Существует закономерность: если мозги устроены так, что хочется честных выборов при отсутствии кандидата на выборы - то эти же мозги полагают, что умение рисовать в изобразительном искусстве не обязательно.
Казалось бы, для того, чтобы плавать ("честно плавать") нужно налить в бассейн воду. Для того чтобы выбирать ("честно выбирать") нужно иметь альтернативного кандида…
та с программой. Для того, чтобы создавать произведение изобразительного искусства ("честно создавать") нужно изображать.
Трудно плавать вне воды, выбирать без альтернативной идеи, изображать помимо изображения - но эта трудность преодолевается шаманским способом.
Если долго раскачивать лодку - все само устроится.
Йозеф Бойс был солдатом нацистской Германии, принес зло русским людям, летал над Россией, потом сделался авангардным художником - рисовать не умел, составлял разные предметы вместе, это называется инсталляция. Он был эпатажный человек, все время что-то делал смешное; отечественные юноши, рисующие пенис на мосту и лающие в голом виде - идут по его стопам. Студенты в Дюссельдорфе его обожали - и сейчас любят цитировать пророческие слова: лучшее что вы можете сделать, это взять топор и разрубить холст. Эту фразу, благоговея перед мудростью мастера, мне сказал в Дюссельдорфе юноша с оранжевыми волосами. Он тоже что-то свободолюбивое делал - писал или какал, не помню точно. Бойс был забавник: то лежал в снегу Чикаго, изображая мертвого гангстера, то соединял разные трубки и гонял по ним мед и сало. Как и про всех такого рода забавников - про него распустили слух, что вообще-то он рисовать умеет, это он нарочно не рисует. Так точно говорили и про Кабакова, и про Ворхола. Никто из них, конечно, рисовать не умел - Кабаков рисует на уровне "Веселых картинок", где долгие годы был иллюстратором, а Бойс рисовал на уровне ученика второго класса. В Дюссельдорфе плохо преподавали рисунок - а таланта пластического у парня не было. Но Бойсу это умение было не нужно. Он хотел иного: ему хотелось самовыражаться (есть такое малопонятное слово), являть миру сокрушительную волю. Особого послания (как говорят: "мессиджа") у Бойса не было - он говорил загадочно, как юродивый: мед, сало, демократия, масло, дискурс. Если послушает такую речь неподготовленный - подумает про Бойса: идиот. А люди подготовленные уважительно скажут: пророк. Правда, что именно он пророчествует - неведомо. Но это и не важно. Важно раскачивать лодку. Бойса называют возвышенно и загадочно: шаман.
Бойс очень нравится мещанам: им вообще нравятся загадочные слова "демократия" "инсталляция" "деривативы", "дискурс" - мещанам кажется, что там, за этими высоколобыми терминами, сокрыто умное - а значит, и хорошее. Втюхивать мещанам демократию и инсталляции - работа легкая: надо рассказать что авторитеты продукт ценят (в музее висит, богач купил, Черчилль похвалил, в лучших странах это носят) - и мещанин прийдет в неистовство..
Никогда мещанин не додумается до такой простой вещи, что никто бы не стал ему объяснять (и никто не объясняет) величие Сикстинской Капеллы - как никто не объясняет ему преимуществ любви к ближнему. Эти вещи самоочевидны - оттого как бы и не считаются за норму.
А вот то, что инсталляция есть искусство, а круговая порука обманщиков есть правовое государство - вот это мещанину втолковывает тысяча авторитетных специалистов.
Бойс занимался тем, что интриговал мещан, пугал их тем, что существует некая над-человеческая энергия (элементы, стихии) бытия. Это, вообще-то, абсолютно фашистская мысль - мысль неглубокая и пугательная. Вот вы, люди, вы просто живете - а есть стихийные силы, гуляющие по миру. И в подтверждение этих значительных слов Бойс показывал мещанам предметы, наделенные магической силой: мертвого зайца, сало, воск, мед.
Вот и все. И больше ничего.
Это очень бедная мысль.
Но мещанину она представляется грандиозной: стихии! образа нет! уууу! как страшно!
И то, что Бойс присовокуплял к этому набору слов громоподобные заклинания "демократия" и "свобода" - делало эффект сокрушительным.
Надо сказать, что обманщиков в мире много - не одни только банкиры. Спустя сто лет все более или менее разобрались в том, что Распутин был шарлатан. Надо надеется, что с течением времени все подобное политическое шаманство будет разоблачено. А вот сколько времени должно пройти, чтобы фашистский летчик, рассказывающий публике, что образ умер и настало время стихий - сколько времени надо, чтобы люди поняли, что на сцене перед ними обыкновенный Распутин -- вот это науке неизвестно.
Людей вообще манит всякая гадость. Мальчики хотят попасть в дурную компанию и ругаться матом как большие; девочки едут к плейбоям на дачу, не заботясь о последствиях; а доверчивые мещане слушают рассказы о стихиях Бойса и о том что образ умер - а потом идут и требуют честных выборов.
И если мещане будут себя хорошо вести, к ним в бассейн нальют воду. Интересно, каково это: раскачивать лодку в бассейне с водой - до сих пор мы раскачивали всухую. Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|