой идее вселенной «Звездного пути». Люди Абрамса закрепощены, скованы цепями западного общества, позволяющего новому Кирку соблазнять девушек не хуже старого, но наделяющего его злобой и горечью одинокого никому не нужного безотцовщины. Их переживания походят на жеманный душевный стриптиз перед камерами. Каков контраст с честными и открытыми героями сериала 1966 года, живущими в обществе, где стремительно происходит или уже произошло «раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших его творческих способностей». В данном контрасте, из-за которого фильм ругают преданные фанаты «Пути», и заключается главное и окончательное доказательство победы Красного Проекта в утопии Джина Родденберри. Героев любят за то, что они лучше, выше, честнее, им не нужны айфоны и дорогие машины, роскошные квартиры и приклеенные улыбки для того, чтобы дружить, любить, уважать. Героев любят за то, что они служат обществу, где все равны, все свободны и уважают друг друга, где нет детской проституции и Дома-2. Где один твой друг говорит на суахили, другой на арабском, третий на английском, сам ты на сербском и вместе вы не потому, что ваши дома разбомбили крылатые ракеты и загнали вас в лагерь для беженцев.
А ведь вместе со старыми героями из нового фильма пропало и их общество. Федерации, которая вырисовывалась в классических сериалах, в 2009 году просто нет. Она эфемерна и мимолетна, она не существует, потому что не выдержала проверки осовремениванием. Абрамс и его команда – не Родденберри, они не верят в победу равенства, счастья и справедливости, как бы ее ни называли – Царство Божие на земле, коммунизм, утопия. И потому вместо героев и кумиров рождаются несимпатичные склочные типы.
Такая беда постигла не только вселенную «Звездного пути». Первыми кризис сопереживания в западном кино почувствовали фанаты фильмов ужасов – со временем положительных героев стало просто не жалко. Они были самовлюбленными дураками, подлецами и кретинами, созданные рукой современных сценаристов. Сравните милую нянечку из «Хэллоуина» 1987 года и матерящуюся хабалку из ремейка 2007 года. Их не жалко – даже весело наблюдать, как их убивают. Потом погибли герои классических боевиков – они стали блеклыми, неинтересными, их убеждения ничего не стоят. Ошалевший Голливуд принялся затыкать образовавшуюся пустоту супергероями, но и те начинают высыхать как выжимаемая досуха тряпка.
Невозможно забить спецэффектами один простой факт: кино, как говорил Дмитрий Пучков, – оно про людей. А люди в кино такие, какие и в обществе, в котором кино снимают. И, если судить по качеству персонажей в кино и сериалах, нынешнее состояние западного общества удручает. Нет большего доказательства деградации людей там (а теперь и здесь), чем деградация симпатии к киногероям. Нынешнему капитану Кирку нечего предложить человечеству – ни храбрости, ни благородства, ни светлого будущего.
А значит, необходим новый звездный путь. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Потому что сами актёры такие. Вот злодеев, маньяков, придурков - это пожалуйста. Поэтому, например, никто не может нормально Сталина сыграть - всегда смотришь, и какая-то фальшивка чувствуется, даже в старых советских фильмах. Потому что надо как Сталин быть, чтоб его сыграть. Голливуд, кто бы как его не ругал, он как увеличительное стекло общества.