Из-за обострения российско-американских отношений на фоне “закона Магнитского” и ответных действий Госдумы публика не заметила появления ключевого для русского интернета документа. Россия и США договорились в 2013 году ужесточить борьбу с пиратством.
Формально это двухсторонний документ. Фактически же речь идет о том, чтобы модернизировать простоватую российскую систему борьбы с пиратством – довести ее до уровня прогрессивной американской. Уже составлен план действий, которые должны предпринять обе стороны. Коротко содержание документа можно выразить фразой: “У Соединенных Штатов богатый опыт в применении напалма”.
Предполагается, что в России в рамках этого соглашения примут закон об ответственности провайдеров, в соответствии с которым именно провайдеры будут отвечать за нарушения прав на интеллектуальную собственность в своих сетях.
Россия обещает посоветоваться со Штатами по поводу ужесточения административных наказаний. Россия и Штаты намерены поощрять различные правоохранительные меры – вроде внезапных рейдов на фабрики, магазины и склады с целью обнаружить и изъять товары, нарушающие права на интеллектуальную собственность. Карами грозят варезным сайтам.
Особого внимания заслуживает пункт о том, что Штаты берут на себя обязательство обсудить с российскими правообладателями возможность применения системы “копирайтного оповещения” (Copyright Alerts). Правообладатели с помощью провайдеров следят за файлообменными сетями и как только обнаруживают, что пользователь качает пиратский контент, – выносят ему предупреждение. Несколько предупреждений – и ему либо урезают канал, либо отключают от Сети. Технология уже опробована за рубежом, что не делает ее умнее.
В обмен на все это США обещают исключить Россию из приоритетного надзорного списка так называемого Специального отчета 301. В этот список входят страны, в которых нормы о защите интеллектуальной собственности нарушаются с особым цинизмом. Россия в хорошей компании – там же находятся Китай, Индия и Израиль.
Это тот редкий случай, когда молиться на американский опыт не только не надо, но и попросту опасно. Это совершенно несвоевременная инициатива, которая была бы хороша лет через пять, а сейчас способна вызвать лишь раздражение.
Дело в том, что в России не создано самое главное антипиратское средство – инфраструктура, позволяющая не раздумывая покупать легальный контент. Вот уже много лет я покупаю программы исключительно легальным образом. Но, например, посмотреть очередную серию любимого сериала таким образом я не могу. Хуже того – мировая правообладательская культура доходит до нас с большим опозданием.
Потому что в российском iTunes убогий выбор музыки, фильмов и нет сериалов. Потому что в гугловском Play Market все еще хуже, а музыки нет вовсе. Потому что гораздо проще, удобнее, лучше смотреть сериалы и слушать музыку “ВКонтакте”.
Часто споры о пиратстве превращаются в поиски виноватого, обсуждение того, кто у кого и что украл. Это просто смешно. У потребителя, который может потратить тысячу рублей в месяц на сигареты и 500 – на один поход в “Макдоналдс”, найдется и сумма на покупку контента на любых условиях, которые придумают для правообладателей специалисты по технологиям денежного доения.
Характерный пример. Воровство операционных систем Microsoft в целом в России побеждено. Для этого достаточно было дождаться момента, когда большинству пользователей надоело собирать компьютеры на коленке. Теперь вместе с компьютером или ноутбуком нам продают огромное количество лицензионного программного обеспечения – и мы воспринимаем это как должное.
То же самое касается облачных сервисов для мобильных устройств. Microsoft раздает покупателям телефонов хранилище данных Skydrive, Google берет деньги за дополнительное место для почты, Apple подсаживает своих пользователей на ту же иглу под названием iCloud.
Тут даже не о чем говорить: общий вектор потребления условно платного контента и сервисов давно определен, и в этом направлении будет двигаться все большее число участников рынка. Что бы по этому поводу ни думали правоохранительные органы обеих держав.
Рейды, закрытие сайтов и уничтожение контрафакта бессмысленны. Карательные операции до возникновения инфраструктуры по доставке легального контента населению только обидят платежеспособных граждан. А когда эта инфраструктура появится, рейды станут бесполезны, поскольку страдать от них будут довольствующиеся скупкой краденого нищеброды, которые все равно никогда и никому ничего не заплатят в силу своей нищебродности.
Александр Амзин
Источник: lenta.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментариев 1900
Рейтинг поста: