Андрей Кондрашов рассказал «Известиям», что осталось за кадром фильма и почему канал выпустил документальный фильм, а не сериал
Фото предоставлено пресс-службой ВГТРК
Политический обозреватель телеканала «Россия» и автор фильма-разоблачения о Борисе Березовском Андрей Кондрашов в эксклюзивном интервью рассказал «Известиям», что осталось за кадром и каких действий он ждет от Следственного комитета.
— Сколько времени заняла подготовка фильма?
— Неполных четыре месяца. Это очень и очень недолго для того массива информации, который мы собрали и обработали.
— Вас и ваш фильм уже критикуют. Как вы реагируете на критику?
— Если фильм не оставляет равнодушными ту сторону нашей аудитории, которая симпатизирует таким, как Борис Березовский, критике от них я только счастлив.
— Адвокат Березовского Андрей Боровков намекает на новые дела в отношении Березовского и связь их с вашим фильмом. Кто заказал проект «Березовский»?
— Это был заказ моего родного канала. Мы придумали сделать этот фильм после того, как закончился суд Березовского с Абрамовичем. Нам захотелось подвести черту под долгой безбедной жизнью Бориса Абрамовича, чтобы поставить вопрос: а что же с ним будет дальше?
Когда мы начали снимать фильм, вдруг заговорили люди и открыли нам бешеные возможности в поиске материала. Все вокруг почувствовали, что машина Березовского и Патаркацишвили оказалась обескровлена. Только поэтому фильм получился совершенно неожиданно огромным. Нам пришлось отказаться от 40 минут контента и не делать сериал. Для фильма было выделено определенное место в сетке вещания, хотя проект и оказался в два раза больше, чем ожидалось. И нам пришлось вырезать некоторые моменты — например, о Поле Хлебникове…
— Там вы тоже нашли след Березовского?
— С нашей стороны вообще нет никаких однозначных утверждений, но некая причастность к его убийству Березовского просматривается во многих интервью. Мы также не позволяли себе делать какие-либо выводы относительно его участия в различных не совсем законных схемах. Этим должны заниматься наши следственные органы. Но израильтяне — тот же самый генерал Мизрахи, который возглавлял в МВД страны отдел по борьбе с русской мафией, говорит, что Россия до сих пор не учитывает один важный момент. Что для того, чтобы российские уголовники и бандиты перестали оставаться в почете в тех странах, где им предоставляют политическое убежище, юстиции нужно работать по лекалам международных организаций. Только тогда у иностранцев к тому же Березовскому появятся вопросы. С другой стороны, и израильтяне, и англичане отдают себе отчет, что закон бессилен перед этими людьми, пока они имеют политическую поддержку. В России ли, в Великобритании ли, в Израиле ли.
— На чем держалась, по-вашему, «машина Березовского»?
— На его деньгах и таланте по части выдумывания хитрых схем и криминальном обеспечении его схем со стороны Бадри Патаркацишвили. Бадри умер. И только деньги заставляли людей молчать. Но одна часть людей заговорила, когда мы готовили фильм, а несколько интервью у нас сорвались после информации, что семья Патаркацишвили перечислила Березовскому $100 млн. Два человека в Израиле из разведки, подготовившие было для нас материалы, отказались с нами общаться, заявив, что их жизни стоят гораздо дешевле $100 млн. А сейчас, если у Березовского пройдет сделка по продаже его активов в России, Украине и Грузии, если он продаст их другим российским олигархам, машина вполне может завертеться вновь и не исключено, что работать она будет снова против России.
— Адвокат Березовского говорит, что факты по делу «Аэрофлота» изложены неверно. Вы готовы к судебному разбирательству?
— Конечно. Во-первых, пусть адвокат посмотрит еще раз фильм. Мы лишь напоминали о некоторых фактах, например о деле «Аэрофлота», а все остальное излагали уволенный директор «Аэрофлота» Владимир Тихонов и Николай Ковалев, тогдашний директор ФСБ. И выводы делали они. Мы лишь предоставили возможность высказаться. Если будет иск, мы с удовольствием возьмемся доказать свою правоту и докажем ее.
— Вы стремились изобразить Березовского монстром, как утверждает его адвокат Боровков?
— Мы показывали его абсолютно тем человеком, которым он был и в кого превратился. Его знакомые в фильме вспоминают массу смешных историй — например, его торговлю пододеяльниками в Махачкале и торговлю комбикормами на Мытищинской птицефабрике. Тогда передохли все куры и колхозники хотели насадить Березовского на вилы, а он убегал от них по полям. Разве это монстр? Это образ маленького прохиндея. Если бы я хотел показать Березовского монстром, мы бы никогда не вспоминали о таких эпизодах. Это характеризует Березовского как махинатора сначала в небольших, а потом в глобальных масштабах.
— Вырезанного из фильма контента хватит на продолжение фильма «Березовский»?
— Пока я бы не стал что-то планировать, а понаблюдал за правоохранительными органами. Если факты, изложенные в материале, не станут для них основанием для проведения новых следственных мероприятий, я буду удивлен. Нам хотелось бы добиться этим фильмом большего, чем просто удивить аудиторию.
— Во время работы над проектом вы пытались связаться с Березовским?
— Конечно, я писал ему письма, SMS, разговаривал как минимум с шестью его друзьями, которые передавали ему мою просьбу об интервью. Но он так и не вышел на связь.
— Как вы лично относитесь к Березовскому?
— Он, безусловно, умный, верткий, абсолютно талантливый человек, я всё это признаю. Другое дело, что он редко говорит правду. На мой взгляд, Березовский, и не только он, в конце концов должны ответить за то, что когда-то обокрали российский народ и Россию. Я лично считаю Березовского первым в ряду, который должен продолжиться другими дельцами.
Одного пишем, шесть в уме
Писатель Виктор Топоров — о том, достиг ли желаемого эффекта фильм «Березовский»
Виктор Топоров. Фото: Светлана Васина
Телевизионный фильм-расследование Андрея Кондрашова «Березовский» длится 2,5 часа, а скучно не становится. Хотя, казалось бы, что нам Гекуба? Или, вернее, чего мы не знаем (или не подозреваем) о Березовском? Или даже не так: кому он нынче вообще интересен? Где, как говорится, дамы былых времен, а где прошлогодний снег? Или, в отечественной традиции, где имение, а где наводнение?.. Помню, прилетел к нам в Питер на совещание ведущих журналистов города (клуба лауреатов премии «Золотое перо») прямо из Лондона один суетливый «подберезовик» и, загибая пальцы чуть ли не на ногах, перечислил 17 главных причин, по которым «режим Путина» рухнет со 100-процентной гарантией в течение ближайших трех месяцев, — а дело происходило в декабре 2003 года, то есть ровно девять лет назад.
Конечно, БАБ — фигура (и фактура) выигрышная. В том смысле, что его и демонизировать не надо — он сам проделает и за демонизатора, и за экзорциста всю работу. Идея повесить на него всех собак буквально напрашивается, но ведь как признание обвиняемого не избавляет добросовестного следователя от сбора прямых и косвенных улик, потому что может иметь место и самооговор, так и саморазоблачения Березовского (вольные и невольные) необходимо «закрепить» свидетельскими показаниями его вчерашних и нынешних противников и сподвижников, — и эта работа в фильме проделана, вот почему он в отличие от иных агиток смотрится на одном дыхании.
Другое дело, что люди это всё, мягко говоря, неоднозначные, у каждого из них свои — не всегда просчитываемые — мотивы, и почва для обоснованных сомнений (как выразился бы, допустим, адвокат Генри Резник, промелькнувший в одном из кадров фильма за спиной у БАБа) в иных случаях остается. Хотя, с другой стороны, кое-где Кондрашов и Ко даже недорабатывают: рассуждая об убийстве одного сопредседателя созданной Березовским под себя партии — Сергея Юшенкова, забывают об убийстве и другого ее сопредседателя — Владимира Головлева, притом что третий сопредседатель — Михаил Коданев (ныне отбывающий наказание как раз за убийство Юшенкова) делает сенсационные признания прямо в кадре. Или, описывая трагикомическую историю покупки БАБом через подставное лицо знаменитой бразильской футбольной команды, почему-то забывают добавить, что через то же подставное лицо Березовский прикупил в свое время и издательский дом «Коммерсантъ».
Создатели фильма прямо или косвенно обвиняют Березовского в убийстве Влада Листьева, Бадри Патарцикашвили, Александра Литвиненко и того же Юшенкова, лишь в чудом сорванных украинскими спецслужбами покушениях на убийство Ивана Рыбкина (тогдашнего кандидата в президенты России и протеже самого БАБа) и Виктора Ющенко (кандидата в президенты Украины), а также в систематическом (и системном) подкупе и растлении всей правящей верхушки России в 1990-е, в дружбе и взаимовыгодном сотрудничестве с Шамилем Басаевым, в попытке захватить власть — не мытьем, так катаньем — в России, в Бразилии, в Украине, в Грузии и в Израиле. Обвиняют в строительстве — под прямым покровительством тогдашнего президента РФ Б.Н. Ельцина — финансовых пирамид АВВА и «ЛогоВАЗ», в расхищении и, по сути дела, в уничтожении «Аэрофлота». Обвиняют для круглого счета и в педофилии, не говоря уж об элементарных мотовстве и разврате... Обвиняют в большинстве случаев убедительно, с предъявлением эксклюзивных свидетельств, хотя повторю — чего этого мы не знали или как минимум не подозревали раньше?
Правда, у фильма «Березовский» есть один, по-видимому, не предусмотренный его авторами эффект. Фильм очень, фильм, я бы сказал, вопиюще дорог. Серьезные люди говорят здесь в кадр серьезные вещи, которых они ни за что не сказали бы, кроме как за серьезные деньги. Телевизионщики разъезжают по белу свету, открывают любые двери ногой, снимают в Лондоне вертолет-разведчик — и пролетают на нем не только над поместьем Березовского, но аж над самим «Цирком» (то есть над зданием МИ6). С понятной осторожностью я предположил бы, что фильм «Березовский» (а вернее, конечно, «Анти-Березовский») проспонсирован его недавним соперником по пресловутому лондонскому процессу для закрепления достигнутого там успеха. А если бы процесс затянулся, вполне мог бы оказать давление и на сам суд. Не зря же попало в телефильм и такое свидетельство: оказывается, $1 млн, якобы выплаченный Березовским чеченским террористам за выкуп похищенных прямо в Грозном английских психологов, был фактически выплачен из денег Романа Абрамовича.
Но есть и еще один эффект, о котором не подумал эвентуальный спонсор фильма, но наверняка подумали его непосредственные создатели. Самый отталкивающий персонаж показанного глубокой ночью по «России» фильма все же не сам БАБ (он тут — при всех ужасах и даже ужасах-ужасах-ужасах — скорее забавен и к тому же местами поразительно похож внешностью и ужимками на Михаила Жванецкого), а собирательный образ пресловутой «семибанкирщины», дружно — забыв на время обо всех раздорах — «вложившейся» в избрание полуживого Ельцина на второй срок в 1996 году и затем тысячекратно «отбившей» эту параполитическую инвестицию. Да, Ельцин правил во вторую легислатуру, как тогда говорили, «не приходя в сознание»; да, он отдал страну соратникам (и сородичам) на разграбление, как захваченный после долгой осады вражеский город; да, он «работал с документами» — но документы-то подсовывали ему они! И страну грабили тоже они! Грабили всемером — как минимум всемером. Почему же отдувается за всех (да и не больно-то пока отдувается) один Березовский? Или, скажем так, Березовский на пару с Михаилом Ходорковским, про которого тоже снимают разоблачительные телефильмы и который — в отличие от Березовского — отдувается отнюдь не по-детски.
У одного немецкого купца было пятеро детей. Двое стали всемирно знаменитыми писателями — Томас Манн и Генрих Манн; трое не прославились ничем. И вот один из этих троих, Виктор Манн, решив сообщить миру, что он и сам не промах — и уж во всяком случае ничуть не хуже знаменитых Томаса и Генриха, выпустил книгу под душераздирающим названием «Пятеро нас было, пятеро!». Вот и этих антигероев — семеро их было, семеро! А может быть, и семижды семеро — но остановимся пока на семерке. И, посмотрев 2,5-часовой телефильм «Березовский», мысленно подытожим: «Одного пишем, шесть в уме».
Источник: izvestia.ru.
Рейтинг публикации:
|